Милая и утонченная девушка Надя (
Соня Карпунина) втайне от родителей прогуливает учебу в Лондоне, приехав на недельку в Москву к своему любовнику Жене (
Константин Крюков). В первый же вечер начинаются приключения: Надя находит под кроватью у Жени чье-то колечко, устраивает сцену, садится в такси и едет в кафе Жан-Жак, где встречает бывшую одноклассницу Диану (
Агния Кузнецова). Диана тащит Надю в гости к другу Толику (
Александр Яценко) - в типичный многокомнатный сквот с разрисованными стенами, где подрастающая богема круглосуточно собирается на кухне и ведет споры за распитием крепыша. Толик сдает одну из комнат начинающему режиссеру Боре (
Клим Шипенко), в чьих объятьях Надя просыпается поутру (правда при полном параде - в платье и с бантом на голове). Денег на то, чтобы поменять билет и уехать в Лондон нет, к Жене возвращаться некомильфо, так что Надя находит приют у Толика и Бори. За неделю в Москве она успевает сняться в социальной рекламе, написать в соавторстве с Дианой стихи на заказ, попасть в хронику портала Полит.ру, влюбиться, разочароваться и даже поплакать.
Соня Карпунина известна не очень широкому зрителю по главной роли в фильме
Сергея Соловьева "
Одноклассники", в основу которого вошел ее же переработанный сценарий. Уже в "Одноклассниках" по странноватой мотивации главной героини, которая идет на поводу у собственной обиды, можно заметить что-то давно забытое и исчезнувшее с экранов - концентрацию женственности с лишенными логики поступками. Во "Всё просто", как и в "Одноклассниках", нет истерик и криков, но обида присутствует именно в том реалистичном виде, который так изумляет в жизни. В некоторых случаях обида оправдана (эпизод с кольцом), но в некоторых - это обида бессилия перед лицом сложившихся обстоятельств: Надя обижается на Борю за то, что ей негде жить и приходится с его разрешения
перекантовываться в этом грязном клоповнике, где не работает ванна, а в меню третью неделю только рис. То, как Карпунина правдоподобно изображает Принцессу на Горошине по собственному же сценарию (написанному в соавторстве с мужем Климом Шипенко), дает повод высказаться шаблонно: характер списан с автора. Тем более, что в сценарии явно присутствуют автобиографические элементы (Карпунина училась в Лондоне; выбор локаций для съемок - естественная среда обитания режиссера). Но у автора все в порядке с самоиронией, примером чему может послужить очень смешной критический диалог между Борей-режиссером и Надей-зрителем.
Таких старомодных принцесс, которые одним взглядом вырабатывают в мужчинах гормон галантности и желание опекать: донести чемоданы, накрыть одеялом, проводить на концерт, защитить честь и одолжить денег - катастрофически не хватает современному русскому кино (да и кино вообще). Эволюция женского образа у нас скатилась в какую-то феминистическую бездну: тридцатилетние карьеристки в круглосуточной борьбе с шовинизмом или надломленные матери-одиночки; вечно недовольные, обиженные женщины в поисках любви. И образ главной героини, и вся эта история с коротким путешествием из комфортабельного уюта в полуголодное дно, где люди творческих профессий со спитыми лицами обдают бедную Надю бражным дыханием, моментально вызывает в памяти фильм "
Римские каникулы". С той лишь разницей, что героиня
Одри Хэпберн сама ищет приключений, а Надя без особого восторга плывет по течению событий, в которые ее затягивают окружающие.
Для дебютного фильма выпускницы ВГИКа такой солидный список актеров - редкость. Карпуниной даже удалось выписать на эпизодическую роль польского актера
Матэуша Дамецки, который в 1999 году сыграл Гринева в фильме "
Русский бунт" и с тех пор в российском кино не появлялся. Константин Крюков навеки, кажется, застыл в амплуа симпатичного обеспеченного юноши и играет здесь всё то же самое, что и везде. Александр Яценко, Агния Кузнецова и
Донатас Грудович - актеры, под которых специально писались роли, так что все находятся на своих местах и задают необходимый тон.
В фильме много остроумных сюжетных мелочей, рассыпанных в мнимом беспорядке, которые к концу образуют полную картину. Случайные герои и события всплывают в неожиданных местах, перекликаются между собой, доказывая лишний раз, что Москва - это большая деревня (для тех, кто не лузгает семечки у подъезда, конечно же). А до смешного повторяющиеся истории измен нравоучительно показывают, что нет ничего оригинального в страданиях каждого из нас. Все, что случилось с тобой, случалось и будет случаться с каждым, кто позволяет себе отношения с людьми. Тут, конечно, на ум приходит
Вуди Аллен и десятки его ироничных зарисовок, основной посыл которых заключается в том, что не стоит так уж расстраиваться по пустякам: все люди грешны, все друг другу изменяют и обманывают. Но это не повод ограждать себя от любви и обесценивать пережитый опыт. Всё просто настолько, что когда концы с концами начинают сходиться, то сквозь горькие слезы прорывается гомерический хохот. Причём, сравнения с Алленом - не совпадение: Карпунина в одном из интервью поминала певца супружеских измен в качестве авторитетного ориентира на пути к созданию легких и неглупых романтических комедий, дефицит которых наблюдается в российском кино. И ей, кажется, удалось снять именно такой фильм: смешной и неглупый.
«Всё просто» в прокате с 6 декабря.
Ссылки по теме:
«Окно в Европу». Итоги.
II Севастопольский Международный Кинофестиваль.
Константин Крюков: «Развитие своих достоинств гораздо интереснее, чем борьба с недостатками».
Новый фильм Валерии Гай Германики.
обсуждение >>