О дивный старый мир
В черно-белом, толерантном, симметричном и вообще идеальном городе под куполом беспамятства коротает новый виток цивилизации человечество будущего - наивные, безгрешные облака в неброских, но стильных штанах и рубахах. Погода регулируется, болезни и голод побеждены, выпускников ждет распределение согласно талантам и навыкам, а за порядком следят мудрые Старейшины под руководством Элдер (
Мерил Стрип), регулирующие жизнь граждан новоявленного Элизиума. Все сыты и довольны, лишь юный Джонас (
Брентон Туэйтс) не вписывается в отлаженную схему Большого брата: ему мерещатся яркие цвета, раз в несколько лет снятся сны, и хочется употреблять слова, которые считаются устаревшими («любовь», «семья», «смерть» и прочие).
Борясь с материнскими (
Кэти Холмс) тычками (
«Верно употребляй слова») и страхом, что в идеальном мире у него нет талантов, он оказывается в подмастерьях местного хранителя памяти - Дающего (
Джефф Бриджес), который помнит всю прелесть и всю боль дивного старого мира, где были болезни, насилие, свадьбы, музыка и прочие радости жизни. Распробовав эйфорию познания и вдохнув цвета бытия полной грудью, Джонас хочет поделиться этим с окружающими, а особенно - с томной подругой детства Фионой (
Одейя Раш), но сталкивается с оборотной стороной любой утопии, построенной на лжи и ограничении.
Положенный в основу ленты
Филлипа Нойса роман Лоис Лоури «Дающий» вышел в 1993 году, задолго до
«Голодных игр» и
«Дивергента», обратился в тетралогию, но до большого экрана добрался уже после более юных и резвых конкурентов на поле young adults-романов - и явно припозднился. Скромное обаяние идеального черно-белого мира, подростки, сталкивающиеся с несправедливостью взрослых, робкое рождение любви и желание не прогнуться под монолитное жестокое общество - все это целевая аудитория картины уже видела в перечисленных фильмах, которые подают антиутопический месседж с большим драйвом, не щелкают по носу, а хлещут зрителя по щекам.
В
«Посвященном» жизнь общества однообразия монтируется с красочными документальными кадрами - от живописных сценок из мира животных до жестоких конфронтаций между властями и оппозицией разных стран (в кадре мелькает, например,
Нельсон Мандела), - а ментор Дающий с усталым и осоловевшим лицом Джеффа Бриджеса подстрекает юного протеже на бунт, который сам поднять уже не способен. У режиссера Нойса этот механизм становления личности работает безотказно, но продвигается зачастую со скрипом: фильму не хватает молодецкой удали, которую заменяет зрелая сентиментальность, а закономерная, как снег зимой, концовка оставляет скорее ощущение перерыва на рекламу, чем полноценного финала первой части потенциальной франшизы.
Экранизация «Дающего» застряла где-то на полпути между литературным и кинематографическим: крепко сколоченная драма о противостоянии живописной, но рискованной свободы и монотонного торжества всеобщего равенства периодически скатывается в череду красиво снятых диалогов. «Посвященный» напоминает безобидную детскую игру в «войнушку», где значение слов «враг» и «смерть» прекрасно далеко от своего истинного значения. Вслед за мультфильмами, которые учат не доверять распространенному мнению, картина способна обаять школьников, которым «Голодные игры» смотреть еще рано, и подготовить их к неидеальному серому миру компромиссов. Но в возможном сиквеле придется показывать уже не целомудренную смерть младенца, но настоящую железную хватку взрослеющего подросткового романа.
«Посвященный» в прокате с
21 августа.
обсуждение >>