Дед бил
У телохранителя Ильи (
Андрей Чадов), простецкого парня с ментовским бэкграундом, одновременно погибли суровый работодатель и трогательная невеста. Такая беда его заставила вернуться работать в полицию, в свежесозданный отдел по защите свидетелей. Там Илью мучают бумажной работой и восхищаются его же дедуктивными талантами. А в это время злодей-мистер-Твистер (
Марк Дакаскос) под сенью яблонь строит коварные преступные планы, касающиеся мусора-возвращенца самым непосредственным образом.
Первое, что слышит зритель снятого для «России-2» сериала
«Дело Батагами» - сообщение в новостях по радио, что доллар снова (!) упал по отношению к рублю. Уф! Значит, это не про здесь и не про сейчас. Нынешнюю работу режиссера
Оксаны Сидоренко, на счету которой есть и многосерийное произведение
«Непридуманные истории», можно не трактовать как злободневное высказывание. Хотя есть в нем и иностранные агенты, и банкиры-банкроты, и цены на нефть, и прочие составляющие актуального контекста.
Главный хит картины иного порядка — явление подзабытой звезды бойцовских фильмов
Марка Дакаскоса - китайского городового, шанхайского связного и американского самурая. Все это — с внешностью Чингачкука. Он играет серого кардинала, злодея, который сидит в таунхаусе и организует разнокалиберные преступления. А герой
Чадова их расследует в поте лица, не уставая хвататься за табельное оружие при каждом удобном случае.
Поединок эдаких Холмса и Мориарти в фильме, которому уже можно вручать приз за самое странное название (чем-чем дело? - только к предпоследней серии мы узнаем, что Батагами не существительное, а имя антагониста героя), выполняет роль единого сюжета, на который нанизаны мелкие преступления. Стрельба в больнице с умерщвлением беременной барышни, попытка заразить неведомым вирусом компьютеры крупной корпорации (выливающаяся в такую же эпидемию, только в отделении милиции), кровавая баня на шоу экстрасенсов, терки коррупционеров. Русская жизнь, короче. И, естественно, микросюжеты со сквозным повествованием связаны - за всеми бедами маячат узенькие глазенки заокеанского хитреца.
На этом можно было бы остановиться и сохранить за «Делом» звание полноценного заменителя пропагандистских телепередач. Если бы не несколько «но».
Оксана Сидоренко вместе со сценаристами
Ильей Констинкиным и
Евгенией Никаноровой попыталась создать некий «остров, где все есть»: набить пространство кадра и сюжет максимально полным арсеналом приемов, историй и ходов. Тут и тайные игры иностранных агентов, и преступления всех размеров, и любовная линия, которая особенно педалируется. Формальные приемы — подстать: каждый второй эпизод дан через полиэкран (герои встречаются, разговаривают, расходятся, и нам показывают, как каждый из них доходит до машины), агрессивный монтаж, полеты во сне и наяву над Башней Федерацией и Рублевкой, картинные и долгие драки, наконец.
Идеологическую составляющую «Дела» стоит воспринимать именно как часть этого рагу. Что ни есть в печи - все на стол мечи: комиксы, считалки, собрание сочинений Пруста. Вот и свежая пресса под раздачу попала.
«Дело» тем более нельзя уличить в сермяжной ангажированности - по сделанности своей тянется к крепким европейским сериалам. Не HBO, но что-то вроде. Хитросплетенность, элементы полного метра в телеформате и прочее на то указывают. Получается, однако, не наш Ripper Streer с подвывертом, а обычная мешанина. Структура сжирается обилием составляющих. Вся эта барочная избыточность вкупе с гастролями Дакаскоса оглушает неподготовленного. Что вдруг? Ну да, выписывали
Ван Даммов, но сугубо стеба ради и в комедийный полный метр. Чтобы завсегдатаи форумов и пабликов в соцсетях оценили произведение — хаха,
Чак Норрис, хихи,
Дакаскос. А тут чего вдруг? Канал «Россия» отрывает пользователей «Лепрозория» от мониторов? Агрессивный монтаж и избыточность тоже были, но, опять же, как родовидовый признак клипмейкеров. Оксана Сидоренко, как и оператор
Андрей Федотов (ее постоянный, надо сказать, соавтор, со времен короткого метра
«Дед»), в работе над клипами певицы
Елки, скажем, не замечены.
Наконец, «Дело» поставили на самое выигрышное время: выходные дни, шесть вечера, после сытного обеда по закону Архимеда - ну и так далее. В общем, или это какой-то хитрый выстрел вхолостую (почто?), или мы чего-то не знаем про это «Дело». Хотя вероятнее всего — сериал просто подводит некоторый итог. Вот накопилось, наболело — забытые мем-селебрити, монтажные спагетти, полеты, склейки и стыки в стиле «умри все живое» - и теперь таким особенным образом (неожиданным, конечно) выплеснулось на экран. Ну, правду люди говорят — язык искусства не слишком старательно выбирает, кто им будет говорить. Могло бы это произойти с чувствительной мелодрамой — не приведи, Господи, — но произошло с брутальным детективным боевиком. Мы, можно сказать, легко отделались.
обсуждение >>