В период повторов телевизионного межсезонья в рейтингах уверенно лидировал НТВ-шный сериал «Глухарь» с обаятельным главным героем (Максим Аверин). Сюжеты серий без фабульных затей, простые, «житейские», с изрядной долей иронии. Авторы проекта отважно смешивают фантазии с достоверностью и пребывают в полном душевном согласии со своими героями, как если бы они были вполне реальными людьми, а не вымыслом. Каждодневные этические и интеллектуальные аберрации, совершаемые сотрудниками УВД, от природы людьми далеко не ущербными, принимались «на ура» и сценаристами, и зрителем — потому что это «правда жизни» и вообще «вор должен сидеть в тюрьме». Какой-то всеобщий, абсолютно искренний самообман, когда, не ведая, что творишь, убежден, что ведаешь…
Впрочем, не стоит ли, отмахнувшись от парадоксов российского «теле-правосудия», просто возрадоваться актерским удачам? Всё чаще, то там, то тут в неровных, средненьких сериалах вдруг сверкнет эпизод, а то и целая роль любимого или неизвестного артиста. И вот именно поэтому не могу не помянуть добрым словом сериал «Танго с ангелом», внезапно исчезнувший из эфирной сетки Первого канала. Добротное мелодраматическое «мыло», которое можно было бы смотреть с интересом и без раздражения, если бы не одно «но»: авторы проекта во что бы то ни стало хотели произвести впечатление. Наряду с вполне реалистическими эпизодами «Танго с ангелом» отмечено печатью какой-то нарочитой, назойливой многозначительности. Действительно, жизнь предлагает нам порой и не такие причуды, но как-то уж очень не вяжутся эти болезненные экстравагантности с обликом главных героинь. Однако работы актрис, сыгравших главные роли в сериале – это то, что с лихвой компенсирует претенциозность сюжетных коллизий. В наше суровое время деиндивидуализа́ции увидеть «в телевизоре» живые нетривиальные лица вполне можно считать подарком. В «Танго с ангелом» каждая из героинь – уже сама по себе «сюжет», а вместе они создают (с отменной выучкой театральных актеров!) настоящую мозаику женских характеров, привлекающих своей «несхожестью».
Прервав на самом интересном месте захватывающее повествование о житейских передрягах неприкаянных дамочек из «Танго с ангелом», Первый канал начал показ сериала «Одержимый». Однако героический дуэт оперативника и журналистки, идущих по следу загадочного маньяка, не смог конкурировать ни с «Глухарем», ни с мелодрамой «Дыши со мной», заняв в рейтинге лишь шестое место.
Однако, основные битвы за рейтинг начнутся позже, ближе к середине сезона. Судя по «вестям с полей», нас ожидает много интересного. Похоже, обозначилась закономерность: исторические и «ретро» фильмы прочно обосновываются на телевидении. Особо любимы продюсерами костюмно-исторические мелодрамы. Тема бедных, но прекрасных душою, девушек имеет долгую и славную «мыльную» историю, продолжить которую предполагается сериалом «Институт благородных девиц» (режиссеры Леонид Белозорович и Юрий Попович). Умильное повествование о трех неразлучных подружках Маше, Даше и Софьи должно, по задумке авторов, заинтересовать современных отроковиц, а также их родителей. Судя по материалам, размещенным на сайте компании «Новелла», сериал будет о жизни «смолянок» - девочек старшей группы (их называли «белые»). Видимо, сценаристы черпали вдохновение, перечитывая (или читая впервые) сентиментальные романы Лидии Чарской и мемуары Елизаветы Водовозовой: исторический период – 70-е годы XIX века. Кстати, именно в это время получили широкое распространение женские гимназии. Гимназистки презирали институток, называя их «приседальщицами» и «вышивальщицами» - уничижительно, но точно. Ведь институток готовили для духовного преобразования светского быта, подготовка к практической жизни, роли «жены и матери» сводилась к непременным занятием рукоделием. Помните риторический вопрос героини всеми любимого фильма «Гардемарины, вперед!»: —
«Ну, какая же девушка не умеет шить?».
И это отнюдь не преувеличение. Рукоделию, домоводству обучали в обязательном порядке и «николаевских», и «александровских» смолянок, то есть, как девушек из богатых семей, так и сироток, содержавшихся в институте за счет казны. Девочки должны были шить себе платья и «метить белье» -
вышивать монограммы. О, это было настоящее испытание! В «Волшебной сказке» Лидии Чарской бедная, но строптивая институтка возмущается: -
«Она, Надя Таирова, должна будет заниматься уроками кройки и шитья или метить белье, как Клавдия? Слуга покорный.» В мечтах своих девушке грезится все совсем иначе:
«Такой соблазн иметь у себя все эти прелестные вещицы... Эти длинные шелковые чулки, эти тонкие эластичные лайковые перчатки, эти прелестные гребенки из настоящей черепахи. Потом веер, потом еще серебряную сумочку-кошелек, потом перламутровый с золотой, ее, Надиной, монограммой бинокль». Для Наденьки Таировой собственная золотая монограмма была почти символом какой-то другой, аристократической жизни, окруженной магическим ореолом неприкосновенности и неприближаемости. Такие же грезы, мечты, опасения и у трех героинь сериала «Институт благородных девиц»: им, девушкам из обедневших дворянских семей, сильно повезет, если их примут на службу гувернантками. Но подружки, конечно, надеются на чудо…
Создатели обещают зрителям «грандиозный по сути и по содержанию телевизионный проект», в котором будет «талантливая актёрская группа в костюмах и в точно переданной атмосфере той эпохи». Насчет талантливой актерской группы – поживем, увидим. Но вот обещания «точно передать атмосферу той эпохи» вызывают сомнения. Атмосфера-то передается оттенками, интонациями, деталями...
А акценты и нюансы - это для не сериалов, это прерогатива «большого кино». «Берт Ланкастер вспоминал, как Висконти требовал на съемках «Леопарда», чтобы платки в комоде были высочайшего качества и с монограммами князя Фабрицио ди Салина. Зачем, когда герой лишь выдвигает ящик, но ничего не достает? Миланский аристократ Висконти ответил нью-йоркскому плебею Ланкастеру: «На
платки с монограммами вы будете смотреть по-другому»
(«Гений места» Петр Вайль).
Время благородных девиц закончилось в 1917 году. На смену им пришли комиссарши в кожанках и комсомолки в красных косынках. Объявив шляпки и прочие
«шелка с монограммами» мещанством, они ревностно боролись с пережитками прошлого. Однако время шло, борьба с мещанством постепенно утратила свою актуальность - наступил золотой век номенклатуры и спецраспределителей. Советская элита, окончательно сформировавшись в замкнутую касту, принялась с упоением наверстывать упущенное. И если известные артисты, писатели приобретали бриллианты, антиквариат, меха на гонорары, то «самозваная партийная элита» и их семьи – отнюдь не на зарплаты, и далеко не всегда легитимным путем. Интерес брежневской семьи к золоту, антиквариату и прочей роскоши ни для кого не был секретом, а уж про любимую забаву Галины Леонидовны и её подруги, Светланы Щелоковой, – коллекционирование бриллиантов, ходили легенды. Особую страсть питали подруги к старинным, редким вещицам, не смущаясь тем, что эти вещицы порой были украшены чужими
вензелями. Эта неумная страсть и стала причиной слухов, которыми Галина Брежнева окружена до сих пор. Судачили о её причастности к загадочной гибели актрисы Зои Федоровой, к ограблению Ирины Бугримовой и к одному из самых нашумевших дел «эпохи третьесортной грандиозности» (так окрестили журналисты «брежневские времена») - ограблению вдовы писателя Алексея Толстого. Были похищены драгоценности, антиквариат, картины и редкая бриллиантовая брошь «Бурбонская Лилия».
А началось всё на приеме, устроенном французским посольством в честь Дня взятия Бастилии. Людмила Ильинична Толстая, вдова знаменитого писателя, появилась на вечере в изысканном наряде, на груди - брошь в виде французской лилии с красной перевязью и бриллиантами. Присутствовавшие на приеме дамы не могли не заметить такую красоту. Людмила Ильинична простодушно поведала любопытствующим, что брошь – из фамильных сокровищ графов Толстых. К ним украшение попало в XVIII веке, когда из-за революционных событий в Париже многие французские аристократы бежали за границу. По незнанию своему, или по недомыслию, Людмила Ильинична допустила забавную бестактность по отношению к хозяевам приема: лилия была
геральдическим знаком королевской семьи Бурбонов, представитель которой - Людовик XVI, был казнен во время французской революции, через два года после взятия Бастилии.
На небольшую эту оплошность внимания никто не обратил, присутствующие на приеме гости, включая министра МВД Щелокова и его супругу, были просто ослеплены бриллиантовым блеском уникального украшения. А через несколько месяцев было совершено дерзкое разбойное нападение на квартиру вдовы Алексея Николаевича Толстого. Дело получило широкий резонанс, к расследованию были привлечены самые серьезные силы МВД. Следствию удалось арестовать исполнителя преступления — легендарного одесского вора Анатолия Беца. Похищенное удалось вернуть, но уникальная французская брошь в виде королевской лилии, усеянная бриллиантами, так и не была найдена... Сразу же поползли слухи о том, что заказчицей ограбления была Галина Брежнева, а посредником – её сердечный друг Борис Буряце (колоритнейшая личность!). Но кто же из «элиты» обращает внимание на досужие разговоры? Всё шло своим чередом – Беца ликвидировали, наводчице разрешили уехать во Францию, а о «Бурбонской лилии» на суде даже не упомянули.
Вот это загадочное дело об ограблении вдовы Алексея Толстого и легло в основу сценария нового многосерийного фильма «Охотники за бриллиантами» (режиссер – Александр Котт). В роли Бориса Буряце — Евгений Миронов, а блистательная Мария Аронова сыграет роль Галины Брежневой. Актерский состав более, чем внушительный: Алексей Серебряков, Владимир Ильин, Людмила Максакова, Авангард Леонтьев, Петр Федоров… Вобщем, всё замечательно: замысловатый сюжет, колоритные персонажи, хорошие актеры - что ещё надо человеку, чтобы с удовольствием отдохнуть после трудов праведных у телевизора?!
обсуждение >>