Мария Миронова ищет сына и разыгрывает мелодраму «высшего класса»
Жеманная домохозяйка и благотворительница фонда, помогающего женщинам, пережившим домашнее насилие, Вера Смолина (
Мария Миронова) уже давно и довольно хорошо живет с любимым мужем Андреем (
Анатолий Белый), успешным бизнесменом, пытающимся провернуть очередную сделку, чтобы обеспечивать все семейство, постоянно требующее от него денег. Гордость Смолиных – не только роскошные апартаменты внутри Садового кольца, не идущего ни в какое сравнение с пошловатой Рублевкой, но и сын Илюша (
Виктор Буй), прилежный студент «Плешки», который вот-вот должен отправиться на стажировку в Америку.
Есть у Веры с Андреем еще пара лучших друзей – Борис и Катя (странно выглядящие вместе
Максим Виторган и
Мария Голубкина), – кажется, переживающая семейный кризис. И взбалмошная сестра, одинокая и помешанная на сексе с женатыми, в основном, мужчинами, Аня (
Евгения Брик). До поры до времени все эти персонажи спокойно существуют в комфортном столичном пространстве и ни в чем себе не отказывают, пока однажды вечером во дворе дома Смолиных на Веру не нападает с бритвой неблагополучный подросток. После каждый день приносит все новые и новые трагедии – главная из которых таинственное исчезновение Илюши, ровно накануне отъезда в Америку.
Автором идеи и продюсером «
Садового кольца» стал
Валерий Тодоровский, который несколько лет назад, сняв «
Оттепель», ввел моду не только на ретро-сериалы, но и на проекты, рассказывающие о далеких для большинства телезрителей социальных группах. Будь то разудалые киношники 1960-х из той же «Оттепели», хладнокровные дипломаты из «Оптимистов», где Тодоровский был продюсером, или погрязшие в быте романтичные космонавты из недавней «
Частицы вселенной». Теперь продюсерский взгляд Тодоровского привлекло оторванное от реальности, условное высшее общество, обитающее внутри московского Садового кольца, где за внешним комфортом, понятно, скрываются разнообразные страдания. Только вот в случае «Садового кольца» вкус и чутье Тодоровскому, кажется, изменили.
Сценарий сериала написала
Анна Козлова, автор «
Краткого курса счастливой жизни». И если там сквозь тяжеловесно-патетические, намеренно искусственные диалоги еще можно было хоть как-то пробраться, то в «Садовом кольце» они зачастую не поддаются даже хорошим актерам, которые то и дело театрально переигрывают (хотя Мария Миронова удивительно органично выглядит в роли капризной домохозяйки). Возможно, конечно, дело в молодом режиссере-дебютанте
Алексее Смирнове, который вроде бы и пытается иногда иронизировать на вечную тему «богатых», которые тоже плачут, но будто бы останавливает себя в попытках продемонстрировать умение снимать драму. Хотя «Садовое кольцо», пожалуй, меньше всего относится к этому жанру.
При всей звериной серьезности, с которой создатели ленты старательно разыгрывают эту дружеско-семейную сагу, больше она похожа на набор сценок, взятых из разных жанров: вот немного триллера, тут дадим детектива (недаром же все-таки есть линия с исчезнувшим сыном), а вот здесь включим наконец комедию, для которой пригласим артистку
Ирину Розанову. Последняя играет мать Веры Смолиной. С ее ярким появлением пластиковые герои, размещенные в довольно фальшивом пространстве, хоть как-то начинают оживать и как минимум стараются прекратить наконец игру в «дешевую мелодраму класса Б», как называет жизнь своих родных героиня Розановой.
Многие, безусловно, найдут немало общего между «Садовым кольцом» и «
Большой маленькой ложью» (хотя российский сериал снят примерно в то же самое время, просто только сейчас добрался наконец до эфира). То же успешное общество, те же проблемы – измены, кризис семейной жизни, отсутствие диалога поколений и даже домашнее насилие, которое пунктирной линией проходит в «Садовом кольце» до конца сериала. Только в «Большой маленькой лжи» эта тема в определенный момент становится ключевой. А отечественный сериал практически в самом начале выводит тезис Веры Смолиной о том, что «
страданию нужен источник, и жертва насилия подсознательно притягивает того, кто будет издеваться над ней морально и физически», отчего все дальнейшие события, происходящие с Верой, и воспринимаются лишь как несложная игра по поиску героиней этих самых источников, чтобы наконец обрести звание жертвы. Ответ же на сюжетообразующий вопрос «А был ли мальчик?», в «Садовом кольце», как теперь модно в российском кино, пока никого не волнует.
Смотрите «
Садовое кольцо» с
14 июня на Первом канале в 23.00
«Садовое кольцо»
обсуждение >>