Патриоты.ком
1999 год. Майор ГРУ Алексей Брагин (
Владимир Машков) возвращается из шестилетнего плена на Северном Кавказе, а Россия уже другая, жена (
Мария Миронова), посчитав его мертвым, начала реконструкцию жизни с братом Брагина (
Владимир Вдовиченков), дети растут, не зная майорского ремня, совсем чужими. Наконец, в Контртеррористическом центре (изящное прозвище ФСБ) Брагина подозревают в двойной игре: агенту Анне Зиминой (
Виктория Исакова) стукнул осведомитель-любовник в Ливане, что некоего русского военного завербовал террорист почти номер один Бен Джалид (
Валериу Андриуцэ). В общем, не срастается у Брагина с обновленным бытом. С Зиминой тоже что-то не так – у нее шалят нервишки: в доказательство этого она лезет целоваться к начальнику, наставнику и другу отца Вольскому (
Сергей Маковецкий), у которого усталое бородатое лицо и жена-виолончелистка (
Алиса Хазанова). Под давлением надвигающегося миллениума разыгрывается история о том, кто псих, кто предатель, а кому верить можно.
«Родина» Павла Лунгина, помпезно вышедшая, разумеется, на «России 1», - формальная адаптация израильского сериала
«Военнопленный», а в действительности – почти покадровая пересъемка одноименного американского (вольного ремейка того же «Военнопленного»). Иронично выглядят не только отношения «Родины» российской с американской (вопрос, какая «Родина» лучше – отдает привкусом националпредательства), но и с действительностью. Сериал
Homeland, с которого скопирована эта повесть о несуществующих 90-х, рассказывал о двойственности человеческой натуры, о том, насколько порой убедительно выглядят ложь, сумасшествие и политические обещания. Сюжет, замешанный на реализме и уже отработанный до автоматизма на американском телевидении, в руках Павла Лунгина почему-то разваливается и предстает симулякром реальности, если не сказать - фальшаком. Первые двадцать минут - мастер-класс, как создавать динамику в ущерб актерской игре (остальные несколько часов - сказ о неумении большинства отечественных режиссеров делать динамичные сцены в принципе). Выглядит так, будто у кого-то то шляпа улетает, то штаны сваливаются.
Но главный промах «Родины», конечно, во времени: 1999 год – не эпоха Ивана Грозного или Распутина, на которого Машков теперь отчаянно похож в любой неряшливой бороде, подделывать его фактуру и пульс - занятие из разряда рисования шаржей под видом реалистичных портретов. «Родина» - это побег от непонятного настоящего (дух XXI века улавливают единицы кинематографистов) в слабо отрефлексированное прошлое, чтобы выдавать о нем какие-то жуткие, полудикарские и ненастоящие штампы: хочешь - ненатуральную речь героев слушай, хочешь - на мертвые интерьеры любуйся, от которых за версту пахнет художником постановщиком. Добавить к этому некомпетентную кальку с американского сериала, где реплики большинства героев звучат, как пиратский перевод человеческой речи, а ливанцы между собой почему-то общаются по-английски, и любой уважающий себя участник настоящей индустрии такое шоу закрыл бы, не дожидаясь окончания сезона, не то что – продлил на второй еще в ожидании премьеры (как, естественно, сделали в России).
Лунгину же интересно разыгрывать 90-е в неаутентичных, более того – нежилых интерьерах (можно подумать, что Зимина в свою квартиру приходит на экскурсию сытой жизни, а не действительно там обитает) с артистами, которые старательно изображают американских артистов (только ленивый не обвинил Исакову в скучном копировании
Клэр Дэйнс из Homeland). Исключениями выглядят актеры, сохранившие естественную органику (
Тимофей Трибунцев,
Мария Шалаева,
Нина Дворжецкая), которым по недосмотру доставались живые реплики с минимум пластмассы. С таким задником глупо играть в самобытность, тем более – в патриотизм (а без этого в русском ремейке американского сериала, естественно, никуда), особенно – так неталантливо. С другой стороны показательно, что «Родина» оказалась квинтэссенцией стиля «России 1» - превращать в труху все, что попадается в руки, даже один из лучших продолжающихся сериалов пал от лап этого культурного вандализма, деградировав в какие-то очередные
«Тайны следствия».
обсуждение >>