Большая премьера на Первом канале
На Первом канале выходит сериал «Таинственная страсть» по мотивам последнего романа Василия Аксёнова - многообещающая картина о культовых героях 1960-х годов. Авторы фильма предлагают воскресить воспоминания о ключевых событиях оттепели и вновь поучаствовать в спорах об исторической достоверности, схожести актеров и их прототипов и так далее. Мы собрали все интересные детали об этом сериале, выхода которого ждали очень давно.
По сюжету фильма молодой врач Ваксон (
Алексей Морозов) прямо с большого поэтического концерта уезжает по распределению в небольшой северный город, где встречает девушку Ралиссу (
Юлия Пересильд). Молодые люди влюбляются друг в друга — и, кажется, готовы пожениться. Но режиссер заезжей съемочной группы обещает Ралиссе помочь с лечением ее мамы, и девушка уезжает с ним в Москву. Вскоре в Москве оказывается и Ваксон, который по вечерам пишет рассказы — одну из его работ принимают в журнал «Юность». В Москве Ваксон знакомится с пятеркой поэтов — Нэллой Аххо (
Чулпан Хаматова), Яном Тушинским (
Филипп Янковский), Антоном Андреотисом (
Евгений Павлов), Робертом Эром (
Александр Ильин), Кукушем Октавой (
Алексей Агопьян) и становится частью этой группы.
Зашифрованные имена
У
Аксёнова в романе главные действующие лица – поэты и писатели шестидесятники. Фамилии героев зашифрованы, но разгадать, кто за кем прячется, не сложно, да автор и сам в предисловии к
«Таинственной страсти» назвал некоторых: Ян Тушинский – это
Евгений Евтушенко, Нэлла Аххо –
Белла Ахмадулина, Роберт Петрович Эр -
Роберт Рождественский, Антон Андреотис –
Андрей Вознесенский, Кукуш Октава –
Булат Окуджава, Влад Вертикалов –
Владимир Высоцкий, ну а Ваксон – это сам
Василий Аксёнов.
Книга и сценарий
«Таинственная страсть» стала последней завершенной работой
Аксёнова. Писатель успел увидеть опубликованные в журнале «Коллекция каравана историй» главы «Таинственной страсти», в полном виде книга вышла посмертно.
Работа над фильмом длилась больше пяти лет.
Сценарист
Елена Райская написала сценарий по мотивам романа, в фильме будет охвачено десять лет жизни персонажей - с 1958-го по 1968-й. В книге центральным событием была встреча поэтов-шестидесятников в Коктебеле в 1968 году, а отдельные главы описывали события и в70-х, 80-х и 2000-х годах.
Авторы о фильме
Режиссер Влад Фурман: «В «Таинственной страсти» мы пытаемся нащупать ощущение времени, которое двигало людей на поступки. Мы снимаем интерпретацию романа, но в духе Аксёнова. Как он писал: «Эти события были, могли бы быть».
Продюсер Денис Евстигнеев: «Это выстраданный для нас фильм, сценарий Елена Райская написала четыре года назад. В силу объективных причин, мы не сразу начали снимать, он отлежался, набрал еще больше веса и ценности для нас. И мы не нашли лучшего момента и рискнули начать съемки «Таинственной страсти» в самый пик кризиса.
Это последний роман Василия Павловича Аксёнова. И мне он интересен еще и потому что это рассказ про 60-ые годы. Я родился в это время, и мои родители в это время не просто жили, это было их время. Мне очень хотелось таким способом еще раз в это время войти. Это великая эпоха, наша советская эпоха возрождения. Все что происходило, происходило из света и любви, неба и солнца, рождались великие стихи, великие фильмы, великие спектакли и книги».
Актеры
Подбор актеров для фильма длился больше полугода. С ролью Яна Тушинского создатели определились почти сразу, предложив ее
Филиппу Янковскому. Нэллу Аххо сыграла
Чулпан Хаматова, которая призналась, что согласилась на роль не сразу, хотя Бэлла Ахмадулина у нее в числе любимых поэтов.
Ваксон (Василий Аксенов) -
Алексей Морозов
Ралисса (Любовь Ваксона) -
Юлия Пересильд
Мирра (Жена Ваксона) –
Юлия Хлынина
Нэлла Аххо (Белла Ахмадулина) -
Чулпан Хаматова
Ян Тушинский (Евгений Евтушенко) -
Филипп Янковский
Антон Андреотис (Андрей Вознесенский) -
Евгений Павлов
Роберт Петрович Эр (Роберт Рождественский) -
Александр Ильин
Вертикалов (Владимир Высоцкий) -
Сергей Безруков
Известнов (
Эрнст Неизвестный) -
Александр Большаков
Процкий (Иосиф Бродский) -
Артур Бесчастный
Семен Кочевой (Муж Ралиссы, Знаменитый Кинорежиссер) -
Влад Буланов (Фурман)
Человекова (Актриса Театра «Современник») -
Ирина Гринёва
Марк Аврелов (
Юрий Нагибин) -
Олег Штефанко
Таня (Жена Евтушенко) -
Карина Андоленко
Софка (
Зоя Богуславская) -
Мария Цигаль
Большов (
Александр Солженицын) -
Никита Солопин
Продюсер Денис Евстигнеев:
«Что касается актеров, сыгравших писателей, то мы не гнались за полным портретным сходством. Для нас было важно показать образ того или иного персонажа в целом. По нашему фильму нельзя изучать историю. Мы делаем образ времени. Не нужно фильм считать полностью автобиографическим. Давайте, прежде всего, не забывать, что это все-таки художественное произведение».
Актер Алексей Морозов (Ваксон): «Роман — это литературная игра, в чем-то вымысел, в чем-то правда. Мы сделали следующий шаг, переработав книгу под кино Ваксон, это литературный персонаж, не реальный Василий Аксенов».
Чулпан Хаматова: «Когда Денис Евстигнеев только начал говорить: «Не хотела бы ты сыграть…», я почему-то сразу поняла, что сейчас он произнесет имя Беллы Ахмадулиной. Я с таким трепетом и счастьем услышала это! Самым тяжелым было всех обожаний бедствий огромных» - переступить эту черту, решиться на роль. Конечно, я пытаюсь показать характерные для Ахмадулиной пластику, голос, певучесть, шею, устремленный куда-то взгляд, которым она ото всюду вычерпывала бога, небо.
Но больше всего я переживаю за другое. В сценах, где я читаю стихи, мне каждый раз до озноба страшно, чтобы это не превратилось в карикатуру, хочется, чтобы это было достоверно. У меня есть робкая надежда, что зрители, влюбленные в этих поэтов, которых мы играем, не будут слишком строгими, дадут нам карт-бланш».
Филипп Янковский: «Для этой работы я подготовил порядка 10 — 15 больших стихотворений Евтушенко. Через поэзию, чтение стихов, погружение в них я пытаюсь идти к поиску образа Яна Тушинского. С любовью отношусь к этому персонажу. Но поговорить с Евгением Александровичем лично не удалось, он живет в Америке. Зато продюсеры пообщались с ним вместо меня, и сообщили, что я играю Тушинского. Евтушенко остался доволен и благословил на работу».
Аксенов
Главную роль писателя Ваксона сыграл актер Алексей Морозов.
«Когда я готовился к роли, я много читал и об Аксёнове, и главное – самого Аксенова. То, что человек написал, мне больше сказало об Аксенове, чем воспоминания о нем. Он провел детство в интернате. У него был жесткий характер. Смелость у него была. Есть прекрасная книга «Аксёнов» Александра Кабакова и Евгения Попова, в которой писатели называют Аксёнова «крутой мэн». Он мог позвонить завотделом ЦК по культуре Ильичеву, наехать на него и бросить трубку. Я пытаюсь искать эту гражданскую смелость у себя».
Одной из главных сюжетных линий фильма станет история любви писателя Ваксона — Василия Аксёнова — и его Ралиссы (
Юлии Пересильд).
Высоцкий
Появится в фильме и Сергей Безруков, который сыграет
Владимира Высоцкого точнее его прототип героя по имени Влад Вертикалов.
«После фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» сложно сыграть Высоцкого лучше, - рассказал продюсер Денис Евстигнеев. –
Мы понимали, что попытки сделать лучше, чем было сделано там, обернутся халтурой, поэтому приняли решение пригласить на роль Вертикалова Сережу Безрукова, но снять с него маску, никакого пластического грима у него нет».
Вознесенский
А вот
Женю Павлова, который играет Вознесенского – Антона Андреотиса нашли не сразу.
Евгений Павлов: «В 2006 году, когда мы праздновали 50-летие театра,
Сергей Леонидович Гармаш готовил поэтическую программу по произведениям шестидесятников. И еще тогда он мне сказал: «
Женя! Возьми
Вознесенского, ты на него похож!» Перед пробами я посмотрел фильм
«Застава Ильича», выучил стихотворение и отправился на кастинг. Утвердили! Играть в таком фильме – это восторг! Манера исполнения поэзии уникальна у каждого поэта. Мне рассказал коллега по
«Современнику» Георгий Богадист: «В Переделкино часто видели Вознесенского, который вышагивал по поселку и размахивал руками, сочиняя стихи». Я пытался это уловить, как
Андрей Андреевич читал свои произведения, его певучесть и манеру исполнения».
Стихи
В фильме звучат стихи
Евгения Евтушенко,
Андрея Вознесенского,
Беллы Ахмадулиной и
Роберта Рождественского, а также песни
Булата Окуджавы и
Владимира Высоцкого. Режиссер консультировался с
Евгением Евтушенко и
Зоей Богуславской, прожившей почти полвека в браке с
Андреем Вознесенским, общался с детьми и внуками поэтов.
Влад Фурман: «Для того чтобы прикоснуться к материалу, перед съемками многосерийного фильма мы сняли короткометражную картину с оригинальным сценарием по мотивам основного. Он понравился родственникам. Нас благословила на работу Алла Борисовна Киреева, вдова Роберта Рождественского, и мы приступили. В нашем фильме нет копания в грязном белье, мы пытаемся нащупать ощущение времени, которое двигало людей на поступки. Телеграмма от Евтушенко Брежневу и Андропову после ввода войск в Чехословакию. Или ответ Неизвестного Хрущеву: «Если вам не нравятся мои работы, дайте пистолет — застрелюсь». Выступление Ахмадулиной и Евтушенко в «Лужниках» — весь стадион аплодирует. Как такое было возможно?! Постараемся показать. Мы доверяем Аксёнову, доверяем его глазу и вкусу. И мне кажется, нам удалось передать в нашей картине правильную интонацию».
Съемки
География съемок - Москва, Санкт-Петербург, Крым. Были отсняты только самые знаковые места Красная площадь, стадион Лужники, ресторан ЦДЛ, площадь Маяковского, дача Пастернака, дом творчества писателей в Коктебеле.
Чтобы визуализировать творческий процесс, создатели «Таинственной страсти» придумали необычный ход. У режиссера
Влада Фурмана и оператора
Кирилла Мошковича появилась красивая идея.
«Мы называем ее «пролетающий, в небе тающий» — это образ творческой силы, которая гуляет над человеком. У нас будут летающие, крутящиеся камеры, дроны, которые взмывают над героями и показывают, что происходит с миром во время процесса творчества. Таких эффектных сцен будет немало», - говорит актер Алексей Морозов.
Костюмеры отыскивали вещи 60-х. Часть гардероба 60-ых годов была закуплена в винтажных магазинах в Испании.
***
Василий Аксёнов. Предисловие к роману «Таинственная страсть»
Что касается мемуарного романа, то он, несмотря на близость к реальным людям и событиям, создает достаточно условную среду и отчасти условные характеры, то есть художественную правду, которую не опровергнешь. Приступая к работе над «Таинственной страстью», я вспомнил повесть В. П. Катаева «Алмазный мой венец». Мастер нашей прозы, говоря о своих друзьях-писателях, отгородился от мемуарного жанра условными кличками: «Скворец», «Соловей», «Журавль» и т. п. Прототипами этих образов были О. Мандельштам, С. Есенин, В. Маяковский и пр., что подтверждалось цитатами бессмертных стихов.
С предельной щедростью я прибегал к подобному цитированию моих друзей-шестидесятников, однако, создавая их романные образы, я отдавал себе отчет, что возникнут не клоны, не копии, а художественные воплощения, более или менее близкие к оригиналам. В связи с этим возникала потребность создать новые, хоть и созвучные имена.
Вот, например, Роберт Эр. Читатель сразу понимает, что речь идет о Роберте Рождественском, который любил подписываться инициалами «Р.Р.». В то же время становится ясно, что перед нами не фактографическая личность, а романический образ.
Кукуш Октава — это живая маска для Булата Окуджавы. Булат — это сталь, оружие, слово не очень-то соответствующее мягкому, грустному характеру нашего гения. Из его автобиографической книги «Упраздненный театр» мы знаем, что тетки и кузины в детстве звали его «Кукушкой». Отсюда — новое имя Кукуш, странное, но теплое, соответствующее персонажу, построенному на его реальных стихах.
Евтушенко получил имя, возникшее на фонетической близости, — Ян Тушинский. «Ян», с одной стороны, сближает его с прибалтийскими корнями, с другой — напоминает домашнее имя Ивана Бунина.
Андрей Андреевич Вознесенский в романной ипостаси стал Антоном Антоновичем Андреотисом, сохранив двойное имя-отчество и не отказавшись от Андрея. В молодости гениальный мастер русских глоссолалий перевернул имя своей подруги, сделав из Зои Озу. В романе писательница Теофилова (прямой перевод Богуславской) превращается из Софки в Фоску.
Гениальная Белла Ахмадулина становится Нэллой, а ее фамилия превращается просто в возглас восторга — Аххо!
Смотрите на Первом канале с
31 октября в
21.35.
Сериал будет также доступен на
сайте телеканала. Прокат сериала на 90 дней от 249 руб.
обсуждение >>