Осень
1962 года. Во многих советских деревнях и селах от излишнего рвения местных начальников угодить Хрущеву насильно пытаются привить на русской земле кукурузу. Не избежал этого и колхоз под председательством
Тимофея Жилина, ветерана Великой Отечественной. Кукуруза никак не хочет разрастаться на чужой почве, и в этот момент, как на грех, прибыл в их деревню
Бобровский, чиновник из Москвы, узнавший от знакомых коллег о знахарке
Темнихе, которая творит чудеса. Дело в том, что у сына Бобровского проблемы с нижней частью лица (в деревне его сразу прозвали
«Криворотым»), и исправить это не смогли никакие доктора. Теперь одна надежда на нетрадиционное лечение... В самой же деревне между тем разворачиваются шекспировские страсти, связанные с амурными похождениями
деревенского шофера и
учительницы немецкого, которая по стечению обстоятельств также приехала сюда из Москвы. Назревает традиционный любовный треугольник, и его быстрому развитию способствует Карибский кризис, который по обе стороны Атлантики породил панику среди власть имущих, а вместе с ними и простых людей...
«Третья мировая» Александра Котта - ностальгический мини-сериал о жизни деревни времен
«оттепели», который явно для сравнения двух противоположных миров Первый канал показал сразу после пресловутого творения
Валерия Тодоровского. С типичным набором житейских мудростей и премудростей, разрухой и неизбывным запахом навоза, что временами накрывает при просмотре из-за воспоминаний о деревнях, в коих тебе пришлось побывать за всю свою жизнь. С обязательными сельским клубом и танцами, сбором урожая и пьяными драками. Все это присутствует в четырехсерийном фильме
Котта, и, разумеется, многих зрителей это отталкивает. Тем более, если все вышеперечисленное представлено при помощи чрезмерного гротеска, что наводит на мысль о комедии. Комедийное, впрочем, в данной картине присутствует, но с привкусом горечи и печали. По сути, перед нами не мелодрама-драма об обреченной любви между городской и деревенским, а трагикомедия о несчастной России, которую довели до нищеты и разрухи в результате третьей -
«тихой» - войны глупые начальники и нечистые на руку дельцы.
Не стоит копаться в том, какими мотивами руководствовался режиссер при создании
«Третьей мировой». Ему явно нравится обращаться к прошлому и само прошлое нашей страны. Об этом свидетельствуют и прошлогодний фантастический сериал
«Обратная сторона Луны», и
«Брестская крепость», и
«Ехали два шофера». Ему просто комфортно рассказывать о нас и о нашем времени через призму
60-х или
70-х. Современность же диктует
Котту гламурную картинку и лощенных персонажей, коих можно лицезреть в
«Елках», к которым он также причастен. А потому и остается рубить правду-матку через толщу времени, да и мало что изменилось за эти
50 лет.
Если не учитывать некоторых исторических неточностей и гипертрофированных характеров многих персонажей, то к новой работе
Котта практически нет претензий.
Максим Трапо не без ностальгических нот зафиксировал в кадре деревню. Музыка
Руслана Муратова не раздражает, хотя и напоминает мелодии из
«Участка». Художник
Кирилл Шувалов, работавший ранее с
Сергеем Лозницей, с любовью восстановил деревенский быт 60-х. Из актерского состава, я думаю, даже не стоит кого-то выделять, поскольку все прекрасно вписались в атмосферу сериала. Впрочем, особого упоминания заслуживают
Александр Коршунов, сыгравший в лучших традициях советской киношколы,
Людмила Полякова в роли Темнихи, сыплющей провидческими истинами, и
Владимир Меньшов, проникновенно прочитавший стихи
Николая Асеева. Но и молодые актеры (включая
Николая Иванова и
Светлану Смирнову-Марцинкевич) тоже смотрелись не хуже, чем мастера.
По окончании просмотра «Третьей мировой» осталась во мне грусть по утраченному. Видимо, именно этого ощущения и добивался от зрителя
Александр Котт. Хорошо это или плохо в наши сумрачные дни - не берусь судить. Но все же если режиссеру удается затронуть струны чьей-то души, то, следовательно, он добился отклика на свой безмолвный крик о том, что творится с нашей бедной страной...
Смотрите сериал «Третья мировая» онлайн на kino-teatr.ru
обсуждение >>