Заканчивается лето, сводившее с ума инфернальным зноем, невесть откуда свалившимся на россиян. Уже совсем скоро осень, которая принесет долгожданную прохладу и… новый сезон телепремьер на радость мирным обывателям.
Телеканалы экспериментируют с форматами и жанрами, пытаясь удержать у экранов молодежную аудиторию, дрейфующую в сторону Интернета, и в то же время стараются не забывать о пропаганде вечных ценностей: семья, здоровье, патриотизм, образование… Найти яркие примеры в современности для подражания трудновато, поэтому взоры продюсеров обращены в глубины российской истории, весьма богатой на события. Знать историю своей страны, свою родословную надо, поэтому количество грядущих премьер исторических проектов радует. Радость, однако, тревожная. Уж сколько мы этих «исторических», практически документальных, телепроектов смотрели, но никаких особых откровений по части нового понимания нашего прошлого так и не увидели. Множество разнообразных исторических и псевдо-исторических лент лишь обнаруживают полную беспомощность кинематографистов в попытках четко и внятно сформулировать нынешнее общественное самосознание. Снимать серьезное историческое кино - дело трудное и, чаще всего, неблагодарное. Большой респект
Николаю Досталю, взявшемуся за съемки фильма о расколе Русской Православной церкви. Никонианство, XVII век, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова… Важнейший период русской истории, когда параллельно шли процессы политической консолидации и, одновременно, глубокого общего духовного раскола, - ранее почти не привлекал к себе внимания ни кинематографистов, ни литераторов. Как сказал в одном из интервью Николай Досталь -
«нашим фильмом мы хотим немножко восстановить историческую правду».
В фильме ожидается многофигурная композиция: и царь Алексей Михайлович, и патриарх Никон, и протопоп Аввакум, и боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова. Кстати, трудно понять, почему, например, такая пассионарная личность, как Феодосия Морозова (урожденная Соковнина) почти не удостаивалась внимания ни литераторов, ни кинематографистов. Ну, разве что только в контексте возможного романтического треугольника – Феодосия, Аввакум и царь Алексей Михайлович… А ведь боярыня Морозова была женщиной незаурядной, хорошо религиозно образованной и
«прилежной в книжном чтении», «яко храбрый воин» вставшей на защиту старого обряда. По твердости характера и живости ума она не уступала царевне Софье Алексеевне, семилетнее правление которой тоже пока не вызвало особого интереса у кинематографистов.
А петровские реформы? Как известно, царь Алексей Михайлович «Тишайший» большие надежды возлагал на своего младшего сына – Петра. И Петр Алексеевич батюшкины надежды оправдал! Попервоначалу спасовал он перед сестрицей своей, Софьей, но вскорости в себя пришел, власть взял и более из рук не выпускал. Был один интересный период в жизни молодого царя: в 1697 году снарядил он «Великое посольство» в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. Вот об этой странице жизни Петра Великого и снимал режиссер
Сергей Винокуров свой сериал «Августейший посол». Кстати, зрителям пока картину посмотреть не довелось. А посмотреть любопытно, несмотря на то, что на съемках даже не было консультанта-историка. Маловероятно, что в работе Сергея Винокурова будут помянуты, например, встречи Петра с Исааком Ньютоном и посещения библиотек. Скорее,
«шпаги звон, как звон бокала», интриги, романы… вобщем, обычные авантюрные приключения исторически костюмированных героев. Но вот как отражение хаоса, царящего в головах современников, и очередной образчик повальной исторической безграмотности - сериал посмотреть, пожалуй, можно.
Наверное, нужны какие-то другие, гораздо большие усилия, – как со стороны нас, зрителей, так и со стороны кинематографистов, - чтобы появилось настоящее историческое кино. Пока же воображение общества в несравнимо большей степени волнуют либо любовные «романы века», либо величие неограниченной власти, персонифицированной в образе «царя-батюшки». Особые, почти родственные, отношения у кино с Иваном Грозным, о котором снято больше всего картин разных форматов и с разными (зачастую противоположными) историческими концепциями. Не обойден вниманием и Петр I, которого мы видели в хрестоматийном исполнении Николая Симонова – «отца нации», грозного, но справедливого реформатора, и в неплохом советском сериале «Россия молодая», где царь-труженик строит верфи и корабли, самоотверженно созидая новую Россию.
Исторические картины последних лет, внешне вроде бы стремящиеся к нормальному, не противоречащему здравому смыслу, толкованию истории Государства российского, тем не менее, в какой-то мере полемичны по отношению к ней. Мы видели на экране Ивана Грозного в разных ипостасях – от кающегося грешника до упоенного кровью злодея, Петра I – и с топором в руках, и громящего шведов, и танцующего полонез на ассамблее. Но вот увидеть на экране монарха с книгой в руках как-то пока не довелось. Не вдаваясь в подробности разных концепций исторической интерпретации тех далеких времен, отметим: наиболее решительные реформы, оказавшие колоссальное влияние на судьбу государства, проводили правители, которые были весьма образованными для своего времени людьми. О легендарной
библиотеке Ивана Грозного слышали многие, да и сериал о поисках таинственной Либерии смотрели. Существовала ли уникальная библиотека, нет ли, но у Ивана Грозного была репутация начитаннейшего человека XVI века и богатейшей памяти - в его письмах «Илиада» соседствует с Евангелием, а
римская история с житиями святых.
Еще один царь-реформатор, Алексей Михайлович Романов. Он стал учиться грамоте с пятилетнего возраста, а затем всю жизнь пополнял свои познания разнообразным чтением и беседами с образованными людьми, поддерживал и приближал к себе лиц такого же направления. Именно его деятельность заложила основы последующих реформ
Петра Первого и модернизации России. Сын его, Петр Алексеевич, тоже начал учиться грамоте в пятилетнем возрасте, что, правда не помешало будущему царю до конца жизни игнорировать грамматику и орфографию. Позднее Петр I учился арифметике, геометрии, фортификации - у иноземцев, в Немецкой слободе. Ну и было ещё то самое «Великое посольство» в Европу, о котором петербургские кинематографисты и сняли приключенческий костюмный сериал.
Во время пребывания в Европе Петр слушал лекции в университетах, осматривал фабрики, библиотеки. Как известно, Петр всю жизнь проявлял огромный интерес
к книгам. Ведь именно при нем открылся первый русский музей – Кунсткамера – с публичной библиотекой и первый русский общедоступный театр. Находясь ли в России или путешествуя за границей, он всегда стремился приобретать нужную ему литературу, причем, экономный в других расходах царь никогда не жалел денег на покупку книг. И именно при Петре I в России появились
бумажные экслибрисы - ими в первую очередь обзавелись сподвижники самодержца, стараясь подчеркнуть свою избранность и
родовитость. Личная библиотека уже те далекие времена была гордостью и величайшей семейной ценностью наиболее просвещенных дворян. В более поздние времена экслибрис, как знак, отражал индивидуальность своего владельца и очень часто был наполнен тайными символами, а вот самые первые экслибрисы носили исключительно охранное значение - книга была дорогостоящим имуществом, фактически предметом роскоши, и надпись
ex libris в сочетании с именем владельца должна была доказывать перед всеми ее принадлежность именно этому человеку.
У трех просвещеннейших деятелей того времени были
прекрасные библиотеки: князя Дмитрия Голицына, фельдмаршала Якова Брюса и лейб-медика Петра Первого - Роберта Арескина. Первый экслибрис привез из Европы князь Дмитрий Голицын, который обладал огромнейшей по тому времени библиотекой (почти шесть тысяч томов). Его примеру последовали и два других сподвижника Петра: Яков Брюс и Роберт Арескин, на книги которых тоже были наклеены бумажные экслибрисы, как некий знак интеллектуальной избранности.
Колоритнейшая личность петровской эпохи, Яков Брюс, слывший в народе колдуном и чернокнижником, имел неплохую библиотеку (полторы тысячи томов), в которой были книги по двадцати научным дисциплинам на четырнадцати языках. Книги свои Брюс украшал
бумажным экслибрисом: родовой герб, окруженный Андреевской цепью и лаконичный девиз - «Fuimus» (Мы были). После смерти графа-чернокнижника его библиотека была перевезена в Петербург, потом часть её потерялась и до нашего времени дошло лишь 30 экземпляров. Но искатели сокровищ верят, что где-то в потайных подземельях Кремля замурована часть колдовской библиотеки Якова Брюса!
Ещё один сподвижник и друг Петра, Роберт Карлович Арескин (Эрскин), доктор медицины и философии, был главным хранителем Кунсткамеры - первого публичного музея России. Его богатая личная библиотека (две с лишним тысячи томов) тоже была снабжена экслибрисом с выразительным девизом «Ie pense plus» (Я думаю больше, чем говорю). Всё правильно –
«меченое добро сохранней».
И в XVI веке, и в петровские времена, и в начале ХХ века пропасть между культурой аристократии и народной была громадной: книги, бумага – всё стоило очень дорого, и далеко не всем было по карману. Но общественные барьеры постепенно разрушались, и книги становились доступны практически каждому. Но возможность иметь личную библиотеку отнюдь не означала и не означает потребность в таковой. В сущности, мало что изменилось – на смену берестяным грамотам пришли газеты и общедоступные «сытинские» книжки, а в наше время всё это с успехом заменили интернет и всепроникающее телевидение. Кстати, телесериалы «захватили» и книгоиздательства - появились целые книжные серии с парадоксальными названиями: «Русский сериал», просто «Сериал», «Сериал в книгах»… И уж совсем забавно: под вывеской этих книжных серий изданы «Мастер и Маргарита», «Золотой теленок», «Герой нашего времени». Что первично? Курица или яйцо? Сериал или всё-таки бессмертный роман «Мастер и Маргарита»?
О библиотеках, сериалах и уж тем более, об истории, можно рассуждать бесконечно долго, но чтобы не оказаться в ситуации чеховского Иванова, стыдившегося говорить о том, что умным известно, а глупым неинтересно, «прекратим дозволенные речи»…
обсуждение >>