С 10 апреля в российском прокате «Западня» — очень тесный триллер Дэвида Яровески о пенсионере, решившем наказать уличного воришку, забравшегося к нему в машину. Главные роли в вольном ремейке аргентинского фильма «Мышеловка» исполнили Билл Скарсгард и Энтони Хопкинс. Первый на протяжении всей истории будет пытаться выбраться из запертого автомобиля, второй — издеваться, включая ужасно раздражающую музыку и кондиционер. В сравнении с оригинальным фильмом 2019 года «Западня» воспринимается повеселее: динамику повествования подогнали под голливудские стандарты, намешали в сюжет недвусмысленных социальных комментариев и даже какой-никакой экшн. В итоге получилось совсем другое по духу кино, со своими достоинствами и недостатками.
Повод для появления «Западни» оказался не слишком приятный: в начале десятилетия полиция Лос-Анджелеса признала свою неспособность держать под контролем уличную преступность. Количество перестрелок и грабежей росло на 50% год к году, но даже это цветочки в сравнении с преступлениями на ниве автотранспорта: угоняется все, что плохо припарковано, иногда даже полицейские машины и школьные автобусы. А количество взломов автомобилей и краж мелочевки из бардачков вообще не поддается подсчету — водители о них даже не всегда сообщают, отлично понимая, что злоумышленников никто не найдет. Да и бороться надо с причиной, а не со следствиями: рост преступности — одно из многих отражений социального дисбаланса и колоссальной пропасти, возникшей между богатыми и бедными. Контекст тут важен, он объясняет отличия фильма Дэвида Яровески от первоисточника, снятого в Аргентине шестью годами ранее.
Отношение к преступности выражается в главном герое Эдди (Скарсгард) — мелком воришке из Города Ангелов, промышляющем кражей кошельков и взломом машин. Он бы и рад зарабатывать честными методами, но давление обстоятельств тянет на социальное дно. Вдовесок долги, гнетущая атмосфера грязных подворотен, из которых он не вылезает, и неспособность быть хорошим отцом для своей дочки Сары (
Эшли Картрайт). Исправить положение дел не выходит, а жить на что-то надо — вот Эдди и лезет в очередную дорогую тачку, припаркованную на стоянке в неблагополучном районе. В этот день его целью стал глухо тонированный кроссовер, в который джентльмен удачи залез без труда. А вот вылезти уже не смог. Двери машины оказались заблокированы, окна — пуленепробиваемыми. Да и вся тачка в целом — что-то вроде бронекапсулы, полностью изолированной от внешнего мира.
На связь с ошалевшим от страха Эдди по телефону выходит владелец авто — пожилой джентльмен Уильям (Хопкинс). Он вежливо объясняет, что устал от беззакония: его машину взламывали уже раз шесть, и ни разу полиция не смогла поймать вора. Пришлось брать дело в свои руки: вложив существенный капитал, Уильям оборудовал для воришек своеобразную камеру предварительного заключения. Стабильная связь позволяет побеседовать с арестантом, раскрыв свои мотивы. Дело в том, что камеры, которыми утыкан весь салон, обеспечивают отличный вид на страдания узника, запертого на несколько дней без еды и воды. Передавать Эдди в руки правоохранителей никто не собирается — он просто будет медленно умирать под присмотром надзирателя, получающего от происходящего садистское удовольствие.
Ожидаемо, ремейки аргентинской «Мышеловки» снимаются главным образом в странах с плохой криминогенной обстановкой: свои версии сюжета о запертом в машине злоумышленнике вначале появились в Бразилии и Индии, теперь в этот эксклюзивный клуб вошли и США. Каждая адаптация разворачивает историю немного по-своему, с учетом обстановки в обществе. Оригинал
Мариано Кона (позже он снял «
Главную роль») был беспринципен в своей серой морали. В финале «Мышеловка» еще и выносила вердикт всему обществу: народ так устал от бандитского беспредела и беспомощности полиции, что готов оправдать вигиланта, несколько дней мучившего мелкого бандита. Добродушные индийцы, напротив, искали примирения сторон — в конце их триллера
Dongalunnaru Jagratta воришка Радж признавал вину и даже спасал собственного тюремщика. Подавалось это не как частный случай Стокгольмского синдрома, но как искреннее раскаяние. А «Западня», вот уж фокус, обходится с оригинальным концептом еще смелее — сценарий написан так, чтобы зритель с самого начала был на стороне Эдди. Да, он находится по другую сторону закона, но не потому что плохой человек — просто не повезло оказаться в мрачной жизненной ситуации. А так парень отличный — вон, животных любит. Напоил собачку, которая облаяла его, когда пытался присвоить чужую собственность.
По-своему расставив знаки препинания, «Западня» переворачивает посыл оригинала вверх тормашками. Никакой общественной дискуссии нет. Есть только бедные люди, которые не имеют шансов выбраться из каменного мешка. И есть элита, получившая хорошее образование на деньги богатых родителей и возомнившая себя моральным камертоном общества. Именно поэтому Эдди, в отличие от своих молчаливых визави из других фильмов, не сидит сиднем, потихоньку сходя с ума, а охотно идет на диалог с безликим злодеем, громя его образ «народного мстителя». В ответ Уильям мучает парня ужасной музыкой (попробуйте уснуть, когда на всю ивановскую орет тирольский йодль) и удаленно управляет машиной, катая пленника по самым злачным местам Лос-Анджелеса (правда, снимали их в Ванкувере — «наркотической столице» Канады). Вопросом выживания в замкнутом пространстве «Западня» интересуется мало, закручивая триллер вокруг бойких пикировок о социальной справедливости.
Режиссер Яровески и продюсерский коллектив во главе с
Сэмом Рейми сознательно идут на упрощение формулы: дилеммы в духе «твари дрожащей» и без них есть кому разобрать. Вместо трудных вопросов — по-социалистически прямолинейный дебатный боевик, где молодой Скарсгард и почтенный Хопкинс пытаются перещеголять друг друга в экспрессивности подачи аргументов. И выбранная стратегия дает плоды: «Западня» оказывается очень ритмичной и стремительной — не позволяет себе долгого молчания, застывшего кадра и первобытного ужаса, которым славен триллер из Аргентины. Есть дела поважнее выстраивания саспенса: например, объявить о том, что униженные и оскорбленные тоже имеют свой голос. И не вам, «имеющим ванную и теплый клозет», учить их жизни.
«Западня» в кинотеатрах с 10 апреля.
«Западня»
обсуждение >>