Романы
Чарльза Диккенса, «священного быка» английской литературы, не единожды подвергались в основным почтительным экранизациям. «Большие надежды» не исключение. За них
брался и великий и верный оригиналу
Дэвид Лин в 46-м, и
подвергший модернизации все происходящие в книге события
Альфонсо Куарон в 98-м, и еще чертова дюжина режиссеров, включая
создателей South Park’a, вдоволь поглумившихся над книгой.
Новая экранизация
Майка Ньюэлла до нюансов следует первоисточнику и явно создавалась с большим уважением к английскому классику, однако по большому счету мало чем может особо похвастать, за исключением актерской игры
Райфа Файнса и работы художника
Джима Клэя и оператора
Джона Мэтисона. Разбитые надежды, обязательные моральные последствия трансформации «из грязи да в князи» и достойные готического романа семейные тайны подаются Ньюэллом (
«4 свадьбы и одни похороны»,
«Донни Браско»,
один из фильмов про Гарри Поттера) качественно и красиво, но без страстей, характерных для романа 1861-го года.
Джереми Ирвин (
«Боевой конь») в роли Пипа, бедного сироты и подмастерья кузнеца, внешне похож на упрямого щеночка, чем, безусловно, должен понравиться девушкам, но это впечатление обманчиво. Он в самом деле хорошо подходит на роль наивного деревенского паренька, обретшего благодаря неизвестному благодетелю наследство, возможность одеваться как лондонский денди и, как следствие, «большие надежды». Правда, его стремление в книге Диккенса во что бы то ни стало добиться положения и уважения в высшем свете уступило в фильме место желанию найти новую семью или хотя бы её суррогат. Будь то делящий с ним квартиру юноша, примеривший роль его брата (
Олли Александер), полубезумная мисс Хавишем (словно все еще играющей в фильме
Тима Бартона Хелена Бонем Картер), годящаяся в качестве эксцентричной тети, или Юэн Бремнер, работник адвокатской конторы – к каждому из них Пип относится с трогательным доверием. Меж тем своего настоящего друга, зятя-кузнеца (хорошая роль
Джейсона Флеминга), он стесняется из-за неотесанности и отсутствия манер. Это, наверное, единственный его промах, да и его он вовремя устыдится. Время и обязательная для романов 19 века мораль расставят все на свои места и наставят юноше шишек, хотя по-настоящему болезненных предательств и обид Пип так и не познает.
Будет и любовь в лице вроде как бессердечной, а на деле боящейся проявления чувств воспитанницы мисс Хавишем, Эстеллы (
Холлидей Грейнджер, недавно игравшая в еще одной экранизации классики,
«Джейн Эйр»), правда, тоже не сразу. Ну и наконец Файнс в роли беглого каторжника, которому в начале фильма Пип помогает еще маленьким мальчиком (
Тоби Ирвин, младший брат Джереми), появится во второй половине фильма, чтобы открыть тайну, достойную
«Графа Монте- Кристо», и сыграть с присущей ему сдержанной страстью. Впрочем, это тайна лишь для тех, кто не читал роман, однако не будем портить им удовольствие. Удовольствие, думается, смогут получить и те, кто роман прочли, и те, кто в принципе любят английскую литературу. Добротно сделанное, хоть и несколько пресноватое от своей добротности кино им гарантированно.
«Большие надежды» в прокате с 24 января.
Ссылки по теме:
24 фильма 2013 года, которые мы рекомендуем к просмотру.
13 фильмов января. Выбор редакции kino-teatr.ru.
Внешний вид: Филипп «Пип» Пиррип.
Зарубежные экранизации 2013.
Рэйф Файнс - в Москве!
обсуждение >>