Мистическая драма про Петра Федорова, примиряющегося с новой жизнью
Андрей (
Петр Федоров) сажает в такси жену (
Екатерина Молоховская) - и на три дня он остается один. А куда податься, как не с другом в бар? Ближе к ночи разгулявшийся приятель (
Александр Обласов) предлагает переехать в другое злачное место - под названием «Фотоателье», - но задерживается в пути, и Андрею приходится добираться до цели в одиночку. В диковинном заведении безлюдно и тихо, а безымянный распорядитель (
Виктор Вержбицкий) предлагает гостю не виски с колой, а развлечение совсем иного порядка – побыть несколько дней в шкуре другого человека. На данный момент вакантна жизнь шеф-повара дорогого ресторана: можно заполучить его дом, жену, работу, телефон с новыми контактами. Андрей, не долго думая, принимает предложение, все равно на три дня никаких дел, и вот он уже Павел Сергеевич (
Алексей Колубков), а поварята на кухне спрашивают, что будем сегодня готовить.
- Яичницу. - Простую яичницу? - Почему простую? С помидорами. Жена шеф-повара (
Вильма Кутавичюте), раскрепощенная бездельница, ожидает в соблазнительной позе и удивляется мужу:
«Ты такой разный, как будто в тебе все время живут разные люди». Но Андрей все-таки помнит, что скоро вернется Лена. А по идее, должен был забыть.
Бывает такое у людей – им кажется, что они живут чужой жизнью, задаются вопросами о собственном месте в мире и о том, кто эти люди вокруг. Именно это ощущение – то мимолетное, то вязкое и прилипчивое – положено в основу мистической драмы «
Вакантна жизнь шеф-повара», одной из первых работ недавно созданной компании «ВГИК-дебют», призванной поддержать талантливых выпускников главного кинематографического вуза страны. Автор сценария и режиссер -
Рустам Ильясов, автор нескольких короткометражек, и его дебютный фильм, интригующий уже на уровне синопсиса, начинается ярко и заканчивается нетривиально.
Герой попадает в ловушку, из которой нет выхода: попытка все отыграть и вернуться к собственной личности не увенчивается успехом, потому что прежняя жизнь уже занята другим человеком. И самое страшное – контракт подписан вовсе не на три дня, просто память до конца не стерли. Такой сценарий показался необычным и Петру Федорову, который согласился на роль буквально за несколько дней до начала съемок, чем очень помог дебютанту и его проекту. Роль Андрея – интересная в плане актерской профессии: здесь гамма эмоций от недоумения до отчаяния, постоянное нахождение в кадре, слияние с персонажами другого возраста и телосложения. Матерый артист Вержбицкий здесь в своем привычном злодейском амплуа (играть ему особенно нечего), в остальных ролях - молодые взаимозаменяемые актеры.
К сожалению, одной идеи маловато, чтобы заполнить полный метр, и вышло так, что между интересной завязкой и небанальным финалом помещается малосодержательный сюжетно-монтажный компот с беготней от непонятных ребят, переселением душ и скачками во времени, что оставляет ощущение непродуманности и спешки. Ожидания от картины разбиваются о странную логику сюжета, невнятные мотивации героев и тысячу вопросов, которые отвлекают от переживаний. Непонятны цели таинственной организации, управляющей судьбами людей. То ли владелец «Фотоателье» – сумасшедший доктор, который вмешивается в жизнь не единиц, а десятков тысяч жителей мегаполиса, судя по его огромному архиву. То ли он – мировое зло, этакий Воланд с приспешниками, которому просто приятно пакостить людям, и он зачем-то рьяно преследует человека, чья вспышка памяти явно не может ему навредить.
Конечно, как дебют, фильм не так уж и плох. В нем есть любопытное высказывание о человеческой природе, интересные характеры, а также подкупающая легкость, с которой начинающий автор берется за сложный жанр. Но списывать недоработку на мистическую необъяснимость «как у
Линча» здесь не получается, и вот почему. Есть много фильмов, в которых герои не понимают, что с ними происходит, и есть много фильмов, где зрители не понимают, что происходит с героями, а здесь - и то, и другое вместе. И сюжет рваный, и объяснения неразборчивы - нет саспенса, нет сочувствия, только недоумение и досада. Правда, финал единственно правильный, и он примиряет со случившимся, пока герой фильма примиряется с новой жизнью.
Скорее всего, картина не останется незамеченной: в первую очередь, благодаря Петру Федорову - одному из лучших современных российских актеров, - а также удачной дате проката. Неделю назад другой востребованный актер
Данила Козловский веселил нас, понарошку
примеряя на себя роль официанта. Петр Федоров пошел дальше: он шеф-повар, и у него все всерьез.
«
Вакантна жизнь шеф-повара» в прокате с
10 марта.
обсуждение >>