Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на фильмы >>

В международный цифровой прокат вышла эпичная драма Брэди Корбета «Бруталист», которой полгода назад 13 минут рукоплескали на Венецианском фестивале. Трех с половиной часовая сага о жизни венгерского еврея, архитектора, эмигрировавшего в США и пытающегося воплотить американскую мечту, отметили фестивальным призом за режиссуру, но на грядущем «Оскаре» он претендует сразу на десять статуэток. Дарья Тарасова рассказывает о фильме и о том, как история брутализма воспроизводится на практике.

Чертеж эпохи: «Бруталист» Брэйди Корбета претендует на десять «Оскаров» (заслуживает все)

У себя на родине в Венгрии архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди) был визионером — в центре Будапешта установлено не одно здание его задумки во вдохновленной Баухаусом эстетике. Вторая мировая война, впрочем, расставила все по (не)своим местам: из Европы Тоту, по происхождению еврею, приходится уехать в Америку, оставив за спиной статус, жену Эржебет (Фелисити Джонс) и племянницу (Рэффи Кэссиди). На пути к исполнению американской мечты, продиктованному исторической необходимостью, Ласло переживет бедность, пристрастится к наркотикам и обретет покровителя — состоятельного ценителя архитектуры Ван Бьюрена (Гай Пирс). Тот позволит эмигранту жить в своем доме, пользоваться всем, чем только нужно и можно, и даже воссоединит с семьей в обмен на разработку масштабного проекта — культурного центра в честь недавно почившей матери.

Смотреть онлайн Фильм «Детство лидера»
С самого начала режиссерской карьеры Брэйди Корбет с головой зарывается в две связанные друг с другом темы — историческую память и память индивидуальную, сопряженную с личной травмой. В «Детстве лидера» тоталитарные амбиции диктатора, изменившего облик Европы, закладываются детскими переживаниями. В «Вокс Люкс» опыт пережитого в школе шутинга, симптоматичного в Штатах горя, определяет судьбу поп-дивы. В мегаломанском (почти что в духе Фрэнсиса Форда Копполы) «Бруталисте» Корбет выкручивает собственные амбиции и амбиции своего героя до критического уровня и одновременно высказывается и об обманчивости американской мечты, и о возможностях творческого гения в турбулентную эпоху, и о судьбе евреев при фашизме — через конкретный кейс, и о беспощадной исторической машине в принципе.

Чертеж эпохи: «Бруталист» Брэйди Корбета претендует на десять «Оскаров» (заслуживает все)

«Бруталист» — фильм с явной претензией, который разрабатывался около семи лет. Снят он на камеру VistaVision на 70-миллиметровую пленку, хронометражом набирает три с половиной часа — плюс антракт. В планах у режиссера было не только вернуть ушедшую эпоху кинопроизводства, но воскресить на экране большую форму, что подтверждает выбор центрального персонажа и динамика отношений в семье Ван Бьюрена (отпрысков бизнесмена сыграли Стэйси Мартин и Джо Элвин). События ленты охватывают три десятилетия из жизни Тота — стилизованные титры еще и подсказывают конкретные деления на периоды внутри этих временных рамок.

Читать также Рецензия на фильм «Вокс Люкс»
Ролью венгерского архитектора Броуди не продолжает, но дополняет портрет Владислава Шпильмана, созданный им в «Пианисте», — история для актера не профессиональная, но как раз-таки личная: работать над акцентом ему помогала мать, в 1950-е переехавшая из Венгрии в Америку. Герой Броуди — творческий гений, выдержку которого проверяют не только исторические обстоятельства, но также и среда с его же собственным эго. В стране победившего капитализма расчетливым оказывается даже дальний родственник (Алессандро Нивола), которому вроде как должны быть понятны радости жизни прибывшего в Новый Свет еврея. Под тяжестью центра-монумента и разногласий вокруг него трещат отношения Тота и магната-заказчика, отчего карьере и сытой жизни Ласло на время приходит конец. Оттого рифмуются и образы: в прологе персонаж Броуди видит Статую Свободы перевернутой, к финалу переворачивается и крест, создаваемый на алтаре центра с помощью солнечного света — чудеса архитектуры.

Чертеж эпохи: «Бруталист» Брэйди Корбета претендует на десять «Оскаров» (заслуживает все)

Корбет замахнулся на комплексную проблематику, раскрыть которую можно только подобным сочетанием гигантских формы и содержания. С одной стороны — режиссер не изменяет себе. В третий раз он работает с оператором Лу Кроули, а музыка, сочиненная Дэниэлом Блумбергом, вдохновлена работой Скотта Уокера в «Детстве лидера», плюс новое появление Стэйси Мартин. С другой — вместе с бруталистским культурным центром к небу устремлены и высокие амбиции показать на экране взаимосвязь истории и культуры через конкретно (но не случайно) взятого человека.

Читать О монументальном «Мегалополисе» Фрэнсиса Форда Копполы — то ли провале, то ли откровении
Конструкция Корбета возвышается стройно и нерушимо. Трагедия Тота многогранна и правдоподобна — реальных примеров похожей судьбы можно назвать не один и не два. Пережеванный войной творец бежит за лучшей судьбой на другой континент, где становится жертвой капитализма, антисемитизма, мелочных ожиданий сильных мира сего и своего же самомнения — не просто судьба, а протокол эпохи. Спустя годы этот мир, впрочем, воспоет заслуги архитектора: в финале уже состарившегося Ласло привезут на одну из выставок в его честь. Из таких массивных бетонных блоков и складывается фундамент современной культуры, возведенный на исторических травмах — а позже воспроизведенный в старомодной манере на киноэкране молодым амбициозным автором.

«Бруталист». Трейлер на английском языке

обсуждение >>

№ 3
Ангелина_Сокол   22.02.2025 - 22:30
... если фильм реально интересный, то думаю время пролетит быстро, что вы и не заметите. А фильм таковым и является. Смотрела на одном дыхании, без перерыва. После чего ещё долго не могла прийти в себя. читать далее>>
№ 2
Тульский парень   22.02.2025 - 15:56
Полез убедится 3,5 часа.....Так или шутка)))) За два раза не осилю дома, как в кинотеатре высидеть не представляю. читать далее>>
№ 1
Киноман1985   4.09.2024 - 14:48
Все и так понятно. Крепкий фильм, когда о реальных людях снимали по-детски наивно и глупо. Надо показывать правду и только её. читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram