9 января 2015
«Пустой катафалк», или как развести зрителя
«Пустой катафалк» — первую серию третьего сезона «Шерлока» — многое роднит с фильмом Гая Ричи, но не с «Шерлоком Холмсом», а с «Револьвером» - чудесным и крайне недооценённым кино про искусство разводки. Нет, действительно, в постулате «разведи ближнего своего» нет ничего постыдного, если это сделано изобретательно и остроумно. Собственно, на обмане зрителя построен весь кинематограф. «Пустой катафалк» тоже разводит зрителя, однако таким чудовищным и невероятно гнусным образом, что мама не горюй!
Как нас и предупреждал нулевой эпизод нового сезона «Долгих лет жизни», Шерлок жив! Как ему удалось спастись? О, тут есть 13 сценариев спасения (некоторые из них показаны в серии), но они не играют существенной роли в этой истории. Они не существенны, потому что нет больше смерти для него. К третьему сезону Шерлок окончательно превратился в Супермена: он видит людей насквозь (странно, что у него ещё нет рентгеновского зрения), одним щелчком обезвреживает бомбу, его мозг — гигантский архив, в котором хранится, кажется, вся информация на свете. В одной из сцен «Пустого катафалка» появляются родители Шерлока. Ватсону они кажутся слишком обычными. Не исключено, что они приёмные, а настоящая семья Холмса, как и его брата Майкрофта, с Криптона.
Конечно, глупо предъявлять претензии к произведению, которое изначально задумывалось, как история про сверхчеловека (в том числе и у
Артура Конан Дойля). Но также справедливо и то, что совершенно неинтересно наблюдать за приключениями непобедимого супергероя, который всегда всех побеждает? В связи с этим большим молодцем в сериале держится
Мартин Фриман, который играет своего Ватсона, как человека смирившегося с трагедией, но не способного смириться с тем, что эта трагедия была дутая.
Взбучка, которую он устраивает Шерлоку, когда узнаёт, что тот жив, настолько по-человечески понятна, что ничем не уступает шоку
Андрея Панина в русском
«Шерлоке Холмсе». А вот сам британский сериал очевидным образом уступает отечественному. Да, к истории
Андрея Кавуна можно предъявить много претензий, но у нее есть то качество, которого не хватает детищу
Марка Гэтисса и
Стивена Моффата — честность. Русский «Шерлок» честен как перед собой, так и перед зрителями. Это тоже, несомненно, постмодернистское произведение, но с очерченными правилами игры. Например, самоубийство Мориарти в отечественном сериале не вызывает вопросов, в отличие от британского.
Кстати, поскольку Шерлок не может жить без антагониста, Гаттис и Моффат в конце «Пустого катафалка», кажется, выводят на свет нового суперзлодея. Как говорится: и вновь продолжается бой…
Тут, впрочем, стоит остановиться и, справедливости ради, вспомнить о достоинствах нового «Шерлока». Они заключаются в том, что создатели сериала по-прежнему умеют держать ритм и нагнетать атмосферу. Полтора часа пролетают как на духу. Но самым настоящим украшением свежей серии стала, конечно, Мэри Морстон (
Аманда Аббингтон) — невеста Ватсона. Всем бы такую мудрую невесту.
Ссылки по теме:
Бенедикт Камбербэтч отказался от участия в фильме дель Торо
Камбербэтч стал самым сексуальным актёром по версии Empire
Интрига вокруг третьего сезона сериала «Шерлок»
О чем будет третий сезон «Шерлока»?
5 биографических ролей Бенедикта Камбербэтча
«Шерлок» возвращается на экраны
Шерлок. Перезагрузка
Евгений Ткачёв
04.01.2014