Четыре новеллы. Четыре жанра. Четыре взгляда на одну и ту же проблему – духовное обнищание нации в эпоху неудержимого потребительства. Нация, как вы уже догадались, - русская. А фильм –
«Рассказы» Михаила Сегала, выросший из его блестящей короткометражки
«Мир крепежа».
Именно с нее и начинается этот неоднозначный альманах, чьи новеллы связаны сквозным сюжетом. В издательство приходит молодой писатель и предлагает опубликовать свои рассказы. Ему, разумеется, дают от ворот поворот, и подшивка с творениями отправляется в урну. Но ведь надо же как-то убить время, пока нет никаких срочных заказов, и рассказы начинают кочевать из рук в руки. Читая их, каждый начинает узнавать в персонажах себя. Молодая
редакторша вспоминает, как точно так же, как и в новелле, пыталась организовать свадьбу, а
организатор свадебного торжества дошел до того, что распланировал всю ее жизнь вплоть до финальной точки – похорон. Еще один сотрудник узнал себя в персонаже рассказа «Круговорот денег», в котором взятка переходит из рук в руки и, наконец, доходит до
Президента Российской Федерации, впоследствии выступившего перед россиянами (в том числе и теми, кто давал взятку) с экрана телевизора. Третья новелла повествует о
библиотекарше, которая благодаря произведениям Пушкина обрела магические способности, но погибла при поисках девочки, решившей согреться ночью в лесу при помощи книг. И, наконец, за рассказы берется
главный редактор и с удивлением обнаруживает на страницах свою недавнюю интрижку с молоденькой сексапильной дамочкой, из-за которой он отсыпался в офисном туалете. Их мимолетный роман распался, когда он узнал, что его подружка ничего не знает о прошлом собственной страны (
«О чем с тобой трахаться?!»).
Все эти истории органично связаны друг с другом благодаря идее с издательством, но все же перед нами не шедевр, а просто хороший пример продуманной (но далеко не прочувствованной) картины. Фильму не хватает тепла и сопереживания автора своим героям. Лишь в последней новелле чувствуется, что
Сегала действительно цепляет за живое все то, что происходит в современной России. Остальные же рассказы оставляют привкус расчета, да и эмоционально от них веет холодом и отстраненностью. Хотя в сюжете про библиотекаршу-мага все же есть нотка сердечности, но мимолетная, так как все моментально сгорает, как и сама героиня
Тамары Мироновой. Кстати, сама идея тесной связи чародея с вещами, при которой магической силой обладает не сам маг, а вещь, мне показалась хорошей находкой, способной навеять отдельный мистический или фантастический сюжет.
Но с остальными компонентами в киноальманахе полный порядок. Юмор подается дозированными порциями, и он сам по себе не пошлый. Сценарий прописан до мельчайших деталей. Музыка, включая песню в исполнении
Владислава Лешкевича, органично вписывается в кинопространство, каковое прекрасно подчеркнуто оператором
Эдуардом Мошковичем. Возможно, кому-то покажутся излишними эротические сцены, но они, на мой взгляд, чуть ли не самые лучшие в отечественном кинематографе, который, если мне не изменяет, не часто балует зрителя профессиональными постельными сценами.
И, конечно же, самая большая заслуга фильма – это актеры. В «Мире крепежа» вся троица (
Мерзликин,
Носик,
Петров) выглядит безупречно. Появление в новелле про деньги Президента в исполнении
Игоря Угольникова смотрится настолько завораживающе, что даже обидно за актера, растратившего свой талант на многочисленные шоу.
Тамара Миронова надолго запоминается образом библиотекарши-мага. Что касается
Константина Юшкевича, то он сыграл так же органично, как и у
Виктора Шамирова. Про его партнершу по финальной новелле –
Любовь Новикову – трудно что-то сказать определенное, так как по сюжету главенствовала ее обнаженная фигура, а не речь или мимика.
В итоге, перед нами одно из лучших киновысказываний о современной России с ее бесами, глупостями и бедами. Пусть и лишенное авторского сопереживания героям, т.е. жителям этой несчастной страны, переживающей не лучшие времена.
«Рассказы» в прокате с 15 ноября.
Ссылки по теме:
12 фильмов ноября'12
«Меридианы Тихого». Итоги
«Московская премьера». Итоги
«Рассказы»: Фестивальная жизнь
Итоги 23-его «Кинотавра»
Трейлер
обсуждение >>