Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Арт-хаус в кино >>

Потеряв ребенка по собственной вине, пара уезжает из города в загадочное место Эдем. Именно его героиня (Шарлотта Генсбур) видит в своих снах и по ее же заверениям боится больше всего на свете. Муж психоаналитик (Уиллем Дефо) решает выводить жену из затянувшейся депрессии, что называется, клин клином, и вместо таблеток предлагает ей встретиться лицом к лицу со страхом. Девушку посещают ужасные ведения, и очень скоро они становятся заложниками Эдема - места пограничного между двумя мирами и переполненного всякими тварями. Облезлая лиса голосом Триера произносит «хаос повсюду» - начинается самое главное.

Непонятно, как оставшийся в большом кино после «Догвилля», главный и, скорее всего, лучший режиссер последних двух десятилетий Ларс фон Триер считает «Антрихриста» своим самым сильным фильмом. Снимая его в перерывах между лечением, датчанин, кажется, впервые предстал не обвинителем, а обвиняемым. Всегда присутствующий как бы за кадром Триер не раз выходил на прямой диалог со зрителем (будь то манифесты перед выходом его первых фильмов или комментарии в «Королевстве» и «Самом главном боссе»). На этот раз он остался исключительно внутри своей картины. А на навязчивые расспросы журналистов в Каннах заявил, что просто не хочет ничего говорить о своем фильме. Будучи всю свою жизнь приверженцем совершенно непопулярной идеи как-то пояснять свои работы (пускай весьма иронично и туманно) в свой последний на данный момент выход Триер остался безмолвен. И уверения режиссера о том, что каждый раз он списывает своих героинь с себя на этот раз звучат максимально серьезно. Возможно, виной тому трясущиеся руки и нездоровый вид датчанина на пресс-конференции в Каннах. И если это очередная уловка режиссера, то уловка воистину дьявольская.

Постаравшись втолкнуть себя в рамки жанра, Триер избегает сложных метафор и действует максимально прямо и мощно. Два мира разделяет мост, загадочный лес называется Эдем, а возвращается туда пара – датчанин словно топором прорубает тропинку к основному действию. Шоковая терапия – пожалуй, самое точное определение как и «Антихристу», так и методике главного героя картины. Но, окунув зрителя в бессознательное, Триер не стремится что-то объяснить, оставляя его наедине с картинкой, насколько прекрасной настолько и пугающе отталкивающей. Самые жестокие сцены действуют у Триера по отличным от обычных правилам. И, если самыми яркими и сильными впечатлениями от какого-нибудь «Груза 200» являются сцены с бутылкой и очередным изнасилованием, то у Триера самое страшное – это кадры с зависшей над мостом Шарлоттой Генсбур. Что до набивших оскомину вырезания клитора и балки, завинченной в ногу – то это, кажется, происходит само собой и недоумений по поводу патологий режиссера вызывать не должно.

Единственное, что осталось от привычного Триера в «Антихристе» - это страсть к антитезам, настолько навязчивыми, что широкая публика на этот раз будет действительно в ужасе. «Антихрист» полностью соответствует определению «кино не для всех» и в определенном смысле даже «кино не для кого». Негодования большинства образованных и совсем неглупых людей проще всего объясняется тем, что порнореализм в метафизическом тягучем мире в лучших традициях Тарковского - это слишком даже для Триера. Такого кино (в данном случае, условно говоря, кино) еще никогда не было – и если это будущее индустрии, в чем сомнений много, то, пожалуй, это конец. Возможно, критика и свист в Каннах сыграли доброе дело с картиной Триера, оставив ее в таком выгодном для датчанина положении – одну против всех. Об этом режиссер вероятно только мечтал. И на этот раз не должна повториться история с «Догмой-95», когда маргинальство стало модой и пронзило киноиндустрию вплоть до «Звездного пути».

Технарь-Триер в плане картинки не представил зрителю ничего нового. Если угодно, Триер-постановщик «регрессировал» до «Европы», на которую «Антихрист» походит больше всего. Исключение – небывалая цветовая палитра, настолько точно и тонко передающая настроение картины, что впору было бы в качестве описания показывать кадр с лесом и парящим над ним Генсбур. Картинка в «Антихристе» аутентична происходящему на экране – оторваться от этого невозможно, как бы сильно и не хотелось. Триер вновь возвращается к гипнозу как к средству воздействия на зрителя, а шоковые сцены – всего лишь капли в море, не больше.

Пару раз неудачно пошутив на тему подсознательного и Фрейда, Триер пишет свой мир совершенно по другим правилам, и когда в кадре появляется говорящий голосом автора лис – действие переходит на кардинально иной уровень. Природа и разум борются в «Антихристе» на равных, причем, одно ни в коем случае не является частью другого. Набрасываясь на героя Уиллема Дефо, героиня Генсбур не имеет в виду конкретного человека, страсть к которому погубила их ребенка – это борьба мужчины и женщины, природы и ее антагониста человека. Талант Триера говорить о давно сказанных вещах по-новому здесь достигает небывалого уровня. Кто бы еще догадался сделать это именно так?

В определенный момент «Антихрист» начинает вызывать сомнения в трезвости ума Триера, но последние кадры и посвящение сами знаете кому в финале, являются вернейшим подтверждением дееспособности датчанина.

Король жив, да здравствует король!

обсуждение >>

№ 28
Бель (Астана)   1.04.2017 - 18:25
Мир сошел с ума. Столько бреда в отзывах я не читала нигде. Может не надо искать смысл слишком глубоко. Это видение мира самого Триера, причем во время депрессии. Этот фильм ради эпатажа вполне в его духе.... читать далее>>
№ 27
serjjj (Украина)   10.01.2012 - 16:59
Значить так, есть такая тема как аллегория, то биш какие то вещи вроди свойств головного мозга (например способность думать) можно привязать к слову (в обычном выражении означающем шо та обыденное) но... читать далее>>
№ 26
Юрий Островский (Москва)   25.10.2010 - 02:15
Сергей, да вы, я вижу, смелый субъективный идеалист :-))). То есть сознание - фильмы - первичны, а люди типа Фрейда и Триера - вторичны? читать далее>>
№ 25
Олег Иванович (Беларусь)   24.10.2010 - 17:54
Сергей, безусловно фильм не для всех. Очень многие, подобно Вам увидели в фильме лишь гадость и бред. Однако, если представить, что под Антихристом Триер представил животную природу человека, то можно... читать далее>>
№ 24
Сергей Гришин (Киев)   24.10.2010 - 17:04
Я имел ввиду, что на земле осталось много еще параноиков подобных Фрейду и самый главный из них именно Триер. И если бы не было фильмов подобно этому, то и вышеуказанных личностей было бы поменьше. В настоящее... читать далее>>
фильмы

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram