Российский мультфильм для тех, кто приходит в кино деградировать
В прокат вышел мультипликационный режиссерский дебют музыкального продюсера Максима Фадеева «Савва. Сердце воина», в котором неумелые и всеядные заимствования притворяются сюжетом, а тот достаточно прочесть в пересказе, чтобы понять всю тяжесть трагедии.
Неприметную деревеньку на двадцать человек терроризируют сине-желтые гиены, которых раньше отгоняли белые волки, но однажды пропали без вести и все сразу. Гиенам нужны фиолетовые тыквы, хотя с большим удовольствием они съели бы немногочисленных жителей - к чему все эти оброковые танго. В одной из сомнительной комфортабельности лачуг этого населенного пункта, где стены увешаны схематичными детскими рисунками, мама убеждает похожего на девочку сына Савву (
Максим Чихачев), что даже один человек может спасти весь мир, если «захочет всем сердцем». Тугое раздумье мальчугана над этой мыслью нарушает гиена, явившаяся под покровом ночи, чтобы загнать всех людишек в деревянную клетку. Савва прячется в погребе (успешно), пытается спасти мать и горожан (облажался), а затем удирает от трио гогочущих гиен, которые, очевидно, двадцать лет назад не прошли кастинг в «
Короля льва», а теперь не могут нерасторопного мальчонку догнать. Зато, когда невесть откуда появляется белоснежный волк Анга с лазурными глазами и голосом
Константина Хабенского, послушно сами прыгают в пропасть.
Анга, воспользовавшись обмороком парнишки, относит его на поле, похожее на маковое (потому что почти такое было в «
Волшебнике Изумрудного города» и там обсуждать дальнейшие планы удобнее и высокохудожественнее), Савва собирается обратно в деревню, но волк намекает, что толковее сходить за помощью к волшебнику, который живет на горе. У Анги к адепту магии есть личное дело (до поры до времени кажется, что речь про какую-то волчью болезнь), но просто так на прием к магу не попасть: злые обезьяны под предводительством трехголовой королевы-под-горой Мамы Жо Зи (
Лолита) давно обижены на колдуна, который Жо Зи дополнительными головами и одарил - теперь каждая отвечает за главные обезьяньи пороки (глупость, завистливость и лесть).
По невнятной тропе к невысокой горе герои, естественно, не могут пройти без пестрого сопровождения, поэтому их сразу становится на несколько лунтиков больше. Сначала они вляпываются в розового голосящего Пусика (
Наталья «Глюкоза» Ионова), а следом обнаруживают прОклятый ведьмой дуэт уродливого полубарона Фафла (
Михаил Галустян) и сидящего у него на плече Короля комаров (Заслуженный артист РФ
Григорий Лепс). Внешность персонажей только полбеды: комар по велению остроумия сценаристов - страдающий метеоризмом алкоголик (удивительно), а Фафл - самовлюбленный болван, который обожает рассказывать, как когда-то за него дрались барышни. А еще он шутит, потому что в сказках должен быть второсортный острослов второго плана, ухахатывающийся над собственными юморесками. Вся эта гоп-компания отправляется к волшебнику, по пути к которому их ждет встреча с местными ацтеками («уморительная» попытка жертвоприношения Пусика), история исчезновения белых волков, разговор о сердце Бога (с вылетом камеры в космос а-ля
Терренс Малик), битва некоторого количества воинств и еще множество сюжетных линий, возникающих из ниоткуда и пропадающих в никуда, а главное - без всяких на то причин.
Режиссерский дебют Максима Фадеева, сочиненный им совместно с
Александром Чистяковым и
Грегори Пуатье, на первых порах кажется концентрированным китчем, в духе недавнего «
Орлеана», но столько собранной в одном месте безвкусицы не может выдержать даже китч. Неумелый микс из всех популярных сказок, которые только можно вспомнить (к перечисленным ранее добавьте «
Властелина колец», «
Хоббита», «
Мадагаскар», «
Шрека», сериал «
Аватар: Легенда об Аанге» и многое другое) графически решен в духе старых японских компьютерных игр и русских квестов начала 2000-х (вроде анекдотичной линейки про «Штирлица»). От последних мультфильму досталось и чувство юмора - просроченные шутки про испорченный воздух, удары между ног и обезьяна, дважды за фильм орущая «
Я - Терминатор!», отчаянно не помогают этому разносолу сложиться в целостную картину хотя бы на минуту. То, что враги обращаются к мальчугану не иначе, как «гаденыш», тоже.
Скроенная из этих разнородных элементов сказка «Савва», вдохновленная диалогами Фадеева с сыном, чье имя унаследовал главный герой, оказывается конгениальна отправленным в утиль телевизионным новогодним мюзиклам по мотивам классических сюжетов («
Золушка», «
Вечера на хуторе близ Диканьки» и прочий малоталантливый трэш, не пользовавшийся большой любовью даже у хмельной первоянварской публики). С проектами малого экрана «Савву» роднит мышление балаганными эпизодами (иначе не объяснить всю беспощадную и несоединимую эклектику) и обилие звезд эстрады (Басков, Лепс, Глюкоза,
Савичева и так далее). Озвучание медийными личностями не дает мультфильму ровным счетом почти ничего, потому что плохо написанные реплики с казенными интонациями не попадают в губы, а кое-как обжить персонажа удается, кажется, только Лепсу, Баскову и чуть-чуть Лолите. (Вдвойне интересно, как с этим справятся иностранные артисты, которые дублируют картину для иностранного проката: на роль трехголовой обезьяны позвали
Вупи Голдберг, и тут, кажется, уже нечего добавить.)
При миллиардном (!) бюджете и при поддержке «Фонда кино» российская анимация берет какую-то новую планку: история про мальчика, который захотел всем сердцем и смог, сказка, лишенная мотивации, логики и собственной фантазии, не рассказывается в одной спальне перед сном, а выходит в широкий прокат. Если плохой мультфильм в наших палестинах давно не новость, то подобное сочетание амбиций и неумения отличить ахинею от более-менее складной истории, вызывает что-то вроде восхищения. Наконец, просто вдумайтесь: понадобилось три взрослых человека, числящихся среди сценаристов, чтобы придумать персонажей с именами Пусик и Фафл.
«
Савва. Сердце воина» в прокате с
12 ноября
обсуждение >>