8 декабря 2015
Медленный вестерн о каннибалах
Двое бандитов после очередного грабежа случайно набрели на поселение таинственных индейцев. После этой злосчастной встречи выжил лишь один (
Дэвид Аркетт), и судьба его привела в небольшой городок, где его тотчас арестовал суровый представитель закона по имени Хантер (
Курт Расселл), заподозривший неладное. На следующее утро жители обнаружили, что в городе пропало несколько человек, включая заключённого и жену травмированного ковбоя Артура О`Дуаейра, а в конюшне зверски убили чернокожего. Шериф в срочном порядке снарядил экспедицию по спасению похищенных, в которую вместе с ним вошли его престарелый помощник Чикори (
Ричард Дженкинс), прыгающий на одной ноге О`Дуаейр (
Патрик Уилсон и некий Брудер (
Мэттью Фокс), люто ненавидящий всех индейцев. Быстро собравшись, они отправились навстречу неизведаному - тёмному и страшному, как ад...
«Костяной томагавк» Стивена Крэйга Залера лишь на первый взгляд кажется чистейшей воды вестерном, приправленным для остроты элементами фильмов о каннибалах. Но степенность (или затянутость, как выразились бы те, кому не по нраву подобное кино), нарочитость некоторых сцен, меткие жизненные фразы Чикори, символичность и вывернутые наизнанку жанровые особенности говорят сами за себя. Перед нами, можно сказать, вариация на тему античных мифов, в которых персонажи отправляются на поиски золотого руна или любимой, выполненная в духе антимифотворца
Роберта Олтмана. По ходу сюжета вспоминаются также и жестокие ковбои
Сэма Пекинпа, и эпические полотна
Серджо Леоне, и сугубо личные, но от этого не менее патетичные поиски в фильмах
Джона Форда, и каннибалы
Руджеро Деодато, и, конечно же,
«Людоед» Антонии Бёрд с участием всё того же
Дэвида Аркетта.
Залер, несмотря на растянутость повествования, уверенно нагнетает атмосферу в общих - отстранённых - планах, через будничный, но без единого лишнего слова разговор четырёх персонажей втягивает зрителей в это неспешное действие, а в финале всё так же опосредованно и издалека представляет нам исчадия ада, в который спустились герои. Последнюю четверть картины тебя не оставляет ощущение озноба, а ожидаемая в течение часа расчленёнка ввергает в шок, которого так и не смог достичь
Элай Рот в
«Зелёном аде».
Фильм хорош тем, что ему удалось сломать рамки и условности жанра. Вы хотели получить вестерн - держите, но вместо отважного шерифа здесь на первый план выйдут калека и старец. За последнего, кстати, большое спасибо, поскольку
Ричард Дженкинс блестяще справился с ролью, представ перед нами в образе мудрого человека, повидавшего всё на своём веку, но сохранившего в душе человечность. Вам требовались выпотрошенные внутренности и злобные твари - хватайте, только не падайте в обморок и смакуйте эти кадры вдалеке от них. Вы хотели увидеть историю настоящего человека - пожалуйста, хотя
Патрик Уилсон, скорее, играет Орофея, спасающего Эвридику, чем олицетворяет мужественность и безграничные возможности человека, как в своё время
Маресьев.
Впрочем, если вам не нравится медленное кино, то вы ведь вряд ли возьмётесь за просмотр маленького шедевра
Залера, предпочтя ему что-то лёгкое и воздушное. А потому я просто признаю тот факт, что вестерн всё ещё жив. Пусть он теперь и не в чистом виде, как во времена
Форда и
Стерджеса.
«Костяной томагавк» в прокате с
10 декабря.
Ссылки по теме:
Руджеро Деодато: «Я не хоррормейкер. Мне важнее реализм, а не ужасы»
«Кто там» / «Зелёный ад». Рецензия
Макс Милиан