Обыкновенный подвиг
Август 44-го. Бойцы артиллерийской батареи с позывным «Единичка», расположившиеся в лесах под Варшавой, знакомятся с новым командиром - старшим лейтенантом Егоровым (
Илья Коробко). Цель его отряда на ближайшие несколько дней - удержать стратегически важный мост и очистить дорогу движущейся следом армии. Осматривая окрестности, Егоров обнаруживает заброшенный католический монастырь, в стенах которого притаились немецкие диверсанты. Отстреливаясь от врагов, лейтенант с бойцами спасают от верной смерти еще одних обитателей монастыря - польскую монахиню Еву (
Анна Прус) и группу глухонемых сирот. Забота о детях отныне невольно ложится на плечи Егорова и его отряда, который до поры до времени не подозревает, что немцы готовят внезапное нападение, а под охраняемым мостом прячутся польские партизаны, также намеренные любой ценой остановить наступление советских войск.
«Единичка» - дебют в большом кино
Кирилла Белевича, телевизионного режиссера и одного из сценаристов фильма
«Мы из будущего». Этот опыт определенно сыграл свою роль: несмотря на то, что «Единичка» выходит в российский прокат в год празднования 70-летия Победы и снят, само собой, под эту дату, фильм выглядит гораздо более достойным примером нового военного кино, чем
«Битва за Севастополь» или переснятые
«А зори здесь тихие». И это при гораздо меньшем бюджете и лишь с одной приглашенной звездой -
Андреем Мерзликиным в роли замполита Финогенова.
Сама история - о подвиге, страшном, но одновременно рядовом в условиях военного времени - снята без присущего упомянутым выше картинам преобладания формы над содержанием. Нет ни глянцевой картинки, ни долгих планов, ни украшений вроде рапидов или броского саундтрека. Это и делает «Единичку» не идеальным, но всё же убедительным фильмом о войне. Кроме того, работает удачный кастинг - и речь скорее не о том, что глухонемых сирот играют действительно глухонемые дети, а немцев - немецкие актеры, а о том, что дебютанту Илье Коробко удается очень точно передать образ одного из тех самых «безусых лейтенантов». С огромными, по-детски испуганными глазами, но с металлом в голосе и вынужденным опытом за плечами - не по возрасту, а по обстоятельствам.
Всем заявленным драматическим конфликтам не хватает времени, чтобы развернуться - и любовные линии, и противостояние «стариков» в лице того же героя Мерзликина с «молодежью» вроде Егорова, и отношения советских бойцов с польскими партизанами остаются скорее набросками. В этом, пожалуй, главный недостаток «Единички». В качестве компенсации - отсутствующий в остальных недавних фильмах о войне динамизм. Герои оказываются на грани жизни и смерти с завидной частотой, а в промежутках что-то горит, взрывается, звучат выстрелы, стоит отвлечься на минуту, и расстановка сил на экране изменится до неузнаваемости. Выглядит местами абсурдно и даже комично, но фильм тем самым становится стопроцентно зрительским, живым, без ложного патриотически-праздничного пафоса - неплохо для режиссера-дебютанта и несвойственно для военной картины, выходящей в прокат в год 70-летия Победы.
«Единичка» в прокате с
11 июня.
обсуждение >>