Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

За разговорами об «Игре в кальмара» мог затеряться новый хоррор-хит Майка Флэнегана на Netflix — «Полуночная месса». Как режиссер «Тишины» и «Призраков дома на холме» составил хоррор-энциклопедию веры, рассказывает Дарья Тарасова.

«Полуночная месса» Майка Флэнегана: Вера исчезает в полночь

Блудный сын Райли Флинн (Зак Гилфорд из «Огней ночной пятницы») с позором возвращается на малую родину — в крошечный рыбацкий город Крокетт-Айленд. За спиной у него четыре года тюрьмы, а на совести — смерть девушки в результате пьяной аварии. Городок, расположившийся на острове, дышит на ладан и уже близок к полному исчезновению: рыбаки едва сводят концы с концами — после разлива нефти нет клева, а ничего другого, кроме промысла, Крокетт миру предложить и не может. У островитян одна отрада — церковь Святого Патрика, в которой неизменно несет слово божье престарелый отец Прюитт, не вернувшийся из паломничества в Иерусалим из-за болезни. На смену Приютту выписывают нового священника — молодого да вощеного монсеньора Пола Хилла (Хэмиш Линклэйтер из «Магии лунного света»). Он-то и вдохнет в Крокетт новую жизнь, показав жителям истинные, хоть и жуткие, чудеса.

Смотреть онлайн: «Доктор Сон» — сиквел «Сияния»
Рецензия на этот фильм
Смотреть онлайн: «Окулус» Майка Флэнегана

Майк Флэнеган — ведущий ремесленник хоррора, известный по сериалам «Призраки дома на холме» и «Призраки усадьбы Блай», а также фильмами «Доктор Сон» и «Окулус», — не раз говорил, что считает «Полуночную мессу» самым большим и амбициозным проектом в карьере. Сценарий он писал с другими авторами, но — что важно — во многом основывался на личном опыте, а все семь эпизодов поставил сам. На этот раз режиссер сосредотачивается на необъяснимом и оттого пугающем аспекте человеческой природы — вере, а Библию рассматривает как образец полноценной хоррор-литературы.

«Полуночная месса» Майка Флэнегана: Вера исчезает в полночь

Для тех, кто знаком с работами Флэнегана, подобная характеристика сполна раскрывает основной замысел и приемы для его исполнения, оттачиваемые годами — тем же «Окулусом» и сериалами-«Призраками». Пугать зрителя он не бросит, но гораздо интереснее Флэнегану строить повествование через объемные психологические портреты персонажей в условиях ужаса. Оттого в «Мессе» основное действие начинает развиваться аккурат после первой трети — в районе третьей серии (Бог любит троицу; Флэнеган тоже). Сперва зрители знакомятся со всеми, даже сиюминутными, действующими лицами на богом забытом (впрочем, ненадолго) острове.

Кажется, подобный метод не просто удачный для такой истории, а крайне выигрышный. Вера — есть она в человеке или нет — провоцирует к исследованию себя и поиску ответов в окружающем мире, толкает на диалог и заставляет протянуть руку ближнему (для жеста помощи или же для хлесткой пощечины). Отсюда — львиная доля экранного времени «Мессы», потраченная на диалоги запутавшихся героев, их местами наивные философские разглагольствования и, конечно, настойчивое цитирование священной книги. Пару заблудшему Райли составляет Эрин (Кейт Сигел), тоже бежавшая с острова, но теперь вернувшаяся, а за злоупотребление — в прямом смысле — строками из Библии отвечает фанатичка Бэв (Саманта Слэн), втайне верящая, что бог любит ее больше, чем других.

Читать История ужаса: 10 важнейших хоррор-сериалов

На фоне исканий, самокопаний и препирательств с постулатами веры — критика католицизма соседствует со страхом перед исламом — мистический ужас словно затаивается. Чудесно-устрашающие события вокруг монсеньора Хилла, которым суждено раз и навсегда изменить жизни прихожан Святого Патрика, развиваются настолько медленно, что о хоррор-составляющей сериала порой попросту забываешь. Когда же нездешний ужас настигает сюжет и наконец ведет его за собой, действие временами уходит в ничем не оправданный бутафорский абсурд. Все попытки добавить сериалу напряжения заканчиваются неловкостью — от странного грима матери одной из героинь до ожившего знамения, явившегося монсеньору Прюитту во время паломничества.

«Полуночная месса» Майка Флэнегана: Вера исчезает в полночь

Баланс между составлением энциклопедии (не)верящей души и желанием показать потенциал религии с точки зрения ужасов Флэнеган выдерживает так непоследовательно, что «Месса» то и дело кренится то в одном, то в другом направлении. С одной стороны, она кажется разреженным слоубернером, который концентрируется на психологии веры больше, чем на желании вызвать у зрителя страх (который по итогу из веры и произрастает). С другой — крайне растянутой мыльной оперой о страданиях островитян, почему-то заканчивающейся, мягко говоря, нетипично.

Читать Все говорят об «Игре в кальмара», даже про «Мессу» почти забыли. Почему?

Чем «Полуночная месса» точно может похвастаться, так это выверенной атмосферой старомодных, литературных духом ужасов. Виной тому то ли знакомые неуютные планы интерьеров (оператор — Майкл Фимоньяри), то ли романная форма, более привычная для 1960-х или 1970-х — даром что одна из кульминационных сцен вторит массовому самоубийству в Джонстауне как раз той поры. Теперь понятно, почему для следующего проекта Флэнегана так заинтересовало творчество Эдгара Аллана По.

Смотрите «Полуночную мессу» на Netflix с 24 сентября.

«Полуночная месса». Трейлер с русскими субтитрами

обсуждение >>

№ 2
Lusia Happy (Москва)   18.10.2021 - 17:35
Ну что ж, кто знал, что Кальмар так захватит умы людей. Думаю, для производителей сложно было угадать это. Но я думаю после хорошей рекламы посмотрим новый классный проект читать далее>>
№ 1
Арина Калиева   18.10.2021 - 15:41
Кстати, действительно мало кто говорит об этой премьере из-за кальмара, а ведь проект достойный! Жаль вышел чуть-чуть не в то время, не в том месте) читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
1 комментарий
Кино-театр.ру в Telegram