«Одиннадцать молчаливых мужчин» — новая работа автора программы «Человек и закон», режиссера одиозного «Крыма» и продюсера множества как бы исторических сериалов (от «Маргариты Назаровой» до «Власика. Тень Сталина») Алексея Пиманова. Казалось бы, в задумке нового фильма случилось историко-идеологическое комбо: послепобедный 1945-й и русские против англичан. Однако «Одиннадцать молчаливых мужчин» неожиданно прикрываются актуальной повесткой, равно как и их герои, предпочитающие молчание невыученному английскому, — в шляпы и черные пальто.
Лондон по-прежнему ис зе кэпитал оф Грейт Британ, хотя даже такой набор иностранных слов не дается вратарю советского футбольного клуба «Динамо» Алексею Хомичу (
Роман Курцын), получившему во время матчей с британскими командами прозвище «Тигр» и добрые насмешки за приветствие «Леди и гамильтоны». Не владеющий иностранным Хомич, впрочем, выглядит как самый общительный из этих «Одиннадцати молчаливых мужчин», как советских футболистов назовут на страницах британской прессы. Он хотя бы умеет говорить yes. Остальные и впрямь только молчаливо улыбаются — хотя на лондонском аэродроме их встречает английская журналистка Эбби (
Алена Коломина), чей папа, дипломат еще Царской России, научил ее русскому, для интервью, начинающемуся с вопроса «
Видели ли вы Сталина?» — уж точно достаточному. Держать ответ за всех, вроде бы, должен тренер Михаил Якушин (
Павел Трубинер), но он срывается на исключительно хозяйственные нужды — советское «Динамо» не встречает никто ни из британских властей, ни даже из советского посольства (все опаздывают). Эбби ничего не остается, кроме как пойти по закутанным в темные пальто и шляпы футболистам, самым харизматичным из которых (и лучшим, как говорят коллеги) оказывается примкнувший к «Динамо» из ЦДКА для международного, хоть и товарищеского матча, Всеволод Бобров (
Макар Запорожский) — звезда-одиночка, не умеющий в командную игру.
Смотреть онлайн
«Одиннадцать молчаливых мужчин» Алексея Пиманова
Название «Одиннадцать молчаливых мужчин», как, кстати, и постер этого фильма — смущает. Ну зачем указывать на количество, которое не перерастает в изобразительное качество? То есть мы понимаем, что в футбольной команде 11 человек, но почему тогда на постере семь? А в фильме рассказано и вовсе про меньшее количество. Звезда Бобров вместе с нарисовавшейся в общем-то на пустом месте любовной линией с той самой Эбби — допустим, главный игрок и ловелас (там еще параллельно к нему подбивает клинья совершенно не интересующаяся футболом переводчица в исполнении
Софьи Шуткиной). Есть еще упомянутый выше Хомич, чей образ заключается исключительно в физической смекалке на поле и почти комической глупости в жизни. Из игроков в фокусе внимания находится только, пожалуй, Константин Бесков (
Дмитрий Белоцерковский), который как бы ответственен за название фильма: фишка этого героя в том, что он постоянно звонит своей возлюбленной (
Ольга Лерман) и молчит в трубку. Другие члены команды тут по большому счету «продинамлены», хотя даже лицо артиста
Кирилла Кузнецова всеми силами пытается заставить создателей рассказать о его герое — инженере, кандидате технических наук, заслуженном мастере спорта Иване Станкевиче.
Зато параллельно спорту Пимановым расставляется будто бы художественный британский акцент, амбициозно заходящий на поле «
Острых козырьков» или фильмов
Гая Ричи (в последнем случае, правда, чересчур серьезно). Если советские футбольные игроки молчат, то британские подпольные биржи действуют. И ставят — на, повторимся, товарищеский матч, хотя в фильме это вообще не подчеркивается — бешеные деньги. Например, глава этого подполья Пеппер (
Андрей Чернышов, говорящий на английском, но тут же дублирующий себя на русском) сначала хочет содрать «большой куш» ставкой на «Динамо», пригрозив жизнью или смертью игроку «Челси» Томми Лаутону (
Глеб Гервассиев), но получается ничья, апельсины и яблоки (а именно на них Пеппер зачем-то объясняет своим приспешникам тонкости «ставок на спорт») раскатываются вдоль и поперек. Потом Пепперу, напротив, нужно, чтобы победили англичане. И ради этого он готов пойти на любые преступления, в том числе захват заложников и убийства.
Советскому «Динамо» — всё ни по чем. Ни густой туман, вдруг повисший над полем (Пиманов еще насмотрелся «
Короны» и, очевидно, пытался всеми силами соединить изобразительный ряд британского проекта и наше советское ретро), ни подпольная игра то ли в Гая Ричи, то ли в «Острые козырьки», ни даже любовные интриги с коварной британкой Эбби. Счет за товарищеские матчи, кстати, открывшие дорогу в ФИФА (об этом, впрочем, ни слова) можно посмотреть не только в кино, но и в условной википедии, а в фильме все одиннадцать молчаливых мужчин и впрямь по большому счету молчат и в лучшем случае владеют мячом. Даже сами матчи даны с меньшим напором — аккуратная съемка оператора
Максима Шинкоренко не претендует ни на экшн «
Движения вверх» или «
Легенды №17», ни даже на недавнего «
Стрельцова» или вообще раритет в духе «
Гарпастума» (хотя, возможно, к последнему проект и ближе). И в этом смысле фильм Пиманова сильно отличается от предыдущих спортивных кинодостижений. Тут и англичане не выступают серьезной карикатурной массой в париках (их, в принципе, за исключением того же Лаутона или Пеппера, но тут нельзя отстраниться от отечественного контекста, особо и не видно), разве что отмачивают свои бутсы в соде, чтобы было больнее ударить по ноге соперника. Да и болельщиков, подкручивающих радио на условном льду Чукотки, как у нас принято в кино, тоже нет. Чему, конечно, помог еще один (или, возможно, единственный) главный герой — комментатор Вадим Синявский (
Павел Крайнов, которому очень идет ретро). Так, через его закадр зрители и слышат англо-советские матчи — а в случае с туманом даже во время просмотра фильма это и впрямь дает наиболее полное представление.
Читать рецензию
«Стрельцов»: Сборная спортивного кино — теперь с Александром Петровым
Но авангард «Одиннадцати молчаливых мужчин» — возможно, совершенно не осознанный — в другом. Впервые российский фильм на спортивную тематику содержит сразу несколько женских персонажей с вполне конкретными профессиями. Это не только героини Коломиной, Шуткиной или Лерман, но и, например, атташе по культуре российского посольства в Британии и бывшая подруга Синявского — Виктория Стрелкова в исполнении
Евгении Лаповой, чья благородная красота тут, кажется, стала особенно заметна. Причем в этом ретрофлере все упомянутые женщины играют очень большую роль. Одна из них и вовсе — судя по фильму — спасает международный футбол. А ведь именно после того матча 1945-го началось вхождение СССР в ФИФА.
«Одиннадцать молчаливых мужчин». Трейлер №2
обсуждение >>