Начало
1865-го года. Уже четвертый год в Соединенных Штатах Америки длится кровопролитная Гражданская война.
Авраам Линкольн,
16-й президент США, после беседы с чернокожими солдатами перед началом очередной военной операции против южан принимает решение во что бы то ни стало упразднить рабство на всей территории разобщенной страны. Этому решению, а также процессу принятия 13-й поправки к Конституции, и посвящен новый байопик
Стивена Спилберга «Линкольн».
Точнее, это не байопик, а реконструкция эпохальных событий. Хотя поначалу
Спилберг задумывал именно биографию, но после прочтения книги
Дорис Кернс Гудвин «Команда соперников» решил сузить время действия и сконцентрироваться на окончании войны и принятии поправки, так как разглядел в данном сюжете еще больший потенциал для успеха, чем в развернутой истории жизни.
К слову говоря, у заслуженного мастера зрелищного кино не всегда получались драмы. Для примера можно вспомнить хотя бы
«Амистад» - неповоротливое и растянутое полотно о бунте негров на корабле. Но за
«Линкольна» можно не беспокоиться. Перед нами действительно истинный образец киноискусства, продуманный и просчитанный до мелочей. Что и немудрено, ведь Спилберг планировал съемки этой картины более десяти лет.
История фильма сама по себе похожа на масштабную картину, тем более, что за десять лет изменилось многое, начиная от технологий и заканчивая чернокожим президентом во главе США. На роль Авраама Линкольна изначально был запланирован
Дэниэл Дэй-Льюис, но он отказался, так как не был уверен, что справится с ролью такой культовой фигуры. Поэтому-то режиссер обратился к
Лиаму Нисону, который уже однажды сыграл у него в
«Списке Шиндлера». Нисон загорелся идеей, но в конце концов отказался, мотивируя тем, что слишком стар для этой роли.
«Я буду снимать этот фильм, только если Дэниэл Дэй-Льюис сыграет роль Линкольна, и если Дэниэл откажется, то съемок не будет», - воскликнул Спилберг и обратился за помощью к
Леонардо Ди Каприо, который ранее работал вместе с
Дэй-Льюисом в
«Бандах Нью-Йорка». Неизвестно, какие доводы привел
Ди Каприо своему другу, но
Дэниэл все-таки согласился сыграть легендарного президента. И это лишь часть перипетий в судьбе фильма...
«Линкольн» Спилберга - безупречное, а самое главное, захватывающее зрелище, даже несмотря на политические отсылки к современным реалиям. Режиссер крайне внимателен к даже самым незаметным деталям (например, звук тиканья часов Линкольна — это звук его настоящих карманных часов, хранящихся в
Kentucky Historical Society во Франкфурте), он много лет посвятил изучению быта и нравов американских граждан времен Гражданской войны и самого Линкольна, а посему за доскональность можно не беспокоиться. Так же как и за эпическое звучание, которое сродни вестернам
Джона Форда и живописным полотнам эпохи Ренессанса.
Но Спилберг не был бы
Спилбергом, если бы в его новой работе не нашлось место крупице постмодернизма. Ведь, несмотря на всю серьезность темы, перед нами все тот же киновундеркинд, завоевавший сердца зрителей
«Инопланетянином» и франшизой об
Индиане Джонсе. В
«Линкольне» немало реверансов в сторону ранних воплощений Авраама Линкольна на экране. Например,
Хэл Холбрук, исполнивший роль Фрэнсиса Престон Блэра, за свою карьеру дважды побывал шестнадцатым президентом - в сериалах
«Линкольн» (за него он получил «Эмми») и
«Север и Юг». Немало поклонов и в сторону
Мартина Скорсезе, у которого
Дэй-Льюис сыграл
Билла «Мясника» Каттинга, выступавшего против политических планов Линкольна. Не обошлось и без самоцитат (
«Письмо миссис Биксби» Линкольна было задействовано в «Спасти рядового Райана», а
«Геттисбергскую речь» цитирует школьник в
«Особом мнении»). Кроме того, многие сцены композиционно построены так, что кажутся узнаваемыми и вызывают ассоциации чуть ли не с шедеврами
Сергея Эйзенштейна.
Я не буду далее утомлять вас перечнем вклада в фильм постоянных соратников
Спилберга - композитора
Джона Уильямса и оператора
Януша Камински. Как, впрочем, стоит воздержаться от оценки актерской игры, потому как здесь все актеры играют на высоте. Особенно поражает Дэниэл Дэй-Льюис, которому попросту веришь из-за интонаций его голоса, походки и глаз, в которых теплится жизнь самого Авраама.
Что касается Барака Обамы, чья тень маячит за сюжетом, то это простительно, так как речь в картине об уничтожении рабства и равных правах. Другое дело, что святую фразу Линкольна о
«мире в своём доме и со всеми народами мира» современное американское правительство редко соблюдает. Но это уже другая История...
«Линкольн» в прокате с 24 января.
Ссылки по теме:
«Золотой глобус 2013». Лауреаты
Глобус vs Оскар
BAFTA поддержала Линкольна
Объявлены номинанты на «Оскар»
13 фильмов января'13. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Глобальные» перспективы кинокомпании «Двадцатый Век Фокс»
«Двадцатый Век Фокс» идет на «Оскара»
«Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Рецензия kino-teatr.ru
«Заговорщица». Рецензия kino-teatr.ru
обсуждение >>
Спасибо за то, что заметили мою опечатку. Исправил. Макс Милиан