Драма про взросление, распад семьи и рай под одной крышей
70-е. Преподаватель архитектуры Эрик (
Ульрих Томсен) с женой-телеведущей Анной (
Трине Дирхольм) и 14-летней дочерью Фрейей (
Марта Софи Вольстром Хансен) переезжает в отцовский дом - трехэтажный особняк, в котором легко заблудиться, а эхо петляет, что в лесу. Ренту такой роскоши им потянуть нелегко, и Анна, слышавшая, кажется, все истории мужа, предлагает разделить финансовую ношу со знакомыми и просто случайными приятными людьми, превратив дом в своего рода коммунальную утопию. Сначала они зовут старинного приятеля Оле (
Ларс Ренте), который переезжает с двумя пакетами (одежда и «левая» литература), потом состав жителей вырастает до семи взрослых и двух детей, включая плаксивого разнорабочего Аллона (
Фарес Фарес) и шестилетнего Виладса (
Себастиан Гроэннегаард Мильпрат), у которого проблемы с сердцем, и он всем говорит, что умрет в девять (заставляя девичьи сердца биться чаще). Рай в особняке длится недолго: лишившись жениного внимания в круговороте вечерних разговоров, Эрик находит внимательного слушателя в студентке Эмме (
Хелена Рейнгорд Ньюманн, вторая жена Винтерберга). Фрейя тем временем взрослеет.
Новая лента датчанина
Томаса Винтерберга, прошедшего за два десятилетия длинный путь, включающий «Догму-95» («
Торжество») и номинированную на «Оскар» «
Охоту», возвращается к излюбленной режиссером теме семьи - в формате коммуны, в какой отчасти рос и сам Винтерберг с семи до девятнадцати лет. Все решения принимаются коллективом, воспитание детей тоже отчасти ложится на общие плечи, не жизнь, а праздник. Написанная совместно со сценаристом и режиссером Тобиасом Линдхольмом сначала в качестве пьесы, «Коммуна» описывает датское общество 70-х, отражающееся в одном доме, как в капле воды. Тут есть и безотказная хиппи Мона (
Джули Аньет Ванг), и левый «радикал» Оле, и лицо из телевизора (Анна), и преподаватель-интеллигент, мечтающий не учить будущих архитекторов, а реализовывать собственные проекты.
Их совместная жизнь начинается легко и весело: вечерние посиделки с разговорами о делах (
Как провел день, Эрик? Все ли хорошо, Анна?), вино и пиво, теплый свет ламп, дети по углам. О деньгах почти не говорят, хотя Аллон все никак не найдет работу и не платит свою часть ренты (и не только он). «
Коммуна» легко рифмуется с саркастической антиутопией «
Высотка»
Бена Уитли, события которой разворачиваются в Великобритании того же десятилетия, только взгляд Винтерберга, заявившего о себе провокативным и безжалостным высказыванием о семье в спокойной Дании, в этой ленте наследует мягкость и легкий налет глянца из наименее удачной ленты датчанина - «
Вдали от обезумевшей толпы». Чувство юмора, впрочем, автору «Торжества» не изменяет: Аллон чуть что бросается в слезы, Эрик устраивает скандалы до обморока и исповедь «
дорогая, у меня есть другая» заканчивает поцелуем и «
я люблю тебя», шестилетний Виладс спокойно предлагает Эмме переспать. Вторая жена режиссера, Ньюманн, в роли потенциальной второй жены - еще одна ироничная иголка в этой кажущейся сентиментальной и не такой уж зубастой драме.
В сущности, Томас Винтерберг, большую часть фильмографии обрушивавший на фигуру отца (реже - матери) неприятные откровения, кажется, наконец перестал злиться: распад семьи Фрейя встречает стоически и переносит без особых стрессов в объятиях первого возлюбленного. Дом, полный приятных людей со странными заскоками, рисуется если не как временный и неизменно утрачиваемый рай, то место вполне симпатичное, с голыми купаниями в соседнем водоеме, сексом в лучах теплого солнца и смешными голосованиями по каждому поводу. Умереть от случающихся в таком месте перипетий может только ребенок со слабым сердцем, а Винтерберг, отец четверых детей, как мы видим, жив-здоров.
«
Коммуна» в прокате с
21 апреля.
обсуждение >>