Подростковый сериал между нравственностью и девственностью
8 августа на ТНТ начнется показ нового молодежного сериала «Кризис нежного возраста» о похождениях трех подруг, недавно закончивших школу и вступивших одной ногой во взрослую жизнь. Проект с рабочим названием «Не телки» впервые заявили больше года назад на кинофестивале «Движение», где его представили одновременно с двумя другими киносериалами ТНТ - «Измены» и «Озабоченные» - как новое слово на телевидении. Последние два, действительно, продемонстрировали высший пилотаж и вернули к домашним экранам безвозвратно потерянную молодую аудиторию. «Не телки», инициированные Анной Меликян («Про любовь») и срежиссированные Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым («Интимные места»), сменив название на более лиричное, только готовятся высказаться на тему секса в большом городе.
Шура Ермакова (
Мария Поезжаева) – студентка, будущий ветеринар, видеоблогер. Ненавидит мать (
Александра Ребенок) за то, что та оставила ее в младенчестве с отцом, ушла из семьи, а теперь зачем-то вернулась и посмеивается над ребенком прямо из постели мягкотелого папы (
Федор Лавров). Шура влюблена в преподавателя (
Евгений Цыганов), но тот смотрит на нее без воодушевления, а потом и вовсе уезжает, и девушка переключает внимание на музыканта Сашу (
Никита Волков). Саша похож на Данилу Козловского, он крутой - ходит с голым торсом, у него есть группа, где он играет на саксофоне, и вообще-то у него только один недостаток: Саша – парень подруги Ани (
Ксения Суркова). Аня – дочь кинопродюсера (
Максим Виторган), учится в МГИМО, но пока не решила, кем быть, поэтому примеряет на себя то роль продюсера, то журналиста, не забывая при этом брать у отца деньги на свои начинания. Будущая карьера и самоопределение заботит Аню гораздо больше, чем любовь. Третья девушка – Юля Кузьмина (
Кристина Исайкина) – спортсменка, играет в баскетбольной команде, живет в общежитии для спортсменов, но большую часть времени разруливает проблемы в личной жизни. Проблем две. Одну зовут Якубов (
Руслан Ягудин), он полицейский и донжуан. Имя второй – Коля (
Артём Лощилин), он самбист, поэтому вместо первого свидания он может попросить девушку на каблуках помочь ему поднять кровать на третий этаж общаги.
Итак, перед нами три девушки, о которых мы узнаем все и сразу, и это первая ошибка сценаристов. С самого начала мы знаем про них слишком много. Вот Шура, она правильная девочка в очках, принципиальная, категоричная, воспринимающая мир серьезно. Вот ее подруги – Аня, решительная, уверенная в себе авантюристка, и Юля – простуха, грубоватая провинциалка. Всем скоро исполнится 18 лет, гормоны еще не отыграли, детство кончилось, взрослый мир еще не думал начинаться - безвременье, кризис. А дальше – набор ситуаций, в которых обладательницы четко заявленных характеров начинают действовать, не задумываясь, согласно единственно своим типажам. Эти жесткие сценарные клещи нивелируют актерскую игру, не позволяя молодым актрисам и поставленным у руля режиссерам импровизировать и искать нужные интонации. Возможно, поэтому интереснее оказываются второстепенные персонажи истории, прописанные не столь тщательно (по большей части это взрослые герои). Среди главных героинь более-менее органично выглядит только Исайкина, ее Юля-баскетболистка - главный комический персонаж, тоже утрированный, но все-таки живой.
Другая беда молодых сценаристов, для которых «Кризис» - первый опыт подобной работы, - юмор за гранью добра и зла. Веселиться предлагается над юношеским максимализмом (назло маме с папой милая Шура уходит из дома и даже собирается выйти замуж за непутевого друга Лешу Козябина), неумелым решением подростками собственных проблем, без какого-то бы ни было участия родителей (чтобы откосить от армии, добряк Козябин (
Александр Грашин) пытается купить себе место в психушке, предлагая взамен краденую статуэтку Тэфи), сексуальной жизнью несовершеннолетних (в свои 17 лет Юля находится в стадии завершения романа с полицейским и уверяет нового парня, что успела забыть жопу бывшего) и так далее. Некоторые сцены и вовсе выглядят так, словно их сочинили сами подростки: Аня отдает охраннику новый ноутбук в качестве взятки, чтобы вывезти из больницы человека без сознания; тот берет. Кто эти скучные дети, почему они все время врут, почему мы должны им симпатизировать? «Интимные места», написанные собственноручно Чуповым и Меркуловой и заслуженно получившие приз Кинотавра за лучший дебют, высмеивали пороки и комплексы. «Кризис» отшучивается, отмахивается от реальности, забалтывает проблемы, предпочитая не замечать их совсем, переводить в шутку. Это норма. Они же просто дети!
Реальный подросток устроен сложнее, он может выглядеть и поступать уродливо и глупо, он может врать или не задумываться о причинах и следствиях своих шагов, но он всегда имеет в себе нерв. 17 лет – это кризисный возраст, полный отчаяния. Вообще быть подростком – не смешно ни разу. И все же сценарий переписывали сотню раз, выискивая баланс между комедией и драмой, а на самом деле, в угоду легкости содержания, искоренили всю драму, а заодно и искреннюю интонацию. По части юмора, злободневности, узнаваемости и непритворства «Кризис нежного возраста» проигрывает не только «Изменам», и «Озабоченным»
Бориса Хлебникова, где также фигурировали три подруги разного типажа, но и последним кинофильмам про подростков -
«14+» и
«Хорошему мальчику», - пробуждающим воспоминания о собственной юности и заряжающим настоящими эмоциями зрителей любого возраста. Новый сериал, предназначенный продюсерами для аудитории 14-44, будет интересен разве что неуверенным в себе девочкам-подросткам, которым в большинстве своем не светит в нашей стране ни хороший ВУЗ, ни модные драные джинсы, ни парень с саксофоном.
"Кризис нежного возраста"
обсуждение >>