Что не так с историческими российскими сериалами
На телеканале «Россия»-1 стартовал дорогостоящий исторический сериал «
Годунов», созданный при поддержке банка ВТБ и обеспечивший работой большое количество гримеров, парикмахеров, реквизиторов, декораторов и костюмеров. Режиссером позолоченного проекта выступил
Алексей Андрианов, снявший в 2016 году другой исторический многосерийный опус «
София». Нынешняя картина посвящена событиям российской смуты XVI века и судьбе рода Годуновых и охватывает период от последних месяцев царствования Иоанна Грозного до прихода на трон первого из рода Романовых – Михаила. Широкая реклама, к которой радостно подключился даже главный идеолог патриотической российской культуры Владимир Мединский, обещала захватывающий сюжет, эффектную драматургию, звездный состав и потрясающее актерское воплощение на экране более 200 реальных персонажей отечественной истории. Беглое же ознакомление с кастингом убеждало: телеканал приготовил роскошный костюмированный капустник. Сомнений в том, что сериал свои задачи выполнит, тоже не возникало.
Ведь все понимают, что у телеканала не было задачи создавать сериал на века. Телевизионная продукция в принципе ориентирована на другое - привлечение рекламодателей через создание популярного контента, сиюминутную выгоду, и вопрос, который ставят перед собой продюсеры, не «как снять хорошо», а «как затащить к экранам миллионы зрителей». Поставленные задачи диктуют и формулу успеха: общеизвестно, что живейший интерес у зрителей вызывает отечественная литература, а еще пуще – история, особенно ее спорные страницы. Позвать
Безрукова на роль самого загадочного русского царя - самое логичное решение из возможных - все будут смотреть, даже те, кто его терпеть не может пуще Америки. А вообще, что мелочиться, когда за спиной ВТБ: вот и позвали вообще всех известных актеров, которые пришли в голову, да и экранизировали школьный учебник шестого класса, не чураясь «
небольшой доли вымысла, от которого история не пострадает». Сказано - сделано.
«Годунов» - сериал-рекордсмен по звездному составу, все до единой роли исполняют известные актеры, даже боязно всматриваться в стулья и кухонную утварь - вдруг и там затаился народный артист.
Маковецкий (Иван Грозный),
Ходченкова (Мария Скуратова),
Сухоруков (Малюта Скуратов),
Цыганов и
Лавров (сыновья Грозного Иван и Федор),
Мерзликин (князь Шуйский),
Пегова (Мария Нагая),
Михалкова (Ирина Годунова)… Кажется, проще перечислить тех, кто в сериале не задействован. Все - в накладных косах и бородах, разодеты, расфуфырены, говорят хоть и на современном наречии, но все-таки с небольшим старославянским налетом, примерно как в «
Иван Васильевич меняет профессию»: вельми понеже, паки-паки херувимы.
Лицами этой доблестной артистической агитбригады решают в сериале вполне конкретные задачи. Ведь «Годунов» не только развлекательный и познавательный фильм для тех, кто забыл школьную историю, а еще и крупнейший за последние годы пропагандистский продукт отечественного телевидения, созданный под надзором Российского исторического общества с Мединским во главе. Воспринимающий историю страны как товар, который нужно представлять потребителям (гражданам страны) лицом, он, разумеется, остался доволен, что прошлое России в сериале выглядит, по его словам, «красиво и дорого». Вот Кремль и Красная площадь, отстроенные в натуральную величину. Вот костюмы многослойные. Вот черная икра на столах, которая, пишут, натуральная, не бутафорская (странно, если на сцены с ней ушло больше всего дублей).
Иоанн Грозный (любимый правитель Мединского) здесь добрый дедушка, шахматист, справедливый монарх, который обеспечивал порядок и достаток, а опричнину и казни - не обеспечивал. Ну случайно убил сына. Да и не убил, возможно, никто же не знает, как деле было. Смерть царевича Иоанна подана впроброс, без трагедии. Они с отцом ссорятся, сын падает, и все… Уже другая сцена, забыли Иоанна, теперь Федор - главный наследник, даром что пономарская душонка, только лампадки жечь умеет.
Вообще каждый государственник должен быть доволен результатом: власть в сериале абсолютно священна, без царя - смута начинается, а зло клокочет не на троне, а где-то рядом с ним, в боярах, в неприятном и завистливом ближнем окружении. Интриги плетут, со свету сживают. Годунов, в первых эпизодах еще 20-летний молодой стольник при царе Иоанне (Безруков играет его без грима, а в следующих сериях, надо полагать, стремительно состарится - тоже сам), подкупает открытостью и легкостью суждений, но впоследствии он еще скажет с экрана сакраментальное «
власть без крови не бывает». Оправдывая в глазах россиян не столько свои преступления, сколько деяния всех последующих российских властителей до нынешнего дня. Не забывайте, холопы, что любые жертвы любых царей – это неизбежная погрешность в управлении такой огромной страной.
И вот пока история целой страны поставлена на службу государства и не имеет права быть драматичной, и сериалы исторические будут до зевоты скучны и выглядеть будут лживо. Историю по ним уж точно учить не следует. Но для того, чтобы обсудить, какому актеру борода более к лицу, вполне сгодится.
Сериал «
Годунов» на телеканале Россия-1 с
5 по 8 ноября.
«Годунов». Трейлер №3
обсуждение >>