Несмотря на то, что кассовые сборы российских спортивных байопиков постепенно сходят на нет, киноиндустрия не сдается и стабильно продолжает производить спортивные драмы как о вымышленных, так и о реальных чемпионах. На очереди – «Роднина», первая лента о самой титулованной спортсменке в истории парного фигурного катания, первая же отечественная картина о реальной женщине-фигуристке, причем давшей разрешение на использование своей фамилии в названии картины. До этого выходили лишь футбольные «Стрельцов» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», заглавных героев которых на момент даже начала работы над фильмами уже не было в живых. Так что случай с Ириной Родниной во многом уникальный, но как часто бывает в случае байопиков, влияние непосредственных прототипов не идет на пользу кинематографическому объему истории.
На дворе 1955 год, шестилетняя Ира (
Александра Бикеева), которую соседи Родниных по коммуналке иначе как егозой не называют, радуется, что сегодня у нее наконец 36,6, а значит папа-военный (
Игорь Петренко) перед службой наконец может отвести ее на каток, хотя мама-медсестра (
Виктория Полторак) не то, чтобы одобряет эту идею. В детстве реальная Роднина часто болела, но в кинематографической «Родниной» об этом скажут чуть позже. Пока же очередной приступ температуры, настигший Иру на катке, оборачивается разве что порванным шнурком, из-за которого будущая чемпионка и не смогла чисто откататься.
Природная сила характера и энергичный темперамент уже по прошествии лет приводят Иру (
Владислава Самохина) к тренеру Вячеславу Жукову (
Евгений Ткачук), который заставляет девушку вместе с ее партнером Михаилом Булановым (
Федор Федотов) быть если и не выше, то уж точно быстрее и смелее пока считающейся главной парой фигуристов Советского Союза во главе с Алексеем Панкратовым (
Даниил Воробьев с накладным носом). Строгий Жуков не только вводит в номер сложные поддержки и нехарактерный не только для советских, но и мировых фигуристов параллельный двойной аксель, но и отсчитывает каждое движение ускоряющимся метрономом, чтобы Роднина-Буланов попадали не только в классику, но и в энергичную народную музыку. Буланов с темпоритмом, в отличие от егозы Иры, справляется не очень.
Пока консервативный Панкратов, за основу образа которого взят двукратный олимпийский чемпион Олег Протопопов, выступавший в паре с супругой Людмилой Белоусовой, цитирует философа Ролана Барта и предлагает прислушаться к музыке Бетховена, Роднина и Буланов на льду исполняют чуть ли не «калинку-малинку». Вот это номер! Правда, реальные постановщики кинофильма «Роднина» во главе с режиссером
Константином Статским особо предпочитают не заморачиваться со съемками именно выступлений актеров-фигуристов, выдавая лишь крупные планы, а для общих используя изображение маленьких телевизоров, по которым за парой фигуристов-революционеров следил сначала тренер Жуков (его прототип – заслуженный мастер спорта, многократный чемпион СССР и чемпионатов Европы Станислав Жук), а затем и вся страна. Правда, из-за аморального поведения Жукова паре Родниной – уже не с Булановым, а с мужем Зайцевым (
Иван Колесников) – пришлось сменить тренера на молодую специалистку, которую в фильме играет
Ольга Бодрова (прототип – Татьяна Тарасова).
Примечательно, что в «Родниной» единственное оставшееся реальное имя — это, собственно, Роднина. Все остальные тут обладают лишь хорошо считываемыми псевдонимами и набором характеристик, очевидно, основанных на воспоминаниях самой Родниной. Исполнительнице заглавной роли – почти дебютантке с запоминающейся внешностью Владиславе Самохиной – здесь почти постоянно приходится играть роль отличницы и спортсменки, которая дает сбой лишь однажды по причине здоровья. Однако и эти сцены убедительнее выглядят больше за счет артиста Евгения Ткачука, пытающегося совместить в себе и роль авторитарного наставника, и старшего мужчины, очевидно, влюбленного в свою энергичную, с прической гавроша егозу-Иру. Видимо, чтобы не омрачать память реального Жука, которого в свое время обвиняли в систематическом нарушении морально-этических норм, Жуков в фильме представлен хоть и отчасти тираном, но, безусловно, единственным дорогим для экранной Родниной человеком. Чего не скажешь о ее родителях, появляющихся лишь в паре эпизодов, и даже о партнерах – медленном Буланове, который вдруг и не к месту воспрял чувствами к Ире, и нелепом почти великане для маленькой Родниной Зайцеве, с которым они в итоге стали мужем и женой.
Отношения с Зайцевым после свадьбы и рождения ребенка будто бы могли тоже стать интересным для кино конфликтом, но партком (
Марат Башаров, как и в «
Движении вверх», все еще является международным лицом Госкомспорта) просит молодых родителей защитить честь страны на Олимпиаде в Америке. А Роднина – она всегда с Родиной.
Выходящий в 2025 году российский спортивный байопик, даром что славит самую титулованную в мире спортсменку в парном фигурном катании, но концентрируется, увы, не на спорте и мире, а на политике. Три единственные вошедшие в фильм выступления фигуристки приходятся на Чемпионат Европы в Гармин-Партенкирхене, когда все осуждают советские войска в Чехословакии, Чемпионат мира 1973-го в Братиславе, когда Роднина и Зайцев впервые в истории фигурного катания выступают почти без музыки (спасибо, что в фильме нет версии про диверсию от чехов), и на последней для Родниной Олимпиаде 1980-го в американском Лэйк-Плэсиде, когда все осуждают СССР за ввод войск в Афганистан, а главными конкурентами для Родниной-Зайцева является именно американская пара (в фильме их тренирует герой
Алексея Ягудина).
Драматургически для главной героини, конечно, играет роль и финальный аккорд со слезой чемпионки в Америке, и молчаливое катание в Братиславе, но концептуально картина, написанная тремя сценаристками, увы, сосредотачивается в большей степени именно не на силе и слабости безусловной чемпионки Родниной, а на ее стремлении доказать всем, как Советский Союз побеждает даже в самые тяжелые времена. Финальное противостояние на репетициях с американской парой только подчеркивает именно не спортивные, а политические амбиции. С другой стороны, и милая егоза Ира, когда-то выходившая на лед, чтобы обуздать свое внутреннее пламя, несмотря на проблемы со здоровьем, в итоге и стала не только Олимпийской чемпионкой, но и депутатом Государственной Думы Российской Федерации, на данный момент находящейся под санкциями почти 30 стран мира.
«Роднина» в кинотеатрах с 6 марта.
«Роднина». Трейлер №2
обсуждение >>