Хоррор про вторжение в дом, эскапизм и сексуальное влечение к куклам от Паскаля Ложье
Полин (
Милен Фармер) вместе с двумя дочерями, Верой (
Тэйлор Хиксон) и Бет (
Эмилия Джонс), переезжает в старый дом, доставшийся ей от тети. Родственница слыла в округе чокнутой, что косвенно подтверждается невероятным количеством в доме кукол, от классических Пандор до самых жутких образин, наверняка состоящих в родстве с «
Аннабель» Джеймса Вана. Но опасность не таится внутри, а приходит снаружи. Полин не успевает занести в дом все коробки, а к ней уже врываются двое: властный трансвестит и огромный великан с сексуальной охотой в отношении кукол (вот совпадение!). Эта парочка уже не первую неделю наводит шорох на весь штат, и шансы семьи Келлер пережить новоселье – совсем призрачные.
Паскаль Ложье, с разных ракурсов рассматривавший «холодное» противостояние богатых и бедных в «
Мученицах» и «
Верзиле», в долгострое «
Страна призраков» делает несколько шагов в сторону от социальной проблематики. Зато любимый мотив постановщика – вторжение в дом – остается на месте и снова выворачивается наизнанку. Запрягая классическую и чуть ли не камерную историю о противостоянии жильцов и атакующих их фриков, Ложье привычно играет с формой, объявляя ее доминатрикс, и насильственно заставляет любоваться каждым отличием от лекала. Попутно режиссер успевает передавать приветы коллегам по французскому экстремизму и хоррору вообще:
Александру Ажа (зловещий фургон), дуэту
Бустилло/Мори (звуковые эффекты, сопровождающие сцены нападения), а также
Робу Зомби (парочка антагонистов похожа на маньяков из «
Дома 1000 трупов»).
Чем ближе хронометраж подбирается к зениту, тем больше появляется в картине сказочных мотивов: пряничный фургон, кукольный домик, Ведьма (
Кевин Пауэр) и Великан (
Роб Арчер). Ложье ловко меняет местами правду и вымысел, так что скрюченная реальность начинает походить на страшную сказку, а яркая и четкая сказка преображается в действительность. Два этих мира находятся в постоянном взаимодействии: воображение подпитывается депрессивной реальностью, эскапизм выступает в роли третьего антагониста, наряду со злодеями, но в отличие от них, убивает, как прозак - мягко и комфортно.
На создание атмосферы работают основные операторские приемы: сверхкрупные планы, трясущаяся камера, обильный блюр, а в качестве основного хоррор-трюка Ложье не гнушается применять затасканные джампскейры (предсказать «неожиданное» появление очередной страшной морды сегодня может и ребенок). Чтобы вы все равно подпрыгнули в нужный момент, используется грязный приемчик - звук выкручивается на полную, контрастируя с общим уровнем громкости. Впрочем, за торжество формы в изъезженном сотней операторских тележек жанре и гармоничную смену ролей хочется простить «Стране призраков» сразу все. И чудовищно сконструированного (по-другому не скажешь) Говарда Филлипса Лавкрафта. И проеденные молью дырочки в сценарии. И сюжетные решения deus ex machina. И деревянную игру
Кристал Рид - особенно на фоне такой естественной Фармер. Простило же эти прегрешения ленте Ложье жюри фестиваля Жерармер – одного из важнейших жанровых смотров, пришедшего на смену закрытому в 1994-м Авориазу. Даже не пожалело гран-при для этой слякотной смеси фрейдистских мотивов, детских страхов и призраков мира взрослых. Чего уж жалеть полтора часа.
«
Страна призраков» в прокате с
15 марта.
«Страна призраков»
обсуждение >>