Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

Мы начинаем подводить итоги 2021-го и уже скоро поделимся — впервые в истории ресурса — списком любимых аниме года. Однако не все яркие события отчетного периода укладываются в табель его достижений, провалы — тоже важная часть разговора об индустрии и массовой культуре. Например, многое можно понять, прослушав балладу о «Ковбое Бибопе» от Netflix. Максим Бугулов рассказывает о феномене оригинального аниме, достоинствах и недостатках сериала по его мотивам, а также почему киноадаптации японской мультипликации так часто не удаются.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Рынок аниме продолжает шириться, подобно плоти Тэцуо в «Акире»: аналитики предсказывают, что к 2030-му он (рынок, не Тэцуо) увеличится в полтора раза. Цифры, переваливающие за $20 миллиардов, не могут не привлекать внимания смежных индустрий: неудивительно, что американские студии все чаще предпринимают попытки урвать кусок от денежной пиньяты с помощью адаптаций в формате игрового фильма. Аналогичная ситуация происходит и с играми: в США объем видеоигрового рынка уже затмил кино- и музыкальную индустрии вместе взятые. Отсюда — бедствия в форме «Обителей зла», «Мортал Комбатов», «Анчартедов», «Охотников на монстров» и прочих «Соников».

Недавний кейс стремительно закрытого «Ковбоя Бибопа» от Netflix в этой связи особенно любопытен. Критики приняли сериал более чем прохладно, зрители в выражениях тоже не стеснялись. И если цифры на разномастных агрегаторах выдают относительно выхолощенную картину, то коммент-секции раскалены добела хейтом и дизлайками.

«Ковбой Бибоп» позволяет взглянуть на положение киноадаптаций аниме в целом, однако его случай — чуть сложнее, чем кажется на первый взгляд.


В космосе никто не услышит твой джем-сейшн: феномен и судьба оригинального «Ковбоя Бибопа»

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Для аниме «Ковбой Бибоп» режиссер Синъитиро Ватанабэ и недавно почившая сценаристка Кэйко Нобумото взяли самый большой казан, какой только можно было раздобыть в Японии, и принялись методично сбрасывать в него самое дорогое. «Чужой» Ридли Скотта и спагетти-вестерны Серджо Леоне, шедевры нуара, французской новой волны, якудза-эйга и блэксплотейшна (в частности, «Крепкий кофеек» с Пэм Гриер), крутосваренность гонконгских боевиков конца 80-х, рукопашный бой Брюса Ли, авантюры Арсена Люпена III и мало ли что еще. Чтобы эклектичные ингредиенты не превратились в варево, прослойкой послужили два компонента: джаз, играющий более важную роль, чем просто саундтрек, и тоска по 1970-м с их космическими ковбоями, пиратами и дуэлями («Галактический экспресс 999», «Капитан Харлок», «Космический крейсер “Ямато”», «Мобильный воин Гандам»).

Читать Как будто в бурях есть покой: портрет Ридли Скотта
Вопреки распространенному мнению, в Японии нежно любят и ценят «Ковбоя Бибопа», даже награды имеются. Однако на западе детище Ватанабэ превратилось в гранитный культ со столь мощной поп-культурной вибрацией, что новые поколения зрителей усваивают сакральность «Бибопа» вместе с детской молочной смесью.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

В США аниме как явление начало аккумулировать силу лишь в конце XX века: VHS и кабельное обрушили на американских зрителей «Акиру», «Драконий жемчуг Зет», «Призрака в доспехах», «Красавицу-воина Сэйлор Мун» и, конечно же, «Ковбоя Бибопа». Удачное время и визуальные образы, понятные и привычные на западе, стали глашатаями успеха: мало кто сможет конкурировать с приключениями Спайка Шпигеля и его команды в номинации «самое гайдзинское аниме». В такой дружелюбной и располагающей обстановке отлично раскрылись и козыри Ватанабэ: выпуклые персонажи с тяжелой судьбой и неглупый нарратив, делающий небольшой шаг в сторону от привычных монохромных конфликтов.

Читать Сомнения — враг мечты: феномен «Сейлор Мун» и рецензия на новейший фильм
При всем своем успехе, «Бибоп» так и не развился в большую франшизу: 26 эпизодов да полнометражное аниме — вот и весь сказ. В США и Европе этого хватило для нерукотворного монумента и вечной памяти, а вот в родной Японии культ космических ковбоев Ватанабэ отшвырнули на второй план медиа-франшизы о 500 сериях с сопутствующими видеоиграми, коллекционными фигурками, одеждой и собственными аниме-кафе.


Сон, от которого не проснуться: что (не) получилось в «Ковбое Бибопе» от Netflix

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Ностальгия по 80-м все еще манит прокатиться на диковинных аттракционах прошлого, но уже уступает место новому поколению и его душевной тоске по 90-м. Если от «Кошмара на улице Вязов» и «Охотников за привидениями» нас отделяют почти полвека, то тучные (по-американски) и лихие (по-русски) 90-е случились, на языке 30-летних, относительно недавно. Многие адепты славной эпохи еще пребывают в добром здравии. Оттого даже истосковавшийся по той поре взор подмечает огрехи форсированного контента с особым тщанием.

Слушать Подкаст об «Акире»
Лайв-экшн по легендарному аниме-сериалу — задача, изначально требующая от создателей идти против течения. В случае с «Бибопом» дополнительная сложность в том, что нельзя просто скопировать ракурсы и ритм Ватанабэ. Если в аниме положение камеры смотрелось ярко и непривычно, то живые актеры в кадре неизменно превращают затею в упражнение для киношколы. Шоураннер Кристофер Йост вместе с командой сценаристов и режиссеров постарался обойти этот аспект с помощью дриблинга: фирменные элементы на месте, но стоят в переделанных декорациях и при незнакомом освещении.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Новый «Ковбой Бибоп» по-прежнему щеголяет великолепной музыкой Ёко Канно, швыряет в кадр знакомых второстепенных персонажей, копирует сюжеты и жонглирует десятками отсылок — обязательную программу фансервиса можно считать успешно откатанной. Наиболее часто нетфликсовскому детищу достается за видеоряд, сценарий и персонажей: скрипт принято лупить за глупые шутки и несостыковки, визуал — за дешевизну, а протагонистов — за удаленность от оригинала.

Смотреть онлайн «Призрак в доспехах» Руперта Сандерса
Тут стоит отметить, что крепкая фанбаза любого тайтла — не важно, аниме или видеоигры — почитает за канон исключительно косплей. Детали костюма, черты лица — все должно быть соблюдено, в противном случае — праведный гнев и обсценная лексика в комментариях. Скажем, Фэй Валентайн не простили не перемену сексуальной идентичности, а иной характер, восприняв его как надругательство над любимой героиней. Началось массовое недовольство и вовсе на стадии тизера, когда миру явили новый наряд Фэй — менее объективирующий, а следовательно, неканоничный.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

«Ковбой Бибоп» образца 2021 года действительно другой. В определенных моментах — это неизбежно, в других — прискорбно: Вишес из внушающего трепет антагониста превратился в персонажа Loony Tunes. И это не ошибка в коммуникации между режиссерами и актером, а осознанный художественный выбор: юмористически выпученные глаза, карикатурно-мультяшное поведение — Алекс Хэсселл здесь копирует скорее Рауля Хулиу из «Уличного бойца», чем готического злодея из аниме.

Смотреть онлайн «Вороны: Начало» Такаси Миике
Однако еще печальнее, что за хейтом потерялись достоинства адаптации. Например, потрясающая работа Джона Чо над образом Спайка Шпигеля: походка, язык тела — со спины актер и нарисованный ковбой практически неотличимы. Ситуационный юмор и обилие fuck-лексики получили свою порцию порицания от зрителей, однако музыкальные отсылки, поклоны Дикому Западу и неонуару почти не удостоились внимания.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Между тем «Бибоп» может предложить не только мета-юморески про мамочек (Джон Чо стал известен после сцены из «Американского пирога», где скандировал слово MILF; после этого оно пошло в народ), но и смастерить гэг, объединяющий Дока Холлидея и Билли Холидей, вспомнить старый трек Фрэнка Заппы про Сюзи Кримчиз или иронично втиснуть себя между «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта и «Солдатом» Пола У.С. Андерсона.

Читать Не только «Обитель зла»: как полюбить Пола У.С. Андерсона
Главная проблема «Ковбоя Бибопа» та же, что у «Призрака в доспехах», нетфликсовской же «Тетради смерти» и прочих западных попыток «оживить» японскую анимацию. Они сталкиваются с рекурсией — или «трудностями перевода».


Следы на пыльных тропинках удаленных планет: почему киноадаптации аниме не работают

«Ковбой Бибоп». Трейлер с русскими субтитрами


С точки зрения географии Япония — страна уникальная. Она составляет около процента от всей суши, однако вмещает в себя 7% мировых вулканов. Больше 70% территории занимают горы, а сама страна расположена на стыке четырех тектонических плит. Цунами, ураганы, тайфуны и землетрясения — привычные для населения заголовки. В столь тяжелых условиях особую роль занимают окружающие люди: если нельзя положиться на милость богов, то нужно, по крайней мере, быть уверенным в ближнем своем. Отсюда проистекает некоторая закрытость японцев и их любовь к жесткой унификации.

Читать Надежды маленький оркестрик: сериалы для поднятия командного духа
В аниме школьники и школьницы могут красоваться ярким цветом волос и кастомизацией униформы, однако в реальной жизни японские учащиеся вынуждены неуклонно следовать внушительному своду правил вплоть до старшей школы. Даже сейчас некоторые родители вынуждены получать справку от врача, если у ребенка цвет волос отличается от установленного нормативами — таковы правила, в основе которых — историческое стремление к четкой системе распознавания «свой/чужой».

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Если же в культуру проникает нечто инородное, оно мгновенно обрабатывается культурным соком и абсорбируется, пока прочно не будет идентифицироваться с Японией. Так произошло с кастеллой, которая из португальской диковинки стала традиционной сладостью. То же случилось с виски, джазом, джей-роком. И кинематограф — не исключение: дзицуроку, поджанр якудза-эйга, родился из стремления дать японский ответ «Крестному отцу», а аниме — догнать и перегнать американский Disney, строго в соответствии с тенденциями эпохи Сёва.

Читать Вы киборги, господа: рецензия на «Призрака в доспехах»
«Ковбой Бибоп» из 1990-х честно выдавал уже переработанный культурный код западного маскульта, как японцы поступают и с иностранными словами, вроде «аниме» или «ранобэ», в котором уже сложно узнать английское light novel. Киноадаптация же столкнулась с тем, что исходный код отсылает к западным же визуальным и стилистическим приемам, но уже не пригоден к копированию. Произошла рекурсия. Змей укусил себя за хвост. Культурный гугл-транслейтор справился с переводом фразы на иностранный язык, но, пытаясь вернуть ее к исходной азбуке, выдает какую-то бессвязную белиберду.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

В сложившейся ситуации с тяжелейшим культурным уравнением Йост капитулировал. Точно так же до него выбросил белый флаг британец Руперт Сандерс во время работы с «Призраком в доспехах». Фанбойство с фансервисом здесь не панацея: одежда может служить признаком «своего», но никак не заменой культурному феномену и смысловому ядру.

Читать Убью вашу нечисть: рецензия на «Ведьмака»
Был ли новый «Ковбой Бибоп» так плох, чтобы закрывать лавочку и посыпать голову пеплом? Вряд ли (и уже 50 000 человек подписали петицию за спасение сериала). Ни сам по себе, ни в сравнении с оригиналом, ни, тем более, в мире, где существует нетфликсовский же «Ведьмак». У лайв-экшна более чем достаточно проблем, но он отнюдь не беспомощен. Тем временем аналитики уже начали предсказывать закат кинематографических аниме-адаптаций, по-видимому забыв, что один только Такаси Миике снял больше десятка экранизаций манги, аниме и видеоигр, в том числе — легендарных и культовых: от «Ичи-киллера», «Невероятных приключений ДжоДжо» и «Воронов» до «Первоклассного адвоката» и «Подобного дракону». Общее же количество выпускаемых в Японии экранизаций поддается исчислению лишь с калькулятором.

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

Западное жанровое кино слишком полагается на формулы. Будь то ромком, слэшер или экранизация комикса: пока нет лекала, успехи могут быть лишь разовыми. Золотые годы романтических комедий прошли — привычные паттерны оживляют и модернизируют разве что квир-персонажи и сюжеты. Слэшеры тоже достигли потолка и сегодня увлечены деконструкцией или кроссоверами с другими жанрами. Формула для кинематографической супергероики, изобретенная Marvel, выдохлась, а новая еще не придумана.

Слушать Подкаст про «Ичи-киллера»
Пока шоураннеры и сценаристы не изобретут быстрорастворимый и приемлемый для зрителя способ адаптировать аниме, они обречены наблюдать, как осколки западной культуры, скрепленные исключительно японскими находками, снова превращаются в разрозненную гору приемов. Едва ли в этом циклоне «Ковбой Бибоп» станет последней каплей, подобно тому, как квест E.T. стал триггером, спровоцировавшим видеоигровой коллапс 1983 года. Ставки не так уж высоки, а рынок развлечений, будь то кино или аниме, растет. Новые попытки не заставят себя ждать.

Другой вопрос: станут ли режиссеры и сценаристы внимательнее к материалу? И будут ли фанаты и комментаторы добросердечнее к тому, что смотрят?

Скоро узнаем, космический ковбой!

Космическая гонка: феномен «Ковбоя Бибопа» и проблема с экранизациями аниме

обсуждение >>

№ 2
Lusia Happy (Москва)   25.12.2021 - 15:56
Вообще не понимаю, как из такого большого количества аниме в принципе выбирают что-то прям хорошее. А по поводу экранизации - ну это прям задача не из легких читать далее>>
№ 1
Дарья Деркач   23.12.2021 - 12:25
Если честно, мне кажется, что переснимать аниме в игровое кино идея очень спорная - аниме хорош именно тем, что это рисованный мультфильм читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

Россия, 2024
триллер
Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
биография, драма, мелодрама
Бельгия, Франция, 2024
драма, музыкальный фильм, фэнтези
Италия, Франция, 2024
боевик, детектив, триллер, экранизация
Великобритания, США, 2025
романтическая комедия
Россия, 2025
мелодрама
Япония, 2013
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram