Российский документальный блокбастер о зимней Олимпиаде в Сочи
В прокат вышел неигровой блокбастер студии «Остров» «Кольца мира» - официальный фильм сочинских зимних олимпийских игр. Два года понадобилось режиссеру Сергею Мирошниченко и его группе, чтобы собрать картину из тысячи отснятых часов интервью, тренировок и выступлений спортсменов.
«Кольца мира» начинаются с завораживающей прелюдии: президент Путин говорит практически «Поехали!» и машет рукой, носители олимпийского огня устремляются через города, снега и моря с заветным факелом, в Сочи возводятся стадионы и разворачивается яркая церемония Открытия, через ассоциативный монтаж разрастающаяся до презентации всей страны. Дальше музыка притихает, и повествования начинают спортсмены, чаще всего – соперники, среди которых не только фавориты, но и проигравшие. Двадцать героев фильма, звезд мирового спорта, были выбраны для интервью заранее: конькобежцы
Виктор Ан и
Патрик Чан, дуэт фигуристов
Татьяна Волосожар и Максим Траньков,
Евгений Плющенко, Юлия Липницкая, хоккеисты
Павел Дацюк и
Евгений Малкин, биатлонисты
Мартен Фуркад, Уле Айнер Бьорндален, Дарья Домрачева, Габриэла Соукалова, сноубордист
Юрий Подладчиков и другие - мужчины и женщины, голландцы и чехи, немцы и американцы. Их эмоциональные рассказы, воспоминания ложатся в основу картины, переплетаясь с кадрами наиболее эпических моментов соревнований.
Красная линия фильма - не столько набор формул про борьбу с собой и лучшими соперниками, про антитезу войны или желание быть лучшим, а толерантность, уважение к оппоненту как одну из форм победы. Примечательно, что в речи иностранных спортсменов чаще звучит что-то про удовольствие, про интерес, а не про важную задачу и тяжелый труд, который и так стоит за каждым крупным делом человеческой жизни (да и улыбки мелькают на лицах чаще - наши хоккеисты борются с робкой улыбкой практически до последнего кадра).
Один из олимпийских чемпионов в Сиднее недоумевал, почему людям так интересны победители - ведь те, кто оступился в шаге от верхней ступени пьедестала, гораздо интереснее. «Кольца мира», нередко выбирая центральные дуэли соревнования, все же тяготеет к триумфаторам - голландский конькобежец
Свен Крамер, уступивший золото соотечественнику, присутствует лишь как безмолвная иллюстрация этого тезиса. Каким бы обаятельным и улыбчивым ни был
Йорррит Бергсма, спорт без слов выглядит доходчивее и весомее, язык тела - более кинематографическим (не случайно на титрах модель
Ирина Шейк в очень подробной и телесной съемке изображала спортивное напряжение, отзывавшееся кожным шорохом и вызывающее воспоминания голых атлетов из фильмов
Лени Рифеншталь), чем слова, выражения тысяч лиц - честнее бравых формулировок о важности и значимости, об «играх, которые мы…». В картине, снятой огромной съемочной группой, отчетливо чувствуется, что нет этого узкого «мы», есть «все мы», не соперники, но оппоненты, которые на льду и на лыжне не метафорически воюют, а дружески соревнуются. Главное не победа, главное - (со)участие.
Шесть полноценных съёмочных групп, почти 200 человек на постпродакшене, современное оборудование, максимальное приближение. Безусловно, это лучший фильм об Олимпийских играх за последнюю четверть века и, видимо, самый дорогой и качественный за всю историю российской документалистики, выводящий ее на принципиально новый уровень. Теперь «Кольца мира» будут вечно храниться в швейцарской Лозанне, рядом с кинохрониками летних и зимних Игр, которые вели не только всем известная Лени Рифеншталь, но также
Клод Лелуш,
Милош Форман,
Кон Ичикава,
Карлос Саура,
Юрий Озеров и другие.
Было сделано три версии «Колец..», отличающихся продолжительностью: три, два с половиной и два часа. Рано или поздно двухсерийную телеверсию покажут по телеканалу Россия, а для большого экрана выпускается двухчасовой фильм рекордным для документального кино числом копий – 84. Лента появилась в залах главных федеральных киносетей, а также независимых кинотеатрах в десятках городов страны от Калининграда до Владивостока, и мы рекомендуем не упускать возможность и посмотреть это зрелище именно в кино, где можно оценить по достоинству стремительный ритм фильма и его художественные достоинства, услышать несколько десятков разных звуков льда и воскресить собственные горячие воспоминания, ведь взлеты и падения, страхи и риски – то, что бывает у каждого человека, чтобы их испытать, не обязательно быть атлетом.
"Кольца мира"
обсуждение >>