Девушка с татуировкой горкома
«Я – журналистка», - истошно орет журналистка (
Мария Андреева) «Советской трибуны» и зачем-то делает сквозь дыру в заборе снимок спины товарища из МУРа на фотоаппарат «Зенит». 1965 год. На окраине Москвы нашли юношу с воронками вместо глаз. Дядя погибшего, ветеран войны (
Анатолий Журавлев) написал письмо в ЦК, сам Брежнев (
Василий Сахновский) вызвал на ковер товарищей из МУРа - полковника Саблина (
Вадим Андреев) и майора Черкасова (
Андрей Смоляков), пошевелил подбородком, не очень достоверно спародировал сам себя - и завертелось.
Вместо отпуска Черкасов едет подальше от центра, чтобы расследовать дело, каким-то образом связанное с Тонькой-пулеметчицей - советской девушкой, которая в годы фашистской оккупации работала палачом в Витебской области, в маске с детского утренника расстреливая партизан и пленных. Черкасов при поддержке коллег и той самой журналистки пытается связать продолжающиеся убийства с военными преступлениями 40-х годов, а зрителю во флешбэках выдают всю интригу уже в первых сериях, оставив лишь слабую надежду на неожиданный сюжетный кульбит под финал (не оправдалось).
Вторая часть многосерийного похождения следователя Черкасова,
«Палач» вытекает из сериала
«Мосгаз» трехлетней давности, а третий сезон, посвященный ограблению Госбанка Армянской ССР, уже начали снимать. Блестящая голова следователя из МУРа привлекает не только правонарушителей и женщин (проще сказать, каких героинь персонаж Смолякова не влюбил в себя), но и телезрителей, которым погоня за Тонькой-пулеметчицей предложила путешествие в самое сердце тьмы.
В редкие моменты «Палач» напоминает удачные примеры европейских детективов последнего десятилетия - вроде британского сериала
«Броадчерч» или экранизаций нашумевшей трилогии
Стига Ларссона, в остальные 90% экранного времени - невзыскательные отечественные сериалы, которые стилистически не сильно отличаются друг от друга. Единственная фишка совместной работы режиссера
Вячеслава Никифорова и сценариста
Зои Кудри - воспроизведение 1965 года по фильмам тех лет: Черкасов мог бы бродить по одним улицам с Шуриком из
«Операции “Ы”», на которую идут в кинотеатр герои сериала. Впрочем, улицы если и те же, то значительно более мрачные и опасные, слабо освещенные оранжевым закатным солнцем.
В этом месте могли бы развернуться события российской версии
«Девушки с татуировкой дракона», чьи составляющие в том или ином виде в сериале присутствуют: фашистская линия, въедливая журналистка, подтасовка биографий, препарирование видимого благополучия, не получившее полномасштабного развития. Вдобавок интересная, основанная на реальных событиях история разменивается на мельтешащие обрезки флешбэков, любовные и семейные линии персонажей, а также не слишком удачно нагнетает интригу (удивительный трюк для детектива: всю дорогу намекать на вину одного из персонажей, а потом подтвердить догадку).
Добавить сюда невнятную режиссуру, навязчивое переигрывание молодых актеров, которых стараются уравновесить
Смоляков,
Пересильд,
Толстоганова,
Александрова - и почти каждая сцена наводит на мысли, что подобный сюжет в руках адептов
«Убийства», «
Броадчерча» или
«Фарго» заставил бы всю аудиторию Первого канала уходить на покой с дрожью в коленках, а возможно - и с мокрыми панталонами (все задатки для закрученного триллера с убийцей непростой судьбы у сериала были). Но все художественные заморочки тут заменены пионерскими песнями, разговорами о важности семьи и частыми застольями. Пьют тут не в пример чаще и радостнее, чем в о(б)суждаемом всю неделю
«Левиафане». Но кому какое дело.
обсуждение >>