Главная телепремьера этого лета, а может и года — сериал «Очень странные дела», все 8 серий которого Netlix выложил 15 июля. Несмотря на успех у зрителей и критиков, стриминговый сервис не торопится продлевать шоу, в то время как создатели сериала, братья Дафферы, заявляют, что у них уже готов материал для второго сезона. Кино-Театр.Ру объясняет, почему все будут ждать его с нетерпением.
В срисованный будто бы с
Твин Пикса открыточный городок Хокинс, штат Индиана, приходит всякая чертовщина, хоть агентов Купера,
Малдера и Скалли вызывай. Из национальной лаборатории (собственность правительства и министерства энергетики США) сбегает короткостриженная девочка (
Милли Бобби Браун) с татуировкой «11» на левой руке. В это же время в лесах Хокинса объявляется Нечто, после встречи с которым пропадает мальчик Уилл (
Ноа Шнап), ехавший поздно вечером от друзей (заигрался в Dungeons & Dragons).
Мать Уилла, неврастеничная Джойс (
Вайнона Райдер), поднимает на уши весь город и донимает шерифа Хоппера (
Дэвид Харбор), которому по такому случаю приходится выйти из запоя. Впрочем, на поиски мальчика отправляются не только полицейские, но и его брат Джонатан (
Чарли Хитон) и друзья — Майк (
Финн Вулфард), Лукас (
Калеб МакЛафлин) и Дастин (
Гейтен Матараццо). Однако вместо Уилла эта троица находит Одиннадцатую (или, как её ещё будут называть Майк, Оди). Она кажется знает, куда делся Уилл, откуда взялся монстр и куда ведут таинственные врата в лаборатории, но не спешит этим поделиться…
В прошлом году
Дэвид Сэндберг уже устроил настоящую «
дискотеку 80-х» с «
Kung Fury», в котором спародировал боевики и фильмы про путешествия во времени эпохи VHS. В этом году братья Дафферы («
Сосны») взялись за дичь покрупнее: золотой фонд хорроров и фантастики 80-х — от экранизаций
Стивена Кинга до фильмов
Стивена Спилберга,
Джона Карпентера,
Ричарда Доннера и
Джо Данте.
Уже вступительные титры «Очень странных дел» (за которые отвечал дизайнер
Ричард Гринберг, придумавший опенинги к «
Чужому», «
Супермену», «
Балбесам» и «
Мёртвой зоне», настраивают на то, что нас ждёт путешествие в «
Сумеречную зону» — другое измерение звука, зрения и разума. А играющий на заставке типичный карпентер-кор ставит все точки над i: если кингоманы ещё способны (гипотетически) противостоять этому вирусу, то у тех, кто любит Кинга и Карпентера одновременно, просто нет иммунитета против сериала. Его дух, атмосфера, культурные отсылки и
оммажи, которые устанешь перечислять, сожрут несчастных с потрохами, как тот монстр, что попал в мир «Очень странных дел» из лавкрафтовской Изнанки. Но способен ли весь сериал выехать на одной только ностальгии?
Разумеется, нет. Поэтому кинематограф 80-х лишь рамка, фон, условия, в которые помещена история. Дафферы собирают сюжет из кубиков постмодернистского конструктора Lego (как
Квентин Тарантино свои картины из сотен тысяч любимых фильмов), но секрет успеха кроется не в том, из чего собран материал, а в том, как он собран.
Например, образ Одиннадцатой может быть сколь угодно вторичен (это одновременно и «
Инопланетянин», и «
Воспламеняющая взглядом», и «
Дэрил», и Дэвид из «
Полёта навигатора», и Эллен Рипли из третьего «Чужого», и Агата из «
Особого мнения», и Женщина из «
Побудь в моей шкуре», и Фуриоза из «
Безумного Макса: Дороги ярости»), но в сериале у неё прекрасно прописанная роль жертвы странных и жестоких экспериментов, которая всегда немножко не с нами — как будто она существует сразу в нескольких измерениях. Это отстранённость добавляет героине не просто вечную загадочность, но и какую-то неизбывную глубину. Кажется, ей всегда найдётся, чем удивить друзей, да и нас с вами. Заслуга в создание этого образа целиком лежит на плечах маленькой актрисы Милли Бобби Браун, которая в этой роли просто бесподобна: по десятибалльной школе она заслуживает все одиннадцать.
Вообще, люди, отвечающие за кастинг в сериале, постарались на славу. Они нашли очень классных детей, за которыми наблюдать даже интереснее, чем за взрослыми, уже состоявшимися актёрами. Ребята виртуозно играют друзей, попавших в экстремальные обстоятельства: им удаётся убедительно изобразить весь спектр эмоций, который способен пережить ребёнок от встречи с неизведанным - удивление, страх и полный восторг. В этом смысле в «Очень странных делах» есть крайне показательная сцена, когда пацаны вместе с Одиннадцатой удирают на великах от правительственных агентов, а девочка переворачивает одну из машин цээрушников силой взгляда. Те эмоции, которые отражаются на лицах ребят, неописуемы. Ведь ни у кого до конца не было уверенности, что она сможет это сделать.
Каким-то телепатическим (не иначе) образом эти эмоции передаются и зрителям. Наблюдая за происходящим в сериале восторженными глазами детей, мы словно сами становимся маленькими и переносимся в те времена, когда деревья были большими, небо казалось выше, а мир таил в себе массу чудных открытий. И в этом - а не только в вездесущих аллюзиях на Кинга, Спилберга и Карпентера - кроется главная сила сериала: он на восемь часов аномальным, непостижимым уму и науке образом снова превращает тебя в 12-летнего, а это дорогого стоит. Вот такие странные дела.
обсуждение >>