В цифровом прокате «Одна жизнь» — биографическая драма об англичанине Николасе Уинтоне, вывезшем из Чехословакии 669 детей накануне начала Второй мировой войны. Несколько десятилетий его история оставалась неизвестной общественности: СМИ обходили Уинтона стороной, да и сам он не хотел публичности. На то у героя были причины — и режиссер Джеймс Хоуз («Челленджер» и «Медленные лошади») очень тонко, почти без свойственной жанру патетики раскрывает маленькую трагедию «британского Шиндлера». А сэр Энтони Хопкинс блестяще (как умеет только он) воплощает на экране обратную сторону подвига: совершая великое добро, нужно быть готовым заплатить соразмерную цену.
В 1987 году в Великобритании всё шло наперекосяк: национальная экономика летела в тартарары вслед за индексом Доу Джонса (это явление назовут «Черным понедельником»), оптимизационная политика Маргарет Тэтчер становилась всё менее популярной в обществе. Как будто этого мало, остров накрыл «Великий шторм», обесточивший тысячи домов и нанесший стране ущерб на пару миллиардов фунтов стерлингов. Все боялись СПИДа и мигрантов, готовились к мрачной годовщине с начала Второй мировой войны и пожинали плоды парламентских выборов. Обстановка, мягко говоря, не самая радужная — даже депрессивная. Настроения людей бодрый пенсионер Николас Уинтон (Хопкинс) — некогда биржевой брокер, а теперь благотворитель, помогающий дому престарелых, — ощущает буквально на себе. В баночке для пожертвований он находит пуговицу: кто-то решил поиздеваться, продемонстрировав отношение ко всем этим иждивенцам, которых общество вынуждено тащить на своем горбу.
Смотреть
Отрывок из фильма «Одна жизнь»
Помогать другим легко, если дома всё в порядке. Мистер Уинтон нужды не испытывает: у него и уютный частный коттедж с бассейном, и пышущая энергией жена Грета (
Лена Олин). Вдобавок он скоро станет дедушкой, поэтому супруга требует немедленно освободить домашнее пространство от всякого барахла. Чтобы беременной дочери не приходилось вечно натыкаться на кипы бумаг, старых книг и коробок, оставленных папой из соображений, что в хозяйстве всё сгодится. Залежи документов — не от зачатков «синдрома Плюшкина». Просто мистер Уинтон привык, что у документов не может быть срока давности: за каждым листом пожелтевшей бумаги кроется человеческая судьба. С конца 1930-х в его столе лежит портфель, а в портфеле — увесистый альбом с фотографиями детей-беженцев, которых мужчина вывозил из Чехословакии в Англию, спасая от надвигающейся нацистской угрозы. Эта операция впоследствии стала известна как «Чешский Киндертранспорт»: благодаря Уинтону подальше от войны переправили 669 еврейских детей. В готовящемся к броску Рейхе их ждали бы лагеря смерти.
События «Одной жизни» происходят в двух временных плоскостях. В современности Уинтон-Хопкинс старается пристроить документы Киндертранспорта, чтобы они не канули в Лету. Однако газетчики смотрят на эпопею с детьми-беженцами скептически: публиковать такое в разгар миграционного кризиса никто не хочет из-за имиджевых рисков. Параллель вырисовывается жуткая: когда-то Уинтона разворачивали в редакциях британских медиа — теперь у его кинобиографии проблемы в национальном прокате на фоне обострения на Ближнем Востоке. Очевидно, режиссер Джеймс Хоуз обращается тут не к истории, а актуальным событиям: вежливо отклоняемые предложения Уинтона обнародовать документы уместно воспринимать через призму современной мигрантофобии. Единственные, кто всё-таки обращают внимание на потенциальную сенсацию — продюсеры передачи «Это жизнь!» (прямо говорят: «Это глупое шоу»). Ухватившись за красивую тему, они приглашают Уинтона в эфир и делают ему сюрприз: сажают пенсионера в зал, полный спасенных им людей. История реальная: благодаря
огласке в прайм-тайме Би-Би-Си имя «британского Шиндлера» наконец-то стало известно миру, и он смог наладить контакты с теми, кого когда-то спас. Тем самым немного подлечив искалеченную душу.
Читать:
Спасающий одного — спасает весь мир: рецензия на фильм «Праведник»
Остановившись лишь на этом сюжете, «Одна жизнь» рисковала остаться пресным байопиком о хорошем человеке, наконец-то обретшим положенное признание. Однако создатели фильма копают глубже — и спешат раскрыть личность своего героя с другой стороны. В 1938 году молодой Уинтон (
Джонни Флинн) приезжает в Прагу, наводненную беженцами из Судетской области. Десятки тысяч людей — антифашисты, евреи, просто «нежелательные» — пытались укрыться от нацистов в Чехословакии, вовсе не готовой принимать такое количество голодных ртов. Нужно срочно вывезти в Англию хотя бы детей — и Уинтон, при содействии команды волонтеров и деятельной принципиальной мамы (
Хелена Бонем Картер крадет каждую сцену), запускает масштабную операцию спасения. Сбор денег, оформление виз, поиск опекунов и доставка детей поездом через территорию Рейха (что тоже риск, но других вариантов нет) — всё это ложится на его плечи. Уинтона сразу предупреждают: спасти всех физически невозможно, — но в раже работы он старается об этом не задумываться вплоть до 1 сентября 1939 года, когда война оборвет последние связи с Прагой.
Очередной поезд, так и не достигший перрона лондонского вокзала, — та самая трагедия, переломившая Уинтона. Энтони Хопкинс — пожалуй, единственный из ныне действующих артистов «старой школы», кто мог бы сыграть такую роль интеллигентно: без заламывания рук и великой скорби в движении мимических мышц. Многолетний «синдром спасателя» проявляется не в лобовых репликах героя о ценности жизни, а в молчаливом решении... спустить воду из бассейна. Старик любит купаться и кататься на лыжах, но не может себе этого больше позволить. Потому что дети, забытые Киндертранспортом, наверняка тоже любили воду и лыжи... Проклятие подвига, очень точно переданное (но, увы, не получившее должной осмысленности) фразой из
«Списка Шиндлера»:
«Я бы мог спасти больше» — оказывается для фильма Хоуза важнейшим ключиком к пониманию природы героизма, за который, так уж устроен мир и человек в нем, тоже придется платить.
Читать
Роли поездов в кино
Ввязавшись в эту историю десятилетия назад, предпочтя отпуску в Швейцарии лагерь беженцев под холодным чешским небом, Уинтон обрек себя ежедневно мысленно возвращаться на платформу и вглядываться вдаль. Может, хотя бы сегодня скорый из Праги всё-таки прибудет? В «Одной жизни» скрывается удивительная идея, которой другие фильмы о Холокосте часто не уделяют пристального внимания: катастрофа постигла не только тех, кто умирал, но и тех, кто спасал. Это игра с заранее известным проигрышем, потому что на сотню вывезенных приходится тысячи оставленных — и они будут являться тебе во снах. Но это ни в коем случае не повод отказывать в помощи, даже если она кажется ничтожной в масштабах кромешного ужаса. В конце концов, пожертвованная то ли по ошибке, то ли от злобы пуговица тоже может оказаться очень ценной, если знать, как её правильно применить.
Смотрите фильм «Одна жизнь» в онлайн-кинотеатре Иви.
«Одна жизнь»
обсуждение >>