Мнение экспертов о двух главных премьерах осени на российском телевидении
Подходит к концу первый сезон «Лондонграда» на СТС, за которым без передышки последует второй, а на ТНТ уже не за горами финал «Измен» - другой самой обсуждаемой телевизионной премьеры осени. Где вкуснее кофе и музыка звонче - в другой стране или другой кровати, проще говоря, какой сериал вам понравился больше, - такой вопрос мы задали российским киножурналистам, внимательно следившими за обоими телевизионными проектами.
Александр Нечаев,
кинообозреватель «Российской газеты»:

- Говорить о том, что противостояние СТС и ТНТ вышло на какой-то новый уровень как минимум неправильно. Во-первых, потому что ТНТ уже второй сезон подряд соревнуется не с СТС, прочно осевшим во второй лиге федеральных телеканалов, а с «большой тройкой». И новый сезон в этом раскладе ничего не изменил, достаточно посмотреть цифры рейтингов. Во-вторых, продукция СТС, несмотря на декларируемый «перезапуск» телеканала, идеологически не претерпела почти никаких изменений. Проблемы СТС с рейтингами начались, в сущности, из-за того, что этот телеканал до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, постулирует ценности, актуальные для середины «нулевых». Тогда аудитория начала зарабатывать что-то похожее на нормальные деньги, и, получив хлеб, закономерно захотела зрелищ. СТС предоставило этим «новым мещанам» идеальный эскапистский мир «моих прекрасных нянь», «ранеток» и прочих «папиных дочек». Мир сериалов СТС – насквозь искусственный и максимально оторванный от реальности, и «
Лондонград», при всех его достоинствах, – плоть от плоти этой морально устаревшей идеологии, совершенно беззубое зрелище; такое фэнтези на тему жизни условных «русских» в условном «Лондоне», в котором много концепции и почти нет жизни. Из-за этого его смертельно скучно смотреть.
ТНТ же, напротив, предлагает зрителю принципиально иной подход – циничный, ироничный, по-хорошему злой и крепко привязанный к реальности. Началось это тоже не вчера – достаточно вспомнить, что на
«Мою прекрасную няню» ТНТ в прошлом десятилетии ответил ситкомом
«Счастливы вместе». На ТНТ меньше думают о дорогостоящих кранах для съемки и глянцевой картинке, зато куда больше внимания уделяют тому, чтобы персонажи были похожи на живых людей, а их проблемы были не высосанной из пальца ерундой, а проблемами, которые знакомы зрителю. Понятно, что все это справедливо до известного предела, но все же ТНТ – единственный российский телеканал, который планомерно работает с окружающей нас действительностью, снимая более-менее актуальные вещи вроде
«Физрука», а теперь и «
Измен». В «
Изменах» хватает шероховатостей, могло бы быть меньше мелких сценарных косяков и актерского переигрывания, но при этом там совершенно выдающиеся диалоги и потрясающая раскованность в том, что касается табуированных для нашего общества тем. Вообще, появление такого сериала (и главное – его успех) аккурат в тот момент, когда скучные женщины в Госдуме не устают заботиться о нравственности россиян – это хороший симптом. Качественная и мертвая стерильность СТС проигрывает раскованному эксперименту ТНТ – значит, все с российским зрителем нормально.
Евгений Ткачёв,
журналист :

До начала осеннего телесезона трудно было представить, что мы всерьёз будем обсуждать, что лучше - «
Измены» или «
Лондонград», вместо того, чтобы проделывать схожие сравнительные манипуляции в отношении западных сериалов. Тем не менее, они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. ТНТ vs СТС. Понятно, что сериалы сделаны в слишком разных жанровых регистрах («
Измены» — трагифарс, в то время как «Лондонград» — авантюрная драма), чтобы сравнение было корректным, но, мне кажется, что чисто драматургически «
Измены» всё-таки выглядят выигрышнее. Этот сериал довольно точно, крайне злободневно и очень своевременно рисует портрет женщины-донжуанки, которой хорошо везде, кроме дома. Но поскольку дом — это место, куда мы всегда возвращаемся, героиня
Елены Лядовой, Ася, разрывается между мужем и любовниками, не в силах сделать правильный выбор, которого к тому же не существует. Любое решение априори будет ошибочным, клубок противоречий так просто не размотать. Как и Дон Жуан, Ася любит всех своих любовников. По-разному. Что, впрочем, не означает, что ей, как и другим героям, не придётся отвечать за свои поступки. Расплата придёт, спрятаться от неё не получится — это закон каменных джунглей.
Юрий Крук,
редактор раздела Кино geek-tv.ru:

Проще всего выбрать фаворита, если сравнить каждый из сериалов с западными аналогами. Так, для меня, «
Измены» - это суровый отечественный
«Секс в большом городе» для поколения, которое мечтало, но так и не переехало в Нью-Йорк. Все эти девушки, 25-35 лет, которые вместо лимузинов и принца в костюме за несколько тысяч долларов получили квартиру в кредит, мужа в трениках и пару карапузов. Вот вам вместо Керри - Ася, которая в счастливый брак и большую и чистую любовь уже не верит, а хочет секса и чтобы не было проблем. Каждая из зрительниц мечтает о такой жизни, но, скорее всего, боится. Как и в «Сексе в большом городе», сценаристы «
Измен» и
Вадим Перельман выбрали этот легкий путь, хотя при таком таланте исполнителей могли замахнуться на большее.
«Лондонград» же, по аналогии, - это попытка сделать «
Suits» практически из ничего. Здесь все сложнее, жанр другой, сценаристу
Михаилу Идову вообще было тяжко, из концепции «русские в Лондоне», надо сказать, тоже сильно заезженной, пришлось сделать приключенческий сериал. Получилось далеко не идеально, с провисаниями, длиной в серию-другую. Но смотреть это интереснее, твисты держат. И если я могу спорить на то, чем закончатся «
Измены», то четкого понимания, куда заведут героев
Ефремова и
Олеринской их заграничные приключения, у меня нет. Плюс семейных драм даже с элементами комедий у нас в стране полно. А вот «
Лондонград» чуть ли не первооткрыватель в приключенческом авантюрном сериальном жанре не про ментов и криминал. Ну и
Игрид мне, в силу возраста, милее, чем
Лядова, что уж тут поделать.
Илья Иноземцев,
блогер ВОС:

На мой взгляд, «
Измены» куда круче «
Лондонграда» по трем пунктам:
1. Маркетинговая борьба — пока «
Лондонград» снимал дабл-деккеры по всей Москве и делал граффити на Садовом Кольце, чтобы как можно лучше продать лица
Олеринской и
Ефремова, продюсеры «
Измен» не сделали на таком фоне практически ничего — они просто поставили сериал на час раньше, чем конкуренты, и заняли таймслот на два часа. То есть зрители, которые пришли домой, смотрели одну серию «
Измен», а вот переключиться на «Лондонград» уже не могли, так как сразу за первой шла вторая. При этом lead-in перед
Ефремовым и
Олеринской — это две серии «
Кухни», одна из которых, к тому же, повтор. Не лучший ход.
2. По структуре сюжета «
Измены» куда более удобны для зрителя, чем «
Лондонград». Последний — это типичный формат «дело дня», но с сохранением горизонтального сюжета. Таким образом, пропустив одну серию, не всегда понятно, что происходит в следующей. В «
Изменах» же показывается микрокосм на 10 героев, которые ведут себя согласно выделенным функциям, а потому упустить какую-то важную деталь не так страшно.
3.
Лядова из «
Измен» убирает всех.
Алексей Филиппов,
кинообозреватель kino-teatr.ru:

Само сравнение «
Лондонграда» и «
Измен» (кому-то оно справедливо покажется не совсем корректным) - очередное свидетельство оптимистичной болезни роста на отечественном телевидении, которое обычно живет от царя горы до царя горы: «
Оттепель», «
Физрук», другой «новый шаг российского тв», а потом тишина и «мыло» разных запахов (хотя любой сериал, за редчайшим исключением, конечно, «мыло», даже самый первоклассный). И тут - вдруг! - возможность выбирать: авантюрная комедия, в которой намеки на «
Шерлока» и реплики в духе
Гая Ричи встречаются с иммигрантскими байками, против насмешливой драмы «про это», тикающей, как один швейцарский механизм, неидеальный, но вполне рабочий. Главное - результат выбора: либо лихой, но все-таки самообман в обнимку с ситкомоподобным процедуралом про авантюриста, который крут настолько, что им трудно не восхититься, или не слишком приятный, но не без морали и юмора разговор про серые зоны общественной морали. Оба, впрочем, далеки от жизнеподобия, которое давно уже в мировых трендах, но когда мы гнались за трендами? Нормально сопоставить два шоу, вышедшие подряд, удалось только сейчас. Если уж говорить в лоб: сравнение все-таки не в пользу «
Лондонграда» - он, по вечной российской привычке, опоздал минимум на год, да и прикладной сноровки в «
Изменах» как-то больше.
Андрей Русанов,
промопродюсер:

Само сравнение - это победа родного телесериалостроения, и неважно, в чью пользу оно закончится, наконец-таки в конкурентной борьбе двух крупных каналов стал побеждать зритель. Первопричина такого прорыва - это стабильность и просчитываемость телеэкономики. В данных двух случаях все немного не по шаблону. «
Лондонград» впервые использовал цельный Лондон в качестве фактуры и места действия, а не Ригу с Таллином, как в советском «
Холмсе», а взаправдашнюю столицу Великобритании, которая, как известно, недешевая. И хорошо, что продюсеры успели снять первый сезон до кризиса и в его разгар закончить второй (СТС купил сразу три сезона, впервые канал так уверен в контенте). Это добавило стимула авторам, а первые цифры и «хайп» успокоил сам канал: у СТС появился аналог «
Кухни» по легкости, светлости и развлекательности.
С «
Изменами» все немного иначе. Авторы не планируют продолжать первый сезон, и позволю себе предположить, почему. Пуританские настроения зрителя раскололи его восприятия столь острой темы на два лагеря. Одни талдычат, что, мол, авторы пропагандируют измены и поощряют разрушение семьи – это, как правило, люди, точно не смотревшие сериал и привыкшие судить по промороликам и провокативному постеру. А те же, кто набрался смелости и глянул, подсели сразу и без лишних рефлексий, ибо суть картины вовсе не в ходьбе главной героини «налево». Напротив, «
Измены» - это идеальное жанровое попадание, очень близкий к реалиям взгляд на брак, отношения, секс и любовь. В таком ракурсе и с такой смелостью об этих важнейших темах у нас еще никто не говорил.
Максим Сухагузов,
журналист, администратор группы "Русское кино в топе":

Тут все просто. Я для себя эти два сериала давно разграничил: фигурально выражаясь, «
Измены» - это такая красота, с которой хочется немедленно переспать, а «
Лондонград» - это условная лента фейсбука, от которой трудно оторваться, потому что там иногда что-то остроумное и смешное происходит. В свете новости о том, что второй сезон «
Лондонграда» сольется вместе с первым в единые три десятка серий, это реально в какую-то бесконечную новостную ленту превращается. Несмотря на формат по две серии, «
Измены» легко крадут мое зрительское внимание, и эфир пролетает на одном дыхании. Кроме того, «
Лондонград» непостоянен в своем качестве. При всей его сюжетной педантичности и структурированности, его постоянно штормит от серии к серии. Возможно, это из-за того, что на проекте меняются режиссеры, сценаристы и декорации — не покидает ощущение раздробленности общей концепции. У «
Измен» же стройный хай-концепт: абсолютно точное попадание в характеры, тему и тональность, а самое главное — как это все на экране нетипично развивается и бурлит. Конечно, в этом телесезоне еще будет много чего интересно, но пока что «
Измены» — это действительно лучшее, что случалось с нашими сериалами в этом году.
Жан Просянов,
главный редактор kino-teatr.ru

ТНТ уверенно движется в русле русского HBO и «
Измены» - ещё один шаг в этом направлении. Да, лучше, да, интереснее, да,
Лядова. Но, по большому счёту, это именно то, что от ТНТ и ждали. Переплюнуть «
Сладкую жизнь», позвать оскаровского номинанта, опять рассказать, что москвичи только и делают, что трахаются и так далее, - круто, но понятно. «
Лондонград» же - это прорывная история, меняющая представление о том, как у нас может выглядеть проект, в который канал верит и на промо которого тратит "внешний долг Либерии". Именно благодаря ему СТС из канала с невнятными ситкомами и «
Кухней» превращается в качественное общедоступное телевидение американского образца. А это - новая аудитория, новые рекламодатели, бюджеты, и как следствие, может быть, ещё несколько хороших проектов. Конечно, чем ближе к финалу сезона, тем больше видны огрехи, недоработки, недостаток опыта у шоураннеров, но история и тот посыл, который несёт в себе «
Лондонград», это искупает. Это дикий драйв, рок-н-ролл и небывалая легкость, которых «
Изменам», увы, не хватает.
Женя Шабынина,
кинообозреватель kino-teatr.ru:

«
Лондонград», конечно, обаятельный и остроумный сериал. Но! Во-первых, несколько несвоевременный, в том смысле, что Крым наш, поэтому мы теперь путешествуем реинкарнациями и телевидением. Во-вторых, надуманный: провал с персонажем
Олеринской - даже Ксюше Собчак понадобилось лишних десять лет на просветление. В-третьих, для поиска снижающих производственные затраты интерьеров использованы очень устаревшие шаблоны: герои бодро и с полпинка находят огромный офис, а потом и любимую кафешку (Как же без нее? В «
Друзьях» же была). В целом, все это напоминает какой-то запоздалый гибрид «
Агентства НЛС» и сериала «
Элементарно».
То ли дело «
Измены» - абсолютное новшество для российского телевидения. Как тематическое, так и качественное (вы где-нибудь слышали такой саундтрек, в конце концов?). Нет, это не очередная попытка адаптировать «
Секс в большом городе» (героиня, на минуточку, живет в обшарпанной двушке и явно без утюга). Но и от вязкого одиночества усталых тридцатилетних теток из
сериала Германики здесь ничего нет. И если «
Лондонград» - это такая разглаженная сотенная купюра, которая более-менее нравится всем, то «
Измены» созданы, чтобы восхищать и бесить. Иногда эти чувства испытываешь одновременно. Лучшее, что есть в «
Изменах» (помимо
Лядовой и
славиного папы) - это динамика симпатий по отношению к героям. С каждой серией эти симпатии смещаются по кругу, и вот ты уже ненавидишь главную героиню (потому что перестаешь понимать) и жалеешь всех ее несчастных любовников (которых, впрочем, понимать даже и не начинал). Вот так и получается, что от написанного женщиной сценария про Асю и ее четырех мужчин за километр тянет шовинизмом. Что может быть лучше?
обсуждение >>