26 сентября на Первом канале стартует сериал «Собор» — вроде как, масштабное историческое полотно о реформах петровской эпохи. Хотя, судя по первым сериям, больших надежд на проект, уже не первый год фигурирующий в списках ожидаемых, возлагать все же не стоит. «Собор» вовсе не духоподъемный эпос, а костюмированная мелодрама о сложностях любви при рабовладельческом строе и вечном для отечественных просторов поиске какой-никакой свободы.
Иван (
Сергей Марин) да Марья (
Светлана Иванова) выросли вместе, но только приблизившись к возрасту вступления в брак — актуально, впрочем, скорее, для Марьи, семейный статус Ивана мало кого волнует — осознали неравенство своих социальных статусов. Она – княжна со старорежимным отцом-узурпатором Бадариным (
Александр Балуев). Он – холоп, которому то и дело напоминают о его безвольном статусе. Примерно в такой же эксцентричной манере, как в одноименной
комедии с
Милошем Биковичем. Только в «Соборе» дела ведутся на полном серьезе.
В бадаринской подмосковной усадьбе рабовладельческий строй похлеще, чем в
Древнем Египте. Нормально построить мост русских мужиков, конечно, не заставишь, но смекалка у холопов работает — придержат шаткую деревянную конструкцию для важных гостей, чтобы барин не гневался. У князя Бадарина жизненный период, впрочем, так себе: дворовая девка вдруг решила родить от него бастарда, взрослая дочь Мария на выданье, но якшается с крепостным, чем провоцирует идущие в саму Москву слухи о своем непристойном поведении, а сын Андрей (
Алексей Бардуков) и вовсе какой-то иноагент: все повторяет, что «в Европе крестьяне не рабы», да мечтает сбежать в немецкую слободу, поближе к Петру Первому, при котором Россия наконец должна стать свободной. Каких только заблуждений нет в молодой голове — власть в Отечестве неизменна, она же богом данная.
Фундамент «Собора» сугубо патриархальный, возведенный на консервативной власти мужчин. Героинь можно пересчитать по пальцам одной руки — все, само собой, несчастны. Княжна Мария, вроде, и тянется к безродному суженому Ивану, но все риски понимает — и с криком
«Я никогда не рожу от раба» все-таки погружается в пучину поиска «нормального», то есть полагающегося по статусу, жениха. Ивану терять, кроме возлюбленной, особо некого и нечего, поэтому он на всякий случай отрекается от Бога, хотя и до этого завсегдатаем местной церкви не числился. Побитый, он убегает из бадаринской усадьбы, а потом от поймавших (и, кстати, выходивших его) разбойников. Следующая остановка на пути этого «колобка» — Преображенский полк, где холопа тоже, конечно, встречают с не самыми распростёртыми объятиями. Но Петру (
Максим Аверин) парень все-таки запоминается, особенно после того, как тот отмутузил Меншикова (неожиданно
Ян Цапник). Есть, в общем, какая-то мощь в этом исконном русском народе. Хоть и довольно бессмысленная, но это уже тема другого сериала.
«Собор», кажется, собирает все штампы исторических телемувиков. Ряженые артисты и артистки, народные и заслуженные, нарочито серьезно проговаривают реплики, прописанные сценаристом
Александром Шевцовым, которому до этого доводилось лишь «осовременивание» истории в
дилогии «
Мы из будущего» и фильме «
Рубеж». Петровской эпохе эти пафосно-мелодраматичные диалоги не идут вовсе, как и «народная», какая-то гуслично-балалаечная музыкальная тема, неожиданная для композитора почти всех сериалов «Среды»
Райана Оттера. Оттого, что артисты в этом — очевидно даже по картинке — не особо претендующем на историчность пространстве существуют со звериной серьезностью, так и хочется шепнуть Аверину-Петру:
«Простите, у вас ус отклеился».
Сделай режиссер
Сергей Гинзбург, адепт пыльного телеретро (он снимал сериалы «
Отчим», «
Зорге» и «
Убить Сталина»), из «Собора» сказку в духе
Александра Роу — про Иванушку-дурачка и Марью-искусницу — цены бы сериалу не было. Тогда бы и звездный мискаст с приклеенными усами и бородами, в видавших виды «мосфильмовских» костюмах сошел бы за концептуальное решение. Но – увы – про отечественную историю у нас по-прежнему либо излишне пафосно, либо никак. И в этом плане «Собор» никаких реформ, в отличие от Петра Великого, не осуществил.
Смотреть «Собор» в мультимедийном сервисе Okko.
«Собор»
обсуждение >>