Пока Голливуд осваивал скромное наследие Стига Ларссона, канадцы адаптировали ремейк теперь уже легендарного датского сериала «Убийство» - и все четыре сезона упрямо продирались сквозь низкие рейтинги. Спустя два года канал FX выпустил мертворожденный ремейк датско-шведского сериала «Мост». В прошлом году англичане сняли свою версию шведского сериала «Настоящие люди». Все эти кальки разве что подогрели интерес публики к первоисточникам и спровоцировали рост скандинавомании. В России появилось сообщество энтузиастов «Скандинавский калейдоскоп», превратившееся в своего рода клуб по интересам: администраторы группы устраивают встречи, кинопоказы и переводят сериалы и фильмы на краудфандинговой основе. И количество членов сообщества потихоньку, но уверенно растет.
Удивительно, но только в этом году англичанам пришло в голову изменить подход к производству: идея, впрочем, самая естественная. Вместо того, чтобы снимать копии с уже облюбованных публикой сериалов, не лучше ли сделать оригинальную историю, наняв одного из сценаристов «Моста»? Но как это ни странно, появившийся в результате этой коллаборации детективный сериал «Марчелла» едва ли можно назвать сенсационным и умопомрачительным. Нет, он в меру интересный, там не совсем обычная героиня, целая россыпь непонятно как связанных между собой персонажей, забавная путаница с фигурой убийцы… И все же - что-то пошло не так. Возможно, все дело в том, что, как и в случае с ремейками, действие «Марчеллы» происходит западнее угрюмых декораций Копенгагена или Мальмё.
Скандинавские сериалы отличает их неторопливый темп, серо-синие тона, сдержанный темперамент персонажей, которые, ко всему прочему, еще невероятно хороши собой и через одного - натуральные блондины. И кстати о темпе: скандинавские сериалы имеют опциональное свойство «заморозка»: годовая пауза между сезонами совершенно не означает, что сериал закрыт.
Но причина феномена «скандинавского нуара» далеко не в визуальной эстетике. В литературе скандинавы тоже не отстают, и еще задолго до Стига Ларссона были, например, Питер Хёг и Ю Несбё. Мы знаем, что в капиталистических странах процветает наркомания, нищета и насилие, а проблема неравенства и дискриминации различных меньшинств решена только на бумаге. Но о странах победившего социализма и благополучия ничего, кроме Лего и Икеи, широкой общественности до недавнего времени известно не было. А там, оказывается, тоже ненавидят женщин, убивают людей, издеваются над детьми, хранят верность националистическим идеям и религиозно фанатеют. И вообще, чуть ли не у каждого второго в шкафу по целому кладбищу с каркающим вороньем. Есть в этом какой-то успокаивающий момент: людей затягивает во мрак неудовлетворенности и неврозов в любых условиях.
*
«Убийство» / Forbrydelsen
2007-2012, три сезона
Линейный сериал с одним преступлением на сезон. К сожалению, завершился на самом интересном моменте. Сюжеты обыграны вокруг связи бытовых, на первый взгляд, убийств с большой политикой. Сара Лунд (
Софи Гробёль) - самая правдоподобная женщина-детектив в истории сериалов. Она не бегает на каблуках с пистолетом наготове по пылающим зданиям и не владеет тремя языками, кунг-фу и айкидо, как, например, героиня сериала «
Касл». Наоборот, все три сезона Лунд докапывается до правды в одном и том же свитере, которому кто-то даже посвятил целый
сайт. Дьявол кроется в деталях: такое «пренебрежение» к смене костюма дополняет образ одержимой работой женщины, плюнувшей на личную жизнь и даже на собственного ребенка. В первом сезоне Лунд расследует убийство старшеклассницы, и широкого радиуса круг подозреваемых замыкается в самом неожиданном месте.
*
«Мост» / Bron/Broen
2011-... , три сезона
Самый лучший на сегодняшний день датско-шведский сериал после второго сезона лишился одного из ключевых персонажей, но ничуть от этого не проиграл. Во всех сезонах «Моста» убийства попадают под юрисдикцию датской и шведской полиции, поэтому расследование ведут детективы из обеих стран. Сюжет всегда обыгрывается посредством совершенно толстовского набора действующих лиц, связанных между собой убийством - кармически или как-то иначе. Неизменное лицо сериала - детектив Сога Норен (
София Хелин) в кожаной броне (она, кстати, как и Лунд, придерживается аскетического гардероба), что-то среднее между социопатом и аутистом. В первом сезоне сценаристы начинали, как водится, с социальных проблем, но потом лихо обманули публику, в чем, несомненно, и есть огромное достоинство сюжета.
Подробнее
здесь.
*
«Наследие» / Arvingerne
2014 - ..., два сезона
Шикарная датская семейная драма о дележке наследства. Национальное достояние Дании - художница Вероника Гроннегард (
Керстен Олесен) - перед смертью удумала отписать львиную часть своего имущества, включая фамильный «особняк», младшей дочери Сине (
Мария Бах Хансен). Перца этому решению добавляет то обстоятельство, что Сине с детства была отдана на воспитание отцу и принимает свою мачеху за биологическую мать. В одночасье на Сине свалилось не только состояние, но и новая семья в виде очень недовольных решением Вероники двух братьев и сестры. Все трое - люди не бедные, но у каждого свои планы на наследство, и всё давно посчитано и расписано. Сестра Гро (
Трине Дюрхольм), всю жизнь проработавшая с сфере искусства, мечтает законсервировать особняк в качестве музея. Старший брат Фредерик (
Карстен Бьорнлунн), винивший мать в смерти своего отца, одержим идеей переехать в особняк с семьей. А младшему Эмилю (
Миккель Боэ Фёльсгор) просто нужны деньги, чтобы расплатиться с кредиторами в Тайланде, где он неосторожно учредил гостиничный бизнес. Пытаясь сохранить нейтралитет и не рассорить новообретенную родню, Сине ищет различные пути к компромиссу, вплоть до отказа от наследства. Но на нее по очереди давят братья с сестрой и жених с отцом, которым такой внезапный подгон не мерещился даже в самых смелых фантазиях. В итоге, проявив все возможные чудеса изобретательности и не встретив ничего, кроме шантажа и поголовного недовольства, Сине свирепеет и решает судиться. В следствие чего из всех шкафов водопадом сыпятся скелеты, герои по очереди начинают друг друга надувать, подставлять, морочить и терять человеческий облик. Надо еще добавить, что около злосчастного особняка курит травку в своем импровизированном сарае последний муж Вероники и отец Гро Томас (
Еспер Кристенсен) - матерый хиппи и музыкант-авангардист, интересы которого тоже затрагиваются напрямую. Сериал даст сто очков вперед самым напряженным детективным триллерам. Что может быть понятнее и интереснее, чем история о разделе имущества? Здесь, к тому же, совсем как в «
Игре престолов» - в каждой серии зрительские симпатии и антипатии блуждают от героя к герою, и принять чью-то позицию до конца ой как сложно. Сериал продлен на третий сезон, и это, несомненно, очень хорошая новость.
*
«Гуще, чем вода» / Tjockare än vatten
2014 - ..., два сезона
Можно смело считать шведским аналогом «Наследия», с той лишь разницей, что «Гуще, чем вода» - откровенно слабее. По случаю дня рождения матери сиблинги Юнна (
Алиетт Офейм) и Лассе (
Бьёрн Бенгтссон) приезжают на Аландские острова, где расположена гостиница - маленький семейный бизнес, которым управляет их брат Оскар. Мать по очереди вызывает к себе на аудиенцию детей, каждому говорит по короткой бессмысленной фразе, а потом уплывает на лодке и кончает жизнь самоубийством. В завещании сказано, что гостиницу дети унаследуют только в том случае, если с момента оглашения в течение одного сезона начнут вести бизнес сообща, не отлынивая, и желательно, чтобы прибыльно. Покидать острова кому-то из детей строго запрещено - наследства лишаться и остальные. У Лассе и Юнны, разумеется, своя жизнь в Стокгольме, Лассе кому-то задолжал, Юнна только-только получила заветную роль в кино. Но подставить Оскара, который все силы вложил в гостиницу при жизни матери, у них не поднимается рука, даже несмотря на то, что отношения между родственниками - так себе. В сериале есть намек на большую страшную тайну и несколько тайн поменьше и не таких страшных, но добираться до разгадок сценаристы не спешат. Все эфирное время занимают, в основном, предпринимательские ухищрения и любовные метания.
*
«Настоящие люди» / Äkta människor
2012 - ..., два сезона
Фантастическая драма про недалекое будущее, в котором наряду с миксером и соковыжималкой каждый уважающий себя потребитель со средним достатком может приобрести в магазине робота-гуманоида. Чтоб самому не утруждаться использованием этих самых миксера и соковыжималки. Роботы успешно заменили нянек, сиделок и шоферов. Порноиндустрия тоже не дремлет - краденых и вышедших из строя роботов перепрошивают и совершенствуют с уклоном в эротизм. Ряды извращенцев пополнились роботофилами, появились смешанные пары людей и роботов. Луддиты в меньшинстве, но они негодуют. И в воздухе зреет новое явление - защита прав роботов. И зреет оно с подачи жены человека по имени Ханс (
Йохан Полсен), который поехал за новым роботом для престарелого отца, а вернулся с симпатичной силиконовой азиаткой Анитой (
Лисетт Паглер). В это самое время в лесу бегает шайка озлобленных роботов под предводительством трансгуманиста Лео (Андреас Уилсон), которому эта Анита и принадлежала до тех пор, пока ее не украли. Лео просто ищет Аниту, потому что жить без нее не может. А его ненатуральные собратья пали жертвами горя от ума - перед смертью создатель проапгрейдил их самосознанием, и теперь им чего-то смутно хочется.
Некоторые сцены из этого сериала сильно напоминают душещипательную
рекламу Икеи про старую настольную лампу. Выходящих из строя роботов положено отвозить в специальное место, где их сортируют как мусор, и отправляют на переработку. В то время как прикипевшие к ним хозяева болезненно переживают разлуку. Отсюда и неизбежно возникающий этический вопрос о правомерности всякого насилия над роботами, тем более, что некоторые из них начали неплохо соображать. Тот самый случай, когда сериал в глубокой заморозке с 2013 года. Официально его не закрыли, но денег на третий сезон пока найти не могут.
*
«Модус операнди» / Modus
2015, один сезон
Новый сериал 2016 года выпуска, в центре которого психолог Ингер Юханне Вик (
Мелинда Киннаман), оставившая службу в ФБР ради ухода за дочерьми, старшая из которых - Стина - больна аутизмом. Когда Стина случайно становится свидетельницей убийства, Ингер соглашается на сотрудничество с полицией. Ей, в общем, ничего не остается: убийца заметил Стину на месте преступления и начал стращать Ингер смс-угрозами. Ничем не выдающийся, но достаточно приятный детективный сериал.
*
«Прилив» / Springfloden
2016, один сезон
Экранизация одноименного романа сценаристов
Силлы и
Рольфа Бёрлинд, нарочно выполненная в непривычных теплых и ярких тонах. Студентка полицейской академии Оливия Рённинг (
Джулия Рагнарссон) получает на лето домашку: попытаться распутать глухаря двадцатилетней давности, над которым кумекал еще ее покойный отец. На пляже шведского острова Нордкостер был найден труп женщины, по плечи зарытой в песок на линии прибоя и захлебнувшейся во время прилива. У убийства имеется даже свидетель - маленький мальчик, который ничего не понял, испугался и убежал. Имя пострадавшей неизвестно, улик и зацепок - никаких. Детектив, работавший над этим делом, теперь копается где-то на помойках Стокгольма и дружит с люмпенами и наркобомжами. Препятствий хоть отбавляй, а помогать никто не спешит. И поскольку это шведский сериал, то там конечно же есть побочная линия про осатаневших со скуки подростков, которые избивают бомжей до полусмерти, снимая все это на камеру и выкладывая видео на ютюб преимущественно «ради лулзов». Смотреть надо строго до самого финала, где история разворачивается на все 360 градусов.
*
«Убийства на Сандхамне» / Morden i Sandhamn
2010 - ..., пять сезонов
Раз уж речь зашла о солнечной Швеции и островах, то нельзя не упомянуть сериал «Убийства на Сандхамне», тем более, что он призван экономить время зрителей. В каждом сезоне - одно убийство и целых три серии на поимку преступника. Сандхамн - это такой остров-сказка с мариной и населением меньше тысячи человек. Поэтому не так уж удивительно, что в центре всех расследований неизменно оказывается Нора Линде (
Александра Рапапорт) - банковский юрист, приезжающая отдыхать на лето с детьми. В первом сезоне Нора наплыла на труп и невольно стала свидетельницей по делу. Дома ею вяло пытается манипулировать слишком уж красивый муж, поэтому Нора влюбляется в инспектора Томаса Андреассона (
Якоб Седергрен) и навязчиво пытается как-то подсобить ему с расследованием. Польза от Норы очень существенная - ее общительность на острове с такой плотностью населения гарантирует широкую осведомленность - она знает буквально всех, кого надо знать. В этом же, видимо, и шок-эффект (плохо достигаемый, впрочем) - даже с учетом приезжих каждое расследование превращается в «Десять негритят», когда под подозрением буквально все. А все - это благополучные с виду и тихие соседи, которые и мухи не обидят.
***
Бонус
Цикл «
Мистериум» - экранизация романов
Юсси Адлер-Ольсена про трудовые будни отдела «Q», куда сослан из убойного отдела получивший ранение детектив Карл Мерк (
Николай Ли Каас). Отдел «Q» - последняя остановка «глухарей» перед погребением в архив. В напарники грубому Мерку без спросу подсовывают сентиментального Ассада (
Фарес Фарес), и как это ни странно, они неплохо срабатываются. Фильмы полнометражные, но вполне соответствуют сериальной концепции. Сюжеты очень интересные. Совсем недавно вышел третий фильм цикла «
Тьма в бутылке» - о пропадающих детях в семьях свидетелей Иеговы.
обсуждение >>