Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

26 сентября на Первом канале стартует сериал «Собор» — вроде как, масштабное историческое полотно о реформах петровской эпохи. Хотя, судя по первым сериям, больших надежд на проект, уже не первый год фигурирующий в списках ожидаемых, возлагать все же не стоит. «Собор» вовсе не духоподъемный эпос, а костюмированная мелодрама о сложностях любви при рабовладельческом строе и вечном для отечественных просторов поиске какой-никакой свободы.

«Собор»: Суженый и ряженые

Иван (Сергей Марин) да Марья (Светлана Иванова) выросли вместе, но только приблизившись к возрасту вступления в брак — актуально, впрочем, скорее, для Марьи, семейный статус Ивана мало кого волнует — осознали неравенство своих социальных статусов. Она – княжна со старорежимным отцом-узурпатором Бадариным (Александр Балуев). Он – холоп, которому то и дело напоминают о его безвольном статусе. Примерно в такой же эксцентричной манере, как в одноименной комедии с Милошем Биковичем. Только в «Соборе» дела ведутся на полном серьезе.

В бадаринской подмосковной усадьбе рабовладельческий строй похлеще, чем в Древнем Египте. Нормально построить мост русских мужиков, конечно, не заставишь, но смекалка у холопов работает — придержат шаткую деревянную конструкцию для важных гостей, чтобы барин не гневался. У князя Бадарина жизненный период, впрочем, так себе: дворовая девка вдруг решила родить от него бастарда, взрослая дочь Мария на выданье, но якшается с крепостным, чем провоцирует идущие в саму Москву слухи о своем непристойном поведении, а сын Андрей (Алексей Бардуков) и вовсе какой-то иноагент: все повторяет, что «в Европе крестьяне не рабы», да мечтает сбежать в немецкую слободу, поближе к Петру Первому, при котором Россия наконец должна стать свободной. Каких только заблуждений нет в молодой голове — власть в Отечестве неизменна, она же богом данная.

«Собор»: Суженый и ряженые

Фундамент «Собора» сугубо патриархальный, возведенный на консервативной власти мужчин. Героинь можно пересчитать по пальцам одной руки — все, само собой, несчастны. Княжна Мария, вроде, и тянется к безродному суженому Ивану, но все риски понимает — и с криком «Я никогда не рожу от раба» все-таки погружается в пучину поиска «нормального», то есть полагающегося по статусу, жениха. Ивану терять, кроме возлюбленной, особо некого и нечего, поэтому он на всякий случай отрекается от Бога, хотя и до этого завсегдатаем местной церкви не числился. Побитый, он убегает из бадаринской усадьбы, а потом от поймавших (и, кстати, выходивших его) разбойников. Следующая остановка на пути этого «колобка» — Преображенский полк, где холопа тоже, конечно, встречают с не самыми распростёртыми объятиями. Но Петру (Максим Аверин) парень все-таки запоминается, особенно после того, как тот отмутузил Меншикова (неожиданно Ян Цапник). Есть, в общем, какая-то мощь в этом исконном русском народе. Хоть и довольно бессмысленная, но это уже тема другого сериала.

«Собор»: Суженый и ряженые

«Собор», кажется, собирает все штампы исторических телемувиков. Ряженые артисты и артистки, народные и заслуженные, нарочито серьезно проговаривают реплики, прописанные сценаристом Александром Шевцовым, которому до этого доводилось лишь «осовременивание» истории в дилогии «Мы из будущего» и фильме «Рубеж». Петровской эпохе эти пафосно-мелодраматичные диалоги не идут вовсе, как и «народная», какая-то гуслично-балалаечная музыкальная тема, неожиданная для композитора почти всех сериалов «Среды» Райана Оттера. Оттого, что артисты в этом — очевидно даже по картинке — не особо претендующем на историчность пространстве существуют со звериной серьезностью, так и хочется шепнуть Аверину-Петру: «Простите, у вас ус отклеился».

Сделай режиссер Сергей Гинзбург, адепт пыльного телеретро (он снимал сериалы «Отчим», «Зорге» и «Убить Сталина»), из «Собора» сказку в духе Александра Роу — про Иванушку-дурачка и Марью-искусницу — цены бы сериалу не было. Тогда бы и звездный мискаст с приклеенными усами и бородами, в видавших виды «мосфильмовских» костюмах сошел бы за концептуальное решение. Но – увы – про отечественную историю у нас по-прежнему либо излишне пафосно, либо никак. И в этом плане «Собор» никаких реформ, в отличие от Петра Великого, не осуществил.

Смотреть «Собор» в мультимедийном сервисе Okko.

«Собор»

обсуждение >>

№ 18
ГеоргГеорг   22.10.2022 - 22:18
Птр Прв Классический, у Дюжева в Тоболе он тупа Моцарт из "Амодей" сплюснутый с вадиком из "Жмурки". Но когда Птр Прв просит целовать кое-что традиционное, это ошибка более выпиющая... читать далее>>
№ 17
Марина_49 (Краснодар)   6.10.2022 - 12:47
Интересный сериал ! Спасибо актерам и создателям : Сергей Марин (Иван Старшов) - главная роль ; Светлана Иванова Обожаю Светлану ! (Мария , княжна) - главная роль ; Александр Балуев (князь Бадарин... читать далее>>
№ 16
Rogneda (Петропавловск)   5.10.2022 - 18:24
... Вот полностью согласна! Смотрела буквально запоем, очень понравился сериал! читать далее>>
№ 15
irbis077   2.10.2022 - 18:15
мдя... Боярская дочь явно в девках задержалась, на лице все 40 лет.Неужели нельзя было найти молодую актрису? Марин из этой же оперы. читать далее>>
№ 14
Зиновия (Москва)   29.09.2022 - 18:40
Мне тоже понравился сериал! Артисты все мной любимые и история вполне интересная. Может не очень достоверная, но мы ведь не на историческом факультете лекции слушаем... читать далее>>

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия
Россия, 2025
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram