Троцкого называли демоном, архитектором, иконой революции. Грезивший о социальном переустройстве мира, он был центральной фигурой мировой политики первой половины ХХ века, а во второй – его личность долгое время оставалась под запретом, была табуирована. 100-летие Октябрьской революции подтолкнуло Первый канал и кинокомпанию «Среда» вытащить на поверхность историю Троцкого и осветить его фигуру со всеми противоречиями. В роли паровоза русской революции в сериале «Троцкий» выступил Константин Хабенский. В очередную годовщину революции телеканал дает повторный эфир этому проекту.
Фильм начинается почти с перфоманса – черный с красными флагами агитационный бронепоезд Троцкого во время Гражданской войны приезжает в армейскую часть. Троцкий (
Константин Хабенский), весь обтянутый кожаной одеждой, выступает перед полком и убеждает дезертиров вернуться на войну, подкрепляя свои жаркие речи расстрелом каждого десятого солдата.
Смотреть онлайн
Сериал «Троцкий»
Уже в следующем кадре — Мексика 1940 года, где постаревший Лев Троцкий соглашается дать интервью идейному противнику, сталинисту Фрэнку Джексону (
Максим Матвеев). Сначала неохотно пытаясь убедить собеседника в заблуждениях, но затем все более откровенно рассказывая о переломных эпизодах своей биографии, словно проживая их заново. Он воскрешает в памяти встречи с людьми, которые повлияли на него, сделали его тем, кто он есть. Так – шаг за шагом – открывается портрет, а точнее портреты Троцкого.
Разумеется, мы смотрим на прошлое глазами главного героя, который, с одной стороны, приукрашивает свои заслуги и победы и принижает противников. С другой – довольно откровенно рассказывает о тех ситуациях, в которых действовал беспощадно. Сценарист картины
Олег Маловичко («
Метод», «
Притяжение») сознательно пошел на этот шаг, дав своему Троцкому право совершить нечто вроде исповеди. В основу сценария была положена автобиографическая книга Льва Троцкого «Моя жизнь» и многочисленные воспоминания современников.
Вот 1898 год, Одесса, первое заключение. «Политический жидок» Бронштейн со взглядом волчонка заводит на бунт сокамерников, требуя прекратить избивать заключенных. Арестанты требуют позвать старшего тюремщика Николая Троцкого (
Сергей Гармаш), и тот является и приглашает зачинщика на шахматную партию. «
Русский народ освобождать нельзя, иначе в глубине души его поднимется такой мрак, который проглотит весь мир, и первыми – его освободителей», – толкует он. – «
Русским народом можно только управлять, для его же собственного блага. А в основе любого порядка лежит страх».
Читать
Линии судьбы: 16 ролей, в которых Константин Хабенский хорош больше обычного
Невозможно вершить судьбы людей, оставаясь для них человеком, – этот первый урок мироустройства будет усвоен не сразу. Сперва Бронштейн пообещает надзирателю разделаться с его режимом, потом отправится в ссылку, откуда через четыре года сбежит, одарив себя навечно фамилией своего первого врага – Троцкий. Почему он сделал это, доподлинно не известно, но Маловичко с соавторами предлагают авторскую трактовку события, в которой охотник надевает на себя шкуру убитого зверя, чтобы постоянно напоминать себе, с чем он борется. Со временем шкура прирастает, Троцкий приходит к тому, что миром правит страх и сила.
Второй урок преподает теперь уже Льву Троцкому Зигмунд Фрейд (
Игорь Черневич). По сюжету молодой революционер с новой знакомой Натальей Седовой (
Ольга Сутулова), его будущей женой и главной женщиной в жизни, приезжает в Вену на лекцию модного психоаналитика, который убеждает, что все наши действия – лишь проявления скрытой сексуальности. Троцкий изящно вступает в спор, но под конец уносит в голове оценку профессора: «
Не страх управляет миром, а любовь. Хотите изменить мир – заставьте массы вас хотеть».
И он действительно заставляет. «
Я не борюсь с Богом, я замещаю его», – говорит он. В черной-черной кожаной куртке, в сопровождении черной-черной «кожаной сотни» – отряда латышских стрелков – на черном-черном паровозе он разъезжает по частям воссозданной им Красной Армии, восстанавливая дисциплину, внушая страх и любовь одновременно. Бронепоезд Троцкого – важный инструмент пропаганды, которой тот предавал огромное значение. В картине этот инфернальный поезд с черным дымом символизирует и самого Троцкого, демона революции, одним видом вызывающего религиозный ужас и трепет.
Читать
Лучшие российские сериалы XXI века. Выбор зрителей
Действие картины будет перепрыгивать из Мексики 1940-го, где Троцкий продолжает обвинять Сталина в предательстве идеалов, в Париж 1902-го, Брюссель 1903-го, Петербург 1905-го и 1917-го, во времена Гражданской войны, времена философского парохода и далее, высвечивая всех персонажей истории, которые повлияли на Троцкого. Это и Ленин (
Евгений Стычкин) с хитрым прищуром, еще один идеалист, мечтающий изменить мир, и акула капитализма Парвус (
Михаил Пореченков), наживающийся на всем, в том числе и революции, и Плеханов (
Дмитрий Воробьев), предпочитающий руководить революционной деятельностью, попивая кофе в Париже. В 1903-ем же впервые появляется и молодой Коба (
Орхан Абулов), с первой встречи затаивший обиду на то, что старший товарищ его проигнорировал. Далее Каменев, Дзержинский и уже совсем другой Сталин, тот, который станет идеологическим противником.
И все же это не политический фильм, не попытка объяснить истоки русской революции и ее последствия. Это фильм о человеке, который всегда находил оправдания своим действиям величием ослепляющей его идеи. Троцкий здесь – глобальная историческая фигура, очень противоречивая. Это фанатик, старающийся создать рай на земле и побороть мировую несправедливость при помощи силы, не осознавая, что сила эта превращается из метода в цель, а прекрасная идея погружает мир в хаос. В то же время, это один из последних людей, верящих в то, что человек может подняться выше богов. Помогают принять Троцкого как человека и три женских персонажа фильма – Наталья Седова, Лариса Рейснер (
Анастасия Меськова) и Фрида Кало (
Виктория Полторак). Женщины очень важны, и они придают оптике романтические нотки. Раз его любили женщины – такие женщины – значит, было, за что.
Константин Хабенский великолепен в роли не одного, а сразу нескольких Троцких: трогателен в образе молодого кучерявого максималиста, убедителен в гриме постаревшего изгнанника в мешковатом светло-сером костюме и навевающего страх дьявола в черной коже, мостящего трупами дорогу в светлое будущее. Его Троцкий вызывает целый комплекс эмоций, включая и сочувствие, даже симпатию. Вообще, удивительно эмоциональная, честная и технически качественная получилась у
Александра Котта,
Константина Статсткого и продюсеров картины, с интересными ракурсами, отличной графикой, запоминающейся работой художников, которые гримом, красками, деталями и костюмами помогли раскрыть психологию многочисленных героев сериала.
В итоге с
«Троцким» хочется взаимодействовать, разговаривать, вступать в полемику. А главная ценность фильма заключается в том, что он способствует выходу отечественной истории из морозильной камеры. Привычка к закостенелым формулам, лозунгам, сложившимся в головах мифам, в условиях полной исторической амнезии, закрытых архивов не способствует ничему хорошему. А прошлое нельзя забывать, иначе оно возвращается.
Смотрите сериал «Троцкий» на Первом с 6 ноября в 23:00
"Троцкий"
обсуждение >>