Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

На Первом канале начинается показ сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие» — остросоциальной драмы о насилии, возмездии и справедливости, вышедшей ранее в онлайн-кинотеатре KION. Это лучшая работа постановщицы со времен потрясшего многих 12 лет назад сериала «Школа», такая же эмоциональная, дискомфортная для просмотра и далеко не оптимистичная, несмотря на кажущийся хэппи-энд. Предупреждаем, в тексте содержатся спойлеры.

«Обоюдное согласие»: Не верь, не бойся, не молчи
фото: PR-служба KION

Изнасилование, согласно уголовному кодексу, считается тяжким преступлением, но лишь каждая пятая или седьмая пострадавшая обращается в полицию. Еще меньше возбуждается уголовных дел, ведь доказать такое преступление крайне сложно. Куда проще уговорить потерпевшую забыть о случившемся. Часто жертвы соглашаются молчать и забирают заявления. Нередко, не в состоянии справиться с травмой, они кончают жизнь самоубийством.

Анна Федорова (Светлана Иванова) – учительница русского языка и литературы в небольшом российском городе Приморске, вернувшаяся сюда из Москвы пять лет назад. В первых кадрах, прыгнув с борта яхты, в красном платье и без трусов она вылезает на берег и направляется в местное отделение полиции. Там объявляет, что стала жертвой группового изнасилования и хочет написать заявление на трех своих старых приятелей. Один из них заместитель мэра, второй – его родственник, третий – крупный бизнесмен. Заведение дела пытается спустить на тормозах одна из следователей (Мария Голубкина), в ход идет стандартный набор аргументов: ничего не добьешься, только навредишь и себе, и близким, а это точно было изнасилование, может чего спьяну попутала или сама-виновата? Но Анна упорствует. Второй следователь предпенсионного возраста (Андрей Козлов) оказывается более добросовестным и начинает по крупицам собирать показания. Обвиняемые как один отрицают вину, не скрывая своего раздражения. Очень быстро обстоятельства происшествия узнают коллеги Анны по школе (презирают), ученики-старшеклассники (издеваются), ее мать (недоумевает), затем весь город (шарахается), а потом даже из Москвы приезжает журналистка (Анастасия Стоцкая), чтобы освещать ход ставшего громким дела. Внезапно вскрываются нелицеприятные подробности ее прошлой жизни. Да такие, что даже душка-следователь Нестеренко начинает сомневаться в том, что она говорит правду.

«Обоюдное согласие»: Не верь, не бойся, не молчи
фото: PR-служба KION

Сценарий «Обоюдного согласия» писали четверо драматургов, среди которых наиболее известна Анастасия Пальчикова, умеющая извлекать и перерабатывать актуальные нарративы из жизни. Закрученный сюжет «Обоюдного согласия» совершает бесконечное количество поворотов, держит в напряжении, ведет по ложным следам, не единожды обманывая, меняя стандарты и тем самым сталкивая с привычного образа мысли. Основной сюжет развивается линейно, а множественные флешбэки подкидывают мотивации, проявляют белые пятна, но до последнего момента не выдают интригу до конца. Начинается все как типичная драма про несправедливый мир и полицейскую нечистоплотность, затем разворачивается на 180 градусов и становится историей о ложном обвинении в изнасиловании, финал, хоть и возвращает веру в человечность (и добропорядочность сценарной группы), оставляет внутри чувство душевной разобранности.

Режиссура Валерии Гай Германики привычно закатывает в шероховатый и серый бетон реализма, методично и беспощадно. Главное оружие постановщицы – непритязательная прямота в съемке, построении мизансцен, интонациях. Так было в «Школе» (2010), снятой ручной камерой, одновременно и раздражающей неказистостью, и вызывающей оторопь правдивостью. Отчасти тот же метод использован и в последующем сериале о женских судьбах – «Краткий курс счастливой жизни» (2011), а дальше в фильмографии Германики начался период экспериментов с формой и цветом. И только после документального «Папы» (2021) критика возвестила ее возвращение к собственным истокам. «Обоюдное согласие» играет на оголенных нервах, здесь есть довольно жестокие сцены изнасилования, буллинга, нецензурная брань и прочие пробивающие защитную оболочку вещи, и все это не тонируется, как в «Да и да» (2014) или «Мысленном волке» (2018) разномастными фильтрами.

«Обоюдное согласие»: Не верь, не бойся, не молчи
фото: PR-служба KION

Правдоподобия добавляют непрофессиональные артисты, в частности, Андрей Козлов, известный интеллектуал из передач «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». Его манера существования в кадре сильно отличается от коллег, и именно с его персонажем прежде всего олицетворяет себя зритель, чувствуя от серии к серии то же, что и его следователь Нестеренко. Даром что полицейский, феминный этот персонаж соединяет в себе одновременно и справедливость, и милосердие в мире, где обычно приходится выбирать либо-либо. В нем много мягкости, чуткости, добросердечия. Остальные герои мужского пола – либо слабаки, либо насильники, либо и то и другое одновременно. В любом случае, они чувствуют себя хозяевами жизни.

Женские персонажи разнообразнее, сложнее, а героиня Ивановой и вовсе темная лошадка, сперва ей отчаянно сочувствуешь, затем видишь, что она не похожа на добропорядочную училку, но всю дорогу пытаешься заглянуть ей в голову и найти оправдания, ведь она в одиночку борется с системой. Ее решительность совсем не похожа на поведение жертвы. В то время, как общественное мнение постепенно встает на ее сторону, появляется уверенность в том, что Анна все-таки оговаривает своих друзей. Да, делает она это во имя справедливости, потому что мужчины виновны в смерти ее подруги, но даже не осознают своей вины. Да, ее способ действует и на реальных жертв насилия, которые, вдохновляясь примером, начинают говорить, а это единственное, что может изменить общество. Но возмездие все равно совершается по закону личной мести, по принципу «Ворошиловского стрелка», только при помощи не оружия, а лжи во имя правды. Так добро, побеждая зло, перестает быть добром.

Сериал «Обоюдное согласие» смотрите на Первом с 23 июня или целиком в онлайн-кинотеатре KION

«Обоюдное согласие»

обсуждение >>

№ 9
Птюч   26.06.2024 - 05:03
... Макарову лет, как Голубкиной. Вы там чем думаете, когда такое пишите? читать далее>>
№ 8
Прослушка Машка (Кумертау)   25.06.2024 - 21:10
Люблю Иванову, но сериал отвратный. читать далее>>
№ 7
Yanina Sokolova   25.06.2024 - 12:10
Мне не понравилась тема изнасилования. Явно у режиссера и сценаристов не хорошо с головой и логикой. Полный жескач! читать далее>>
№ 6
Igor D.88   24.06.2024 - 16:33
Интересно хотя бы с того, что Германика сняла в фильме совсем разных людей, половина которых даже не актеры. читать далее>>
№ 5
Анастасия Ал. Благинина   24.06.2024 - 16:16
Я считаю, что за такие псевдо-"реалистичные" сериалы нужно если не судить, то штрафовать. Аморальщина сплошная, что не удивительно с такой режиссёршей, как Гай Германика. До тв допускать нельзя.... читать далее>>

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия
Россия, 2025
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен