«Костяной томагавк»: Путешествие в ад


статья


8 декабря 2015

Медленный вестерн о каннибалах

«Костяной томагавк»: Путешествие в ад

Двое бандитов после очередного грабежа случайно набрели на поселение таинственных индейцев. После этой злосчастной встречи выжил лишь один (Дэвид Аркетт), и судьба его привела в небольшой городок, где его тотчас арестовал суровый представитель закона по имени Хантер (Курт Расселл), заподозривший неладное. На следующее утро жители обнаружили, что в городе пропало несколько человек, включая заключённого и жену травмированного ковбоя Артура О`Дуаейра, а в конюшне зверски убили чернокожего. Шериф в срочном порядке снарядил экспедицию по спасению похищенных, в которую вместе с ним вошли его престарелый помощник Чикори (Ричард Дженкинс), прыгающий на одной ноге О`Дуаейр (Патрик Уилсон и некий Брудер (Мэттью Фокс), люто ненавидящий всех индейцев. Быстро собравшись, они отправились навстречу неизведаному - тёмному и страшному, как ад...

«Костяной томагавк»: Путешествие в ад

«Костяной томагавк» Стивена Крэйга Залера лишь на первый взгляд кажется чистейшей воды вестерном, приправленным для остроты элементами фильмов о каннибалах. Но степенность (или затянутость, как выразились бы те, кому не по нраву подобное кино), нарочитость некоторых сцен, меткие жизненные фразы Чикори, символичность и вывернутые наизнанку жанровые особенности говорят сами за себя. Перед нами, можно сказать, вариация на тему античных мифов, в которых персонажи отправляются на поиски золотого руна или любимой, выполненная в духе антимифотворца Роберта Олтмана. По ходу сюжета вспоминаются также и жестокие ковбои Сэма Пекинпа, и эпические полотна Серджо Леоне, и сугубо личные, но от этого не менее патетичные поиски в фильмах Джона Форда, и каннибалы Руджеро Деодато, и, конечно же, «Людоед» Антонии Бёрд с участием всё того же Дэвида Аркетта.

«Костяной томагавк»: Путешествие в ад

Залер, несмотря на растянутость повествования, уверенно нагнетает атмосферу в общих - отстранённых - планах, через будничный, но без единого лишнего слова разговор четырёх персонажей втягивает зрителей в это неспешное действие, а в финале всё так же опосредованно и издалека представляет нам исчадия ада, в который спустились герои. Последнюю четверть картины тебя не оставляет ощущение озноба, а ожидаемая в течение часа расчленёнка ввергает в шок, которого так и не смог достичь Элай Рот в «Зелёном аде».

«Костяной томагавк»: Путешествие в ад

Фильм хорош тем, что ему удалось сломать рамки и условности жанра. Вы хотели получить вестерн - держите, но вместо отважного шерифа здесь на первый план выйдут калека и старец. За последнего, кстати, большое спасибо, поскольку Ричард Дженкинс блестяще справился с ролью, представ перед нами в образе мудрого человека, повидавшего всё на своём веку, но сохранившего в душе человечность. Вам требовались выпотрошенные внутренности и злобные твари - хватайте, только не падайте в обморок и смакуйте эти кадры вдалеке от них. Вы хотели увидеть историю настоящего человека - пожалуйста, хотя Патрик Уилсон, скорее, играет Орофея, спасающего Эвридику, чем олицетворяет мужественность и безграничные возможности человека, как в своё время Маресьев.

«Костяной томагавк»: Путешествие в ад

Впрочем, если вам не нравится медленное кино, то вы ведь вряд ли возьмётесь за просмотр маленького шедевра Залера, предпочтя ему что-то лёгкое и воздушное. А потому я просто признаю тот факт, что вестерн всё ещё жив. Пусть он теперь и не в чистом виде, как во времена Форда и Стерджеса.



«Костяной томагавк» в прокате с 10 декабря.


Ссылки по теме:

Руджеро Деодато: «Я не хоррормейкер. Мне важнее реализм, а не ужасы»
«Кто там» / «Зелёный ад». Рецензия

Макс Милиан



Рецензии на фильмы сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/4218/