Отправляясь в предновогодний комфортабельный круиз по тёплым морям, меньше всего думаешь о возможности очутиться на необитаемом острове без признаков цивилизации. Для тринадцати клиентов липовой турфирмы
«Счастливый путь» этот ничтожный шанс стал единственно возможной альтернативой гибели. Решаемые ими вопросы
«как нам отсюда выбраться?» и
«почему мы сюда попали?» звучат отголосками главных русских загадок
«кто виноват?» и
«что делать?». Найдёшь ответы – найдёшь спасение.
«Остров ненужных людей» (снятый по сценарию
Елены Райской) выделяется среди прочих отечественных сериалов яркостью и собранностью. Горстка россиян, затерявшихся вдали от родины, представляет собой полный возрастной и социальный срез общества, буквально - от пенсионера до подростка, от депутата до дегенерата. На «проклятые» вопросы вынужден ответить каждый из них, и путь возвращения домой пройдёт через сердце каждого. Этот вроде бы простой и банальный, неоднократно описанный путь человеческой души внезапно коснётся и сердца зрителя, задевая тайные струнки, вызывая сочувствие к героям. Продуманный и интригующий основной детективный сюжет обрамляют мелодраматические, личные истории персонажей, а основное место действия, тропический остров, добавляет истории сказочный колорит классического приключенческого романа.
Остров (не столь мрачный и мистический, как его собрат из сериала
«Остаться в живых») стал нейтральным полигоном для вечного парада человеческих страстей и добродетелей, ошибок и верных решений. Нейтральным, но ярким и невероятно красивым, особенно, по контрасту с флэшбеками, воспоминаниями героев о серой жизни в серой Москве. Работа оператора
Ильи Мелихова безупречна – он с одинаковым комфортом снимает и в павильонах, и на натуре. Его живая, иногда мистически «крадущаяся» камера успешно создаёт столь необходимый детективному сюжету эффект присутствия. Съёмки проходили на побережье Таиланда, все возможности его экзотической природы использованы на сто процентов: белоснежные пляжи, ясное синее небо, зеленоватый океан, хрустальные водопады у маленьких озёр, вычурные коряги, пальмы, лианы, скалы, естественные мостики, пещеры, изогнутые деревья становятся прекрасным обрамлением, а порой содержанием кадра, создавая виды, от которых глаз не оторвать. Мизансцены (спасибо режиссёру,
Эдуарду Парри) аккуратны, точны и профессиональны, без излишнего мельтешения персонажей в кадре. Любая картинка, любой кадр фильма несёт информативную и эмоциональную нагрузку, наблюдать подобную работу интересно и приятно.
Единственный недостаток проекта, он же печальная особенность всех отечественных сериалов – выбивающиеся из продуманного сценарного концепта слабые диалоги, уже далёкие от приподнятой театральной риторики, но так и не дошедшие до сжатой точности эстетики кино. Обязуемые двигать сюжет и углублять образы героев, эти разговоры зачастую просто тянут эфирное время, комментируя и объясняя уже совершённые действия, в лучшем случае. В худшем – ведутся в бытовом стиле «бу-бу-бу через губу», раздражая невнятицей фраз и заставляя зрителя скучать. Скука в телеэфире недопустима и фатальна, ибо заскучавший зритель переключает канал. Актёры же, не имея текстового материала для раскрытия своего персонажа, вынуждены снова и снова транслировать пресловутую «сериальную игру», «мхатовские паузы», театральную преувеличенность оценок (рассчитанную на задние ряды галёрки и неуместную на телеэкране), цепляться за мелкие штампы. Забавно наблюдать все те же штампы в работе азиатских актёров сериала – для них эстетика необязательных длиннот, заполняющих время между эпизодами с настоящим действием, так же привычна. Трудно в этом винить актёров, таково (сейчас) условие их существования на площадке. Азиатские колоритные персонажи с лёгкостью вписываются в общий актёрский ансамбль, привнося в него новые краски, дух Востока. Зрителям запомнятся и пиратские капитаны, и отважный полицейский
Чуньо (
Сураттагрон Суксавет) и невероятный островитянин «
Конфуций» (
Бунма Лампхон).
Бриллиантом сериала стала звёздная и порочная пара артистов
Волжанских, родителей Паши, в блестящем исполнении
Андрея Харитонова и
Натальи Васько. Андрей Харитонов («Овод», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тайна «Черных дроздов») с успехом продолжает завоёвывать внимание уже третьего поколения своих зрителей. Для Волжанского он не жалеет красок, персонаж похож то на страшное, но красивое насекомое, то на опасную змею, гипнотизирующую свою очередную жертву. Вот когда театральные приёмы становятся очень уместны – его Волжанский карикатурен и драматичен, привлекателен и омерзителен одновременно. Под стать Харитонову, крупными мазками работает Наталия Васько, за небольшое время, отведённое её героине, успевая сочно раскрыть все грани женского актёрского характера, играющего как в на сцене, так и в жизни – образ матери будет ею исполнен минимум четырежды, в строгой, любящей, безжалостной и страдающей ипостаси - исключительно точная, чистая работа, с массой нюансов.
Дмитрий Ульянов («Зверобой») играет
Андрея Каморина, главного героя сериала, из-за которого развернулся весь этот детективный сюжет. Он явная причина происходящих событий, но обвинять его в этом сложно, достаточно того, что он сам себя во всём винит. Каморин выглядит человеком, не перенёсшим пресса обстоятельств; скорее, детонатором произошедшего, чем его виновником. Драматичные крупные планы актёра с печальными восточными глазами заставят вздохнуть не одну зрительницу. Дмитрий Ульянов и
Эльвира Болгова (исполнительница роли
Лизы, жены Каморина) составляют красивейшую пару. Беда в том, что Лиза очень вздорная жёнушка, и у Андрея появляется другая, не менее красивая женщина (
Равшана Куркова) и даже сын.
Эта раздвоенность терзает Андрея, а страх вместе с разводом потерять бизнес, в который вложена жизнь, толкает на непродуманные авантюрные действия. Так рождается идея «тура в никуда» (для успокоения совести «никуда» должно было продлиться всего три года), подхваченная родственниками и близкими людей, от которых они желали избавиться.
В число «ненужных» попадает политик, депутат
Савелий Тимофеевич Рыбаков. В исполнении талантливого
Александра Робака персонаж сильно похож на узнаваемые медийные лица ЛДПР, что не может не радовать. Темпераментный Савелий Тимофеевич не устаёт сотрясать воздух своими монологами, однако и руками работать тоже умеет, и женское сердце похитить в состоянии. Образ получился интересный и неоднозначный, да и тема «политик на острове» обладает неисчерпаемым комедийным потенциалом.
Горький пьяница, военный пенсионер
Альберт Быков (
Александр Панкратов-Черный) на острове превращается в настоящего и непьющего философа с удочкой, проявляя самые лучшие черты своей натуры. Панкратов-Чёрный органичен каждую секунду экранного существования, и его персонажу достаются самые запоминающиеся реплики.
«Особенного» мальчика
Пашу Волжанского играет
Сергей Чирков («На игре», «Геймеры»), завораживая своей отчаянной пластикой и гипнотическим взглядом. Подобный персонаж – подарок для актёра, и Сергей обходится с этим подарком достойно, играя искренне, талантливо и по-детски безудержно.
Фермер
Петр Петрович Жуков (
Игорь Воробьев) – самый добрый и кроткий герой, не считая Лиды, преданной Пашиной гувернантки. Этим людям невозможно не посочувствовать, не пожалеть их. Судьба добряка - терпеть до последнего, и, хотя порой больно видеть его страдающие глаза, это терпение вознаградится сторицей.
Гувернантка
Лида (
Екатерина Стулова) – трепетная пианистка, ушедшая в услужение семье Волжанских из любви к хозяину дома и искренне привязавшаяся к его больному сыну Паше. Абсолютная преданность, абсолютная наивность.
Противоречивый, изменчивый как Джокер, «Коклюш», он же
Эдуард Викторович (
Павел Трубинер) - одиночка, таинственный «индивидуальный предприниматель» с лексикой и кругозором образованного интеллигента и рефлексами спецназовца, одновременно и шокирует маленькое сообщество острова, и защищает его.
Ясновидящая
Александрина (
Нелли Пшенная) – остров покоя среди бушующих страстей и загадок остальных персонажей. О предстоящем приключении она узнала раньше других, и стоически, с достоинством несёт свой крест, постепенно угадывая детали происходящего, успокаивая плачущих, облегчая страдания больных.
Мария Ивановна, супруга фермера Быкова (
Людмила Степченкова), переживает кризис среднего возраста с истинно мужским размахом. Чем успокоится её сердце?
Вероника (
Юлия Силаева), кабинетный знаток восточных языков и директор института лингвистики, на острове не только превратилась в ценнейшего переводчика, но и встретила искреннего друга и поклонника в лице скромного и надёжного полицейского Чуньо.
Катя (
Галина Звягинцева) и её отец
Вадим (
Константин Милованов) станут одними из ключевых персонажей истории, разрешив как общую судьбу островитян, так и свою семейную историю.
«Остров ненужных людей» - образец отлично проработанного, красивого, качественного отечественного сериала с интересными актёрскими работами и запоминающимися персонажами. Истории героев, размышляющих над своей прошлой жизнью и совершающих нужные и правильные (а иногда и не очень) поступки на Острове, сплетаются в красивый мистический букет общей судьбы, где от поведения каждого зависит жизнь остальных. Ненужные своим близким, они необходимы друг другу в поиске главного сокровища, ответа на вопрос: «Как жить дальше?». Ответ обычно прост, как все житейские мудрости, фокус в том, что принять такую простоту можно, только пройдя через испытания, – и они будут. Для каждого. Вечная история любви, преданности и предательств разыграется снова. Букет судеб расцветёт то мелодрамой, то детективом, то пиратскими приключениями, и драматические коллизии сюжета не отпустят интерес зрителей до самого финала.
Смотрите сериал «Остров ненужных людей» онлайн на kino-teatr.ru
обсуждение >>