Байопик самой известной танцовщицы-шпионки
История Маргареты Гертруды Зелле (
Ваина Джоканте) началась на острове Ява, откуда она сбегает в Амстердам вместе с дочерью Нон, устав от издевательств вечно пьяного мужа - капитана Рудольфа Маклеода (
Джон Корбетт). Но счастье её длилось недолго: суд решил дело о разводе в пользу Рудольфа, и дочь отдали ему, а она осталась в большом городе без работы. Казалось бы, пора утопиться от безысходности, но её спасли друзья Сайрус (
Эстрела Алсидеш) и Габриэль Астрюк (
Ойсин Стак), после чего увезли в Париж. Здесь-то и родилась по-настоящему
Мата Хари - легендарная танцовщица и шпионка, на чью долю выпали и слава, и несчастье, и расстрел.
Из-за того, что образ Маты Хари в своё время воплотили на экран такие звёзды как
Аста Нильсен,
Грета Гарбо,
Жанна Моро и
Сильвия Кристель, сериал Первого канала, над которым работали кинематографисты России, Франции, США, Португалии и других стран, изначально воспринимался скептически. Мало кто верил, что никому неизвестным режиссёрам
Дени Берри,
Джулиусу Бергу и
Ольге Ряшиной удастся увлекательно и с перцем рассказать историю одной из самых загадочных женщин ХХ века. Опасения оправдались, хотя перцу здесь хватает.
Начнём с того, что у создателей проблемы не только в адекватности сценария и логике персонажей, но и в откровенных сценах, на которых, казалось бы, зарубежные постановщики собаку съели. Достаточно вспомнить, что практически в каждой серии пресловутой
«Игры престолов» или
«Чёрных парусов» хватает обнажённого тела. А здесь сама тема как бы заставляет распрощаться с пуританством, и вроде бы обнажёнка имеется, но подано всё как-то неловко и зачастую смешно. В частности, невинная сцена с подглядыванием Маргаретой за танцем своей подруги превратилась чуть ли не в оммаж всей порноиндустрии и эротике
Тинто Брасса, а исполнение самих танцевальных номеров с раздеванием (по-простому стриптиз) настолько холодное, что начинаешь сомневаться в собственном сердцебиении, а потому остаётся только поражаться красоте костюмов, которые от раза к разу всё тусклее, как и сами пляски. И это при том, что у
Ваины Джоканте есть опыт работы в Марсельской опере, куда, надо думать, не берут кого попало.
Мешает снисходительному восприятию
«Маты Хари» и чрезмерная затянутость становления героини известной танцовщицей. Авторы увлеклись обстоятельствами того, как несчастная женщина, лишившаяся дочери, всеми правдами и неправдами пытается её вернуть, и потеряли из виду тот переломный момент, когда Маргарета превратилась в мужененавистницу. Поэтому-то новость о её мести мужу никак не воспринимается, а дальнейшие её поступки выглядят фарсом.
История набирает обороты, когда на сцену, точнее, по лестнице, поднимается
Ксения Раппапорт в роли агента Елизабет Шрагмюллер, мгновенно перетянувшая одеяло у большинства коллег, включая
Кристофера Ламберта. Да и дальнейшие шпионские страсти по Мате слегка умерили царивший бред, хотя и здесь хватает исторических ляпов и неточностей. Кроме того, любопытно было наблюдать за тем, как взаимодействуют отечественные и зарубежные актёры. Неплохо смотрелась в образе злобной Лидии Кириевской
Виктория Исакова, хорош как капитан французской разведки
Алексей Гуськов,
Джон Корбетт, как и подобает алкоголику, вызывал отвращение, а из
Йехезкеля Лазарова получился приличный двуличный персонаж. Порадовали также смерти двух старичков
Жерара Депардье и Кристофера Ламберта, а великий и ужасный
Рутгер Хауэр, как обычно, поиграл глазами и благополучно растворился в толпе журналистов.
Остаётся только пожалеть прекрасную
Ваину Джоканте, которая попросту не вписалась в роль, и большинство актёров, клюнувших на заявленную историчность, которой на самом-то деле кот наплакал. Впрочем, спасибо операторам за красивые кадры и художникам за декорации и костюмы.
"Мата Хари"
обсуждение >>