32 ММКФ. День второй.
На вопросы журналистов отвечали члены жюри Основного конкурса. В «Художественный» приехали Председатель французский режиссер
Люк Бессон в компании литовского режиссера
Шарунаса Бартаса, австрийского продюсера
Файта Хайдушки, чилийской актрисы
Каталины Сааведры и звезды российского экрана
Марии Мироновой.
Бессон находился в прекрасном расположении духа и постоянно шутил. Но при этом иногда пускался в философские рассуждения. Для него любой фестиваль – это, прежде всего, встреча людей разных культур. «Нам нравятся разные фильмы. Быть членами жюри и прийти к единому знаменателю, выяснять причины выбора каждого коллеги – вот самое интересное».
Люк Бессон также заявил, что польщен тем, что стал Председателем жюри фестиваля именно в год Франции в России. Режиссер «Пятого элемента» признался, что судить ему будет несложно, потому что все 17 фильмов-конкурсантов уже победители, ведь им удалось пробраться в Основную программу ММКФ, а это дорогого стоит. С Бессоном согласился продюсер
Файт Хайдушка:
«Я думаю, что если фильмы попали в программу Московского фестиваля – это уже гарантия того, что это лучшие картины последнего времени». Члены Основного жюри также поделились своими критериями «судейства». Актриса
Мария Миронова вообще не ощущает себя судьей, а будет ориентироваться на собственное мнение и ощущения. «
Я просто рада, что у меня появилась возможность сразу увидеть много хороших фильмов и провести время в такой замечательной компании», - сказала она. Люк Бессон подхватил порыв Марии и назвал всех зрителей судьями. «Когда мы идем смотреть фильм, так или иначе оцениваем его. Идем в кино, платим пару евро. А после просмотра обсуждаем увиденное, или просто решаем, куда пойти поесть», - сказал Бессон. Актриса
Каталина Сааверда рассказала, что ради ММКФ отложила съемки нескольких фильмов и драгоценное общение с одиннадцатилетним сыном. А также поведала, что самый главный критерий в кино для нее не бюджет и сюжет, а эмоции от картины. С ней согласился и
Шарунас Бартас, для которого главное - прислушаться к собственным ощущениям после просмотра. Люк Бессон сравнил искусство с той единственной страной, где не требуются никаких виз. «
Здесь неважно, откуда вы, какой у вас паспорт. Там, где вы видите талант – там и происходит творчество. Главное - есть ли человеку, что сказать, или нет», - подытожил эксцентричный француз.
В этот день на вопросы представителей СМИ отвечали и члены жюри конкурса экспериментального кино «Перспективы» - Председатель английский режиссер
Джон Ирвин, польская актриса
Каролина Грушка и российский режиссер и сценарист
Сергей Овчаров.
«Я думаю, что не существуют каких-то жестких критериев, которыми руководствуешься, когда видишь фильм. Ведь главное – это момент неожиданности. При просмотре картин я буду ждать энергии, нового языка, которые позволят познать мир и саму себя. Я очень рада, что стала членом жюри именно конкурса «Перспективы», потому что здесь можно увидеть больше смелости и отваги, которых я так жду» - рассказала о своих ощущениях
Каролина Грушка. Слово
«Перспективы», по мнению
Сергея Овчарова, имеет принципиальное значение. Режиссер предположил, что на сегодняшний день именно такие фильмы-эксперименты, которые снимаются с надеждой и вызовом, становятся настоящим подвигом, ведь они практически обреченны на провал в прокате. С помощью таких программ и фестивалей ситуацию можно исправить.
«Правда, один вектор среди настолько разнообразных фильмов выбрать будет очень сложно. Но мы постараемся», - убедил Овчаров. Однако, с ним не согласился Председатель жюри «Перспектив»
Джон Ирвин. По его мнению, определить достойнейший фильм будет нетрудно, ведь
«лучшие картины всегда выделяются на общем фоне». Также мастер поведал о своих критериях отбора.
«Мы не критики, мы практики. И мы не будем отмечать галочки - у нас нет формуляра, который надо заполнять. Надеюсь, удастся просто удивляться, радоваться новым открытиям, впадать в ярость, если хотите. Я, прежде вcего, при просмотре картины буду обращать внимание на интересные истории, сюжет», - рассказал режиссер.
Джон Ирвин также сравнил просмотр фильмов с процессом распития вина: «При первом глотке ты сразу понимаешь, хорошее вино это или нет. И если да, то смакуешь дальше».
18 июня презентовали очередные фильмы из Основного конкурса фестиваля. Сначала состоялось представление картины
«Беса» (BESA). За нее отвечали один из самых именитых режиссеров в истории югославского кино
Срджан Каранович и знаменитый балканский актер
Мики Манойлович.
Драматическая история, действие которой происходит во время Первой мировой войны, рассказывает о сближении двух абсолютно разных людей — образованной сербки и безграмотного албанца. «Беса» - притча о взаимоотношениях двух разных и одновременно близких культур. Создатели для начала разъяснили смысл названия фильма. Беса - один из важнейших элементов албанской культуры. Это слово буквально означает верность данному обещанию, торжественную клятву перед Богом. За нарушение бесы провинившегося могут изгнать из общины. Но любовь в данном случае оказалась сильнее даже священной бесы.
«Хотя мой герой до девушки так и не дотронулся, однако свою бесу не сдержал, так как влюбился в нее», - поделился исполнитель роли албанца звезда бывшего югославского кино
Мики Манойлович. Режиссер картины поведал, что центральный персонаж фильма Лея — довольно эмансипированная для своего времени женщина. Герои произведения — очень разные люди. Но оба чувствуют себя крайне неуютно в той среде, в которой оказались. «Просто во время войны люди живут импульсивнее. Мне кажется, вещи становятся другими, а люди более искренними. Вот почему между Леей и албанцем произошла такая история», - сказал
Срджан Каранович. Режиссер также поделился тем, что его фильм дороже, чем среднее балканское кино, так как он исторический, и всю сценографию пришлось выстраивать с нуля. Оказалось, сценарий ленты известен в Европе и уже неоднократно получал награды на различных фестивалях. Во время пресс-конференции журналисты затронули тему дружбы между российским и сербским народами.
«Политические интриги существовали и продолжают существовать, но связи между нашими народами остаются всегда» - заключил режиссер Каранович.
«Брат» (HERMANO) - фильм из далекой Венесуэлы, еще один участник Основной конкурсной программы.
На московскую премьеру из латиноамериканской страны прилетели режиссер
Марсель Раскин и
Фернандо Морено, исполнитель роли мальчика Даниэля. Дело в том, что прибыть они должны были еще вчера, но погодные условия не позволили успеть в срок. Фильм «Брат» снимали пять лет. А мировая премьера в Москве во время Чемпионата мира по футболу в ЮАР - простое, но приятное совпадение. Марсель Раскин рассказал много интересных подробностей - в Венесуэле футбол вовсе не является самым популярным видом спорта, как в Бразилии, например. На родине режиссера предпочитают бейсбол. Но мастер специально решил снимать фильм в Каракасе, потому что именно там стать успешным футболистом - это большая удача и заслуга. Это шанс, который надо заслужить. В Бразилии с этим все намного проще.
«Мой фильм про то, что иметь способности и возможности - еще не означает их реализовать. Есть еще и власть обстоятельств, которые оказываются сильнее», - поделился своими размышлениями создатель картины. Господин Раскин также признался, что тяжелее всего было снимать сцены игры в футбол. Ведь куда полетит мяч, предугадать практически невозможно. Тем более, что снимался фильм всего с одной камеры. Исполнитель роли младшего брата Фернандо Морено развенчал мифы о своих великолепных спортивных способностях.
«В первую очередь я все-таки актер, а не футболист, хотя умею играть. Но мое главное достижение - быть здесь на Московском фестивале», - сказал он.
Фильм
«Убийца с камерой» (DER KAMERAMORDER) из Основного конкурса фестиваля представили режиссер Роберт Пежо, актриса
Гриллус Дорка и продюсер
Андреас Хруца.
По словам Роберта, идея поставить картину появилась у него после прочтения одноименного романа немецкого писателя
Томаса Главиника.
«Я выбрал эту криминальную историю, чтобы показать на ее примере, что не стоит доверять людям», - поделился режиссер. По сути, к этой мысли и сводится идея «Убийцы с камерой».
Исполнительница главной роли Гриллиус Дорка рассказала о страхах своей героини, ее нежелании расставаться с иллюзиями, терять веру в людей.
«Зло живет в нас самих, мы порождаем агрессию», - добавил режиссер.
Конкурс
«Перспективы» в пятницу был представлен двумя картинами. Сначала презентовали работу
Юрия Фетинга «Бибинур». Режиссер никогда ранее не интересовался историей татарского народа. Эту идею ему подсказала давняя знакомая, ставшая впоследствии автором идеи Светлана Бухарева, а сценарий написал
Мансур Гилязов.
«Как вещь, которая хочет родиться, наш сценарий сформировался невероятно быстро, буквально за месяц», - рассказал режиссер. Две главные женские роли исполнили народные актрисы Татарстана
Фирдаус Ахтямова и Халима Искандерова. А на мужскую был приглашен
Эрнест Тимерханов, актер петербургского театра им. Ленсовета. Все трое были сегодня в кинотеатре «Художественный». «
Это те немногие, кто выжил» , - шутил режиссер. Правда и в том, что на протяжении нескольких месяцев, пока длились съемки, группа жила далеко в не самой благополучной обстановке.
«Домики там подкашиваются, практически уходят под землю», - поделился господин Фетинг. Среди присутствующих на пресс-конференции был и оператор картины Максим Дроздов. После выхода
«Бибинур» на большом экране Татарстана, местная пресса подарила Юрию Фетингу звание «великого татарского режиссера».
«Особенно смешно тем, кто знает, что я наполовину русский, а наполовину - немец», - посмеялся режиссер.
«Хотя частично эти люди, наверное, правы. Я за последние месяцы стал немного татарином. Я учу этот язык, моя жена носит татарские народные платочки», - добавил
Фетинг.
Еще один фильм «Перспектив» -
«РЕВЕРС» (REWERS) - привез на фестиваль польский кинематографист
Борыс Ланкош. Исполнительницы главных ролей,
Кристина Янда и
Агата Бузек, которых так ждали в зале, не смогли приехать на презентацию. Сам режиссер называет фильм «черной комедией». Правда, по мнению зрителей, он больше походит на фантасмогорию. Такие различные отзывы отлично укладываются в концепцию картины.
«Я давно хотел поиграть с жанрами, и, кажется, мне это удалось», - заметил автор. Ланкош признался, что снял этот черно-белый фильм о сталинских временах в Польской Республике, чтобы заявить миру - «зло передается по наследству». Вообще же это кино про женщин, добавил режиссер. Главную музыкальную тему в «Реверсе» исполняет Нина Симон, песню для которой почти 70 лет азад написал Эрик Бертон.
В пятницу программу
«Китайское кино. Фрагменты истории» на 32-ом ММКФ представили заместитель директора Китайского киноархива господин
Чжан Цзяньюн, менеджер этой организации госпожа Тань Яньжун, молодой китайский режиссер госпожа
Джэнь Ли, а также организатор с российской стороны –
Лидия Брагина, генеральный продюсер студии «Фест-фильм». В программу попали лучшие китайские фильмы разных эпох – c 1933 года по сегодняшний день. От легендарной
«Богини» У Юнгана до «
Балета для двоих» Джэнь Ли.
Господин Цзяньюн рассказал о крепких связях российского и китайского кинематографов. Оказалось, что Китай принимал участие в первом Московском фестивале в 1935 году.
«Дружественные отношения между нашими странами и кинематографами имеют давнюю историю. Многие в Китае знают великих деятелей русского искусства. Такие имена как Пушкин, Толстой, Чехов, Чайковский, Мусоргский у всех на устах. И, конечно, русское кино пользуется почетом в нашей стране. Многие знаменитые российские режиссеры - Эйзентштейн, Пудовкин, Тарковский или Михалков - широко известны в Китае. Их фильмы являются обязательными элементами программы во всех кинематографических вузах КНР», - поведал
Цзяньюн. Однако, по свидетельству представителя Китайского киноархива, на сегодняшней день народная республика больше всего фильмов снимает совместно с США, Францией и Австралией. При этом Чжан Цзяньюн выразил надежду, что количество российских-китайских фильмов в ближайшее время возрастет. Оказалось, что режиссер Джэнь Ли также планирует внести в это дело личный вклад и наладить сотрудничество с российскими кинокомпаниями. Тем временем сама режиссер добавила, что именно Россия оказала на ее творчество значительное влияние. Даже ее любимой игрушкой в детстве была маленькая советская лошадка, которую отец привез из СССР. Картина Ли
«Балет для двоих», которая входит в китайскую программу, по словам режиссера, является манифестацией о материнской любви. Тема фильма – отношения между матерью и дочерью, увлеченных балетом. «
Поскольку материнская любовь – универсальное чувство, я надеюсь, что и российские зрители поймут мой фильм», - заключила Ли.
32 ММКФ. День третий.
Состоялась премьера мультфильма «Гадкий Я», стартовала традиционная экспериментальная программа фестиваля «Медиафорум», а гости и участники продолжали отсматривать конкурсные ленты.
Зрители ММКФ смогли первыми в России увидеть новый анимационный фильм
«Гадкий я» (DESPICABLE ME).
Его представляли продюсер Криc Меледандри, а также актеры, которые озвучивали российскую версию –
Леонид Ярмольник и Марк Тишман.
Криc Меледандри – известная личность в анимации: он создавал легендарный
«Ледниковый период». Продюсер поведал, что идея
«Гадкого я» пришла его другу из Испании, а всего в производстве картины приняли участие больше десяти стран и свыше трехсот человек.
«За время съемок мы стали большой семьей, которая скреп-лена одним любимым делом», - сказал
Меледандри.
Леонид Ярмольник озвучивал главного героя – Грю, а
Марк Тишман – его соперника злодея Вектора. Как признались артисты, у них до этого практически не было подобного опыта. Для
Тишмана – это дебют. А
Леониду Ярмольнику так понравилось, что, по собственному признанию, он готов этим заниматься и дальше. «
«Гадкий я» – мультфильм по форме, но кино по содержанию. Здесь есть герои, характеры и судьбы», - добавил Ярмольник. Также актеры поведали и интересную полудетективную историю. Выяснилось, что при озвучке им не давали посмотреть полностью фильм и прочесть сценарий, а показывали только эпизоды, в которых они принимали участие.
«Если бы хотя бы дали прочитать текст, я бы озвучил еще лучше», - посетовал Леонид Ярмольник. Также участники пресс-конференции обсудили судьбу технологии 3D, в которой испол-нен «Гадкий я». Продюсер
Меледандри считает, что за 3D будущее, но его надо использовать с умом и только по необходимости, иначе
«этим вскоре все пресытятся». А
Ярмольник добавил, что главным, в любом случае, останется творчество, независимо от развития техники.
На 32 ММКФ прошел одиннадцатый по счету
«Медиафорум» - внеконкурсная площадка для любителей видео-арта.
В субботу старт форуму дала его директор
Ольга Шишко. Как рассказала организатор, на этот раз сеансы программы состоятся в музеях, галереях и клубах. Показы пройдут в центре со-временной культуры «Гараж», в недавно открывшемся институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» на Красном Октябре, в Московском музее со-временного искусства на Тверском бульваре и даже в модном кафе-клубе «Солянка». К примеру, в «Гараже» и «Стрелке» показали лучшие проекты - Transitland, а также программы фестивалей Ars Electronica, Transmediale и PIKSEL. Там же прошли мастер-классы художников. А в «Солянке» с перформансом выступили знаменитые арт-хулиганы JODI, известные своими авангардными видео в Интернете. Кураторы «
Медиафорума» также призвали обратить внимание на работы знаменитого американского художника
Гари Хилла в галерее GMG, мало знакомые российской публике. Художник лично приехал в Москву, чтобы представить свое творчество. Участникам пресс-конференции он подробно рассказал о своих четырех инсталляциях, которые привез в российскую столицу.
В рамках Основного конкурса прошла московская премьера испанской картины
«ВНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ» (A LA DERIVA). Режиссер
Вентура Понс и исполнители главных ролей
Мария Молинс и Роджер Кома прибыли в Москву из Барселоны. В этом городе и разворачиваются события фильма.
«Я выбрал Барселону, поскольку считаю, что сегодня это столица мира. Здесь можно рассказать о чем угодно», - уверен режиссер.
«Я работаю преподавателем в вузе и мне отчетливо видно, что современной молодежи зачастую чего-то не хватает. Некоторые их них покидают Испанию, устраиваются волонтерами в экспедиции в Африку». Об одной из таких девушек и рассказывает картина. Главная героиня
«Вниз по течению» - испанка, некоторое время назад побывавшая на черном континенте. Во время своей работы волонтером она сталкивается с реальностью, которую не в силах перенести. И даже по возвращении в Европу не может продолжать жить как прежде. Вопрос - вернуться в Африку или попробовать жить в безопасной уютной Европе?
«Здесь нет единого решения, каждый выбирает сам», - сказал режиссер. Для актрисы
Марии Молинс это первая роль в кино. А для ее коллеги
Роджера Кома - уже четвертая совместная работа с Вентурой Понс. После презентации на ММКФ картина объедет еще полмира: продюсер
Оскар Алонсо позаботился о том, чтобы фильм внесли в программу большинства кинофестивалей планеты.
Из Основного конкурса 19 июня представили также болгарскую картину
«CЛЕДЫ НА ПЕСКЕ» (STUPKI V PYASUKA). Ее презентовали режиссер Ивайло Христов, исполнитель главной роли известный болгарский актер Иван Бырнев, продюсер
Ассен Владимиров и
Александр Тонев, руководитель национального киноцентра.
Александр отметил, что
«Следы на песке» - третий фильм из его страны, участвующий в основной программе ММКФ за последние три года – в 2008 в Москве показали
«Дзифт», в прошлом –
«Раки». «А значит ситуация в болгарском кино, несмотря на все кажущиеся трудности, не так плоха», - заметил
Тонев. Журналисты на встрече со съемочной группой картины заострили внимание на двух пронизывающих ленту темах - это иммиграция и постсоветский комплекс восточноевропейских стран. По-иски лучшей жизни потерявшимися в родной стране болгарами – проблема, регулярно находящая отражение в лентах
Ивайло Христова. Успешный актер – а на его счету более 120 ролей – свой первый фильм в качестве режиссера Христов так и назвал –
«Иммигрант». Вот и в новой ленте «Следы на песке» герой Ивана Бырнева уезжает из Болгарии сперва в Европу, а затем и в Новый Свет. Но и там не находит себе места. Тяжесть далеких культур и чуждость менталитетов не всем по плечу. Но когда человеку тяжело –
«Бог несет его на руках, оставляя следы на песке». Этой христианской поговоркой объясняется и название картины. Тоска по родине у каждого своя – для режиссера фильма
Ивайло Христова это один и тот же сон, который он видит вдали от дома.
«Мне снится, как я еду на трамвае домой, а вокруг – аллея из роз», - поделился с российской публикой болгарский автор. Критики в ответ отметили его удивительно теплое отношение к России, которое ясно читается в картине и совсем не свойственно режиссерам из стран, некогда бывших сателлитами СССР.
«Просто я очень люблю Чехова, и здесь не до обид», - объяснил свои взгляды господин
Христов. И уже этим оставил свой след на Московском кинофестивале.
Британец
Кен Макмаллен привез на фестиваль свою работу
«Организация сновидений» (An Organizations of Dreams). Ее показали в рамках конкурса «Перспективы».
На премьеру режиссер приехал вместе со своим сыном, исполнителем главном роли
Сэмом Макмалленом.
«Я впервые работаю с отцом, - признался Сэм, -
но всю команду знаю с детства, и мне это очень помогло. Это было важно, потому как на актерах лежала особая ответственность. Ни один из нас не видел окончательный вариант сценария до на-чала съемок. Многое рождалось прямо на площадке, так что мы нуждались в комфортных условиях работы», - рассказал актер.
Как выяснилось, в фильме встречаются персонажи, играющие сами себя. Такую роль исполняет
Джордж Хохлэнд - известный британский литературный агент, или
Жак Трианкур - французский продюсер.
Отдельно режиссер поблагодарил операторов.
«Их было двое. И несмотря на крайне плотный график съемок, плохое освещение и не всегда высокую организованность, они очень качественно поработали», - отметил
Макмаллен.
32 ММКФ. День четвертый.
Ярким событием четвертого дня фестиваля стала премьера картины
Ирены Павласковой «Как рай земной» (Zemsky raj to napohled) из Основного конкурса.
Представлять свою работу в Москву приехали режиссер и дива чешского кинематографа
Вильма Цибулкова. Фильмы
Павласковой уже не первый раз участвуют в
ММКФ. Действие этой картины разворачивается во времена ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году. «
Почти 20 лет в чешском кино не было сказано ни слова о событиях тех времен,- рассказала режиссер. -
Все это время политики вообще старались не касаться. Эта тема начинает появляться в кинематографе только сейчас. А о судьбе диссидентов это вообще, пожалуй, первая картина». Сценарий написал Павел Когоут – человек, которому хорошо знакома диссидентская среда того времени.
В фильме встречаются также персонажи, прототипы которых – довольно известные реальные люди, живущие в Чехии и сегодня. К примеру, бывший президент республики
Вацлав Гавел в работе Павласковой оставляет красные сердечки на конвертах с любовными посланиями.
«Насколько я знаю, он видел картину. Говорят, улыбался. Хотя я лично с ним об этом не разговаривала», - поделилась
Ирен.
Тема, затронутая в фильме, любимицу чешского кинозрителя
Вильму Цибулкову коснулась лично.
«Я жила недалеко от немецкой границы, и во времена пражской весны по нашей деревушке то и дело ходили танки», - рассказала актриса. По ее мнению, современное чешское общество можно условно разделить на несколько групп. Самые молодые - те, чье рождение пришлось на последние годы оккупации.
«Они начали интересоваться этой темой только сейчас. А тех, кто видел большую часть происходящего, можно разделить еще на две категории, - продолжила актриса.-
Это те, кто не хочет копаться в прошлом. И те, кто постоянно возвращается к этим событиям, пытается разобраться в них. К последней группе отношусь и я», - закончила чешская дива.
В финале
«Как рай земной» звучит хит 60-х - песня
Карела Готта «C’est la vie».
Еще одну картину из Основного конкурса
«Фильм-просвещение» (Gye-mong Young-hwa) в Москве представили режиссер
Пак Тон Хун и исполнитель одной из главных ролей
Чун Сын Кил.
«Перевод названия ленты на русский язык весьма условен», - заметил программный директор ММКФ
Кирилл Разлогов. Это кино, рассказывающее ис-торию одной семьи сквозь минувшее столетие, скорее фильм–примирение разных поколе-ний современного корейского общества. Картину из Южной Кореи отличает не свойственный фильмам из этой страны, зачастую диктующей моду всему мировому кинопроцессу, эпический размах. Перед глазами проносится несколько эпох – от японского колониального правления, сквозь боль милитаристских режимов к современной демократической республике. От газовых атак на улицах Сеула во время студенческих демонстраций, до размеренной жизни экономически успешного «азиатского тигра». Центральный герой – не конкретный человек, а семья, разделенная, как и все южнокорейское общество. Они далеки друг от друга, словно чужие. И лишь тяжелая болезнь умирающего отца заставляет всех собраться вместе у его постели. Кстати, роль этого персонажа, как юного, так и старика, исполнил молодой актер
Чун Сын Кил, для чего на съемочной площадке ему пришлось регулярно перевоплощаться.
«Пак Тон Хун – мой хороший друг еще со школы, когда-то мы вместе снимали первые короткометражки. Думаю, если бы не наша близость, было бы гораздо сложнее справиться с ролью», - рассказал актер. Сам режиссер ленты поделился с российскими журналистами эмоциями от картины.
«Это не фильм о ранах, которые наносит человеку жизнь, колесо истории. Это фильм о том, как человек должен с этими ранами справляться, - рассказал
Пак Тон Хун. –
Сегодня отголоски прошлого проявляются в людях самым неожиданным образом – в их отношении к недвижимости, к деньгам. Корейский менталитет переворачивается с ног на голову. Нам же нужно вернуться к традиционным ценностям».
На конкурсе
«Перспективы» была представлена картина американского режиссера
Стивена Иствуда «Похороненная страна» (Buried Land).
Первая часть работы
Иствуда снята как документальное кино, и только спустя какое-то время становится понятно, что фильм игровой. Этот ход чуть было не оставил картину вне конкурса. Даже программный директор фестиваля
Кирилл Разлогов, отобравший ленту на
ММКФ, не сразу определил ее жанр. «
О том, что картина на самом деле игровая мне рассказали коллеги, благодаря которым я вернулся к просмотру, и в итоге все же положил пленку в отобранный материал»,- рассказал он. Таким образом на ММКФ и попал игровой дебют
Стивена Иствуда. Однако, документальными оказались не только первые сцены
«Похороненной страны».
Эмир Капитанович был единственным профессиональным актером на площадке.
«Это интересно играть, но мне время от времени было невероятно сложно, потому как вести процесс приходилось самому, ведь все мои партнеры были просто любителями», - поделился
Капитанович. «
Остальные персонажи играют самих себя. Это реальные сотрудники туристической фирмы», - заявил режиссер. Сам он тоже то и дело появляется в кадре. На протяжении всей картины зритель видит части его тела или слышит голос, дающий распоряжения актерам «в прямом эфире». Идею заняться изучением древнейших артефактов, обнаруженных в Боснии, Иствуду подсказал
Джефри Алан Роудс, ставший впоследствии соавтором сценария
«Похороненной страны». Неоднозначные вопросы, поставленные в фильме, отражены и в его названии.
«Смерть или рождение, пирамида или гора. Мы не можем вы-брать единственный возможный вариант. Двойственность сохраняется во всем», - рассказал режиссер.
Также в воскресенье китайский режиссер
Тедди Чень представил свою картину
«Телохранители и убийцы» (Shi yue wei cheng ) из программы
«Гала-премьеры».
Один из самых дорогих фильмов Поднебесной за последние годы, он не похож на традиционный гонконгский мейнстрим. За поверхностным шаблоном «боевика с Джеки Чаном» прячется глубокая историческая драма о важном моменте в китайской истории. На дворе 1905 год, конец правления династии Цин. Тайное революционное общество пытается свергнуть императора. Интересна история создания ленты.
«Снять картину я решил больше десяти лет назад, когда узнал, что отец моего компаньона, продюсера большинства моих фильмов, в шестидесятые годы уже экранизировал эту историю покушения», - рассказал
Тэдди Чень. Долгое время кинематографист искал деньги на дорогостоящий проект. Когда нашлись инвесторы - на Шанхайской киностудии возвели копию Гонконга начала прошлого века. Именно декорации составили треть двадцатимиллионного бюджета ленты. «
Для меня принципиальным моментом было внимание к деталям, - объяснил свой подход
Тэдди Чень. -
Мы строили все декорации из настоящего камня. Так что в павильонах Шан-хая теперь есть настоящие гонконгские улицы». Основной посыл картины - революция не может быть движима единым общественным порывом. Мотив у каждого свой, и именно персональное отношение человека к бунту, а подчас и личная выгода, пусть и совпадающая с настроениями широких масс - истинный революционный двигатель.
«Представьте нищего, живущего на улице. Он идет на жертву только ради того, чтобы его никчемное существование обрело хоть какой-то смысл. И этот человек без идеалов и идей становится мотором бунта. У него свой резон. Но личные мотивы оказываются неразрывно связаны с генеральной идеей революции, - заключил мастер. -
И никакая любовь к родине тут ни при чем».
В воскресенье на вопросы журналистов отвечали участники традиционной программы документального кино
ММКФ «Свободная мысль». В Москву приехали польские режиссеры-документалисты
Марцель и Павел Лозинские, отец и сын.
Марцель привез на Московский фестиваль короткометражную работу
«До востребования» (Poste restante) про отдел по работе с письмами без адресата, в каждом из которых – чья-то несбывшаяся мечта. А Павел - документальный фильм
«Химия» (CHEMO) про пациентов онкологического отделения варшавской клиники.
Лозинские – известные и именитые документалисты, их работы неоднократно удостаивались многочисленных наград на кинофестивалях.
Как рассказал
Марцель Лозинский, идею сделать фильм про письма-мечты ему подсказал лично
Анджей Вайда, в киношколе которого он преподает. Мастер подошел к нему с от-рывком из газеты, где шла речь о письмах, в которых люди пишут к Богу. «
Вайда сказал мне, что если я не про сниму это, то он ничего не соображает в кино. Я понял, что надо браться за работу», - поделился
Марцель. Замысел
«Химии» Павлу Лозинскому подсказала жизнь. Его мать заболела раком и попала в больницу.
«Я сразу догадался – это идеальное место для того, что поставить камеру и наблюдать. Ведь это что-то сравни чистилищу: здесь случаются чувственные, божественные и очень важные разговоры. Мне было необходимо это зафиксировать», - сказал он. Режиссера во время работы не интересовали медицинские подробности лечения, больницы в фильмы практически нет. Автора привлекали сами персонажи, их лица и разговоры.
«Мы не снимали картину о том, у кого получится выжить, а кто умрет, - уточнил он. -
Я хотел рассказать о необходимости разговора между людьми в момент страдания». Съемки проводились с согласия пациентов. Многим эта идея даже понравилась, сказал
Павел Лозинский, и через какое-то время люди позабыли о камере и просто беседовали между собой.
«Некоторые больные обрели на съемках друзей. И потом с нетерпением ждали этих встреч», - добавил он.
20 июня на Московском фестивале также представляли фильмы из программы
«Русский след». В нее включены работы иностранных режиссеров, которые в той или иной степени затрагивают российскую тематику. В этот день на вопросы журналистов отвечали культовый финский режиссер
Йорн Доннер, американец
Шон Рамсей и испанский документалист
Карлотта Нельсон. Самый маститый из этого трио
Йорн Доннер (он, в частности, продюсировал последний фильм
Ингмара Бергмана «Фанни и Александр») на
32 ММКФ показывает свою последнюю ленту
«Допрос» (Kuulustelu) о русской шпионке во время Второй мировой войны. На пресс-конференции маэстро был немногословен.
«Я люблю камерные психологические драмы, а не блокбастеры с масштабными батальными сценами», - вот практически и все, что поведал режиссер.
Шон Рамсей, который снял фильм про «олигарха, обворовавшего Россию»
«День победы» (Victory Day), на-против был весьма разговорчив. Выяснилось, что он десять лет был журналистом Reuters и лично наблюдал за процессами, которые происходили в 90-е годы в нашей стране. Это его сильно задело, именно поэтому Шон выбрал для своей киноработы такую тему.
«Главный герой моего фильма искренне любит Россию и хочет добиться правды, найти этого бизнесмена. И поэтому он, безусловно, наивен. Я себя с ним ассоциирую. Мне многое нравится в сегодняшней России. Думаю, ваша страна находится в отличном состоянии и обладает огромным потенциалом для развития», - пояснил он. Режиссер-документалист
Карлотта Нельсон призналась в любви к российской культуре. Еще в юности она изучала русскую литературу и посещала Москву. А свой фильм
«На якоре», премьера которого проходит в рамках фестиваля, она посвятила российским морякам, которые оказались в тяжелых социальных условиях. Как и ее коллега Рамсей, Карлотта до кино работала журналистом, потому ее так волнуют социальные вопросы.
32 ММКФ. День пятый.
Из Основного конкурса в понедельник демонстрировали немецкий фильм
«Берлин, Боксхагенер платц» (Boxhagener Platz) о жизни в Восточном Берлине в шестидесятые годы прошлого столетия.
Презентовать картину в Москву приехали режиссер
Матти Гешоннек, исполнительница одной из главных ролей
Гурдун Риттер, а также продюсеры
Стелиос Зианнис и
Якоб Клауссен. «Берлин, Боксхагенер платц» снят по мотивам романа
Торстена Шульца, который стал и автором сценария ленты. Актриса
Гурдун Риттер рассказала о том, что книга Шульца ее сразу очень привлекла. Поэтому она и решила сняться в этом фильме.
Режиссер признался, что его интересовала в фильме тема живых мертвецов, а конкретно - личная трагедия персонажа, который не может сочетать свои идеалистические коммунистические взгляды с ужасающей социалистической реальностью.
«Коммунист Карл — истинный коммунист в душе, а не член Социалистической партии. Всю жизнь он вынужден расплачиваться за свои идеалы», - уточнил
Матти Гешоннек. Прокат фильма с успехом прошел в Германии, рассказали продюсеры. Правда, работа, посвященная немецкой столице, в результате, и пришлась по душе, в основном, берлинцам. 70 процентов всех зрителей
«Берлин, Боксхагенер платц» - столичные жители.
Также автор поведал о своих впечатлениях от Москвы, последний раз здесь он был 20 лет назад.
«Всё очень сильно изменилось с тех пор. Пробуждение жизни в Москве меня поразило. Мы с продюсерами побывали утром на Киевском вокзале и увидели там маленькую церквушку. Ведь раньше такого и представить было невозможно. Перемены к лучшему», - восторгался режиссер.
Матти Гешоннек приехал в российскую столицу не только для участия в ММКФ. Выяснилось, что cын известного восточногерманского актера
Эрвина Гешоннека, скончавшегося в позапрошлом году в возрасте 102 лет, учился в Москве, во ВГИКе в 1970-х годах.
«Я ведь сдал во ВГИКе госэкзамены, но диплома так и не получил. Научный коммунизм и всё такое сдал. Но диплом мне не дали защитить, потому что в 1978 году я уехал в ФРГ. Вот планирую его все-таки получить сейчас», - улыбаясь, поведал он.
Понедельник стал днем шведского кино на
ММКФ. 21 июня в расписании значились сразу два фильма из этой скандинавской страны. Один из них – работа Отмана Карима
«Дорогая Элис» («För kärleken»), которая участвует в Основном конкурсе фестиваля.
На презентацию в «Художественный» приехали продюсер
Марлин Холмберг-Карим и актер
Ульф Брунберг. Звезда мирового экрана
Дэнни Гловер, исполнивший роль Френсиса в «Дорогой Элис», не смог прилететь в Москву.
«Это не так важно, - сказал Отман Карим, -
главное, что нам удалось заполучить его на съемочную площадку. Я вырос на фильмах Гловера. Для меня Дэнни был недостижимой звездой. О том, чтобы снять его в своем фильме, я и мечтать не мог. Спасибо продюсерам».
Действие картины происходит в Уганде. Это родина Карима, в Швецию он переехал, когда ему было 5 лет.
«Однако все, о чем сказано в «Дорогой Элис» касается прежде всего шведского общества, - считает актер Ульф Брунберг. -
Социальные разрывы, которые мы видим на экране, могут стать актуальными и для Москвы в ближайшее время». В своей картине Отман Карим «убивает» двух человек. Один из них законченный алкаш. Он упустил свой шанс стать лучше, и теперь расплачивается за грехи. А вот второй – невинный человек. «Почему смерть приходит за ним, я не могу вам сказать. Каждый объясняет сам. Это одна из задач моего фильма», - подытожил режиссер.
Шведскую тему на ММКФ продолжил
Эмиль Юнсвик. Премьера его детища прошла на экране
«Перспектив». На русском языке картина называется
«Раз, два, три, четыре... семь», но в оригинале звучит как «7X – LIKA BARN LEKA» (
«7 иксов- это наши дети» - в переводе со шведского).
«Акцент нужно делать на слове «наши»», - заявил
Юнсвик. По словам режиссера, события, а точнее, отношения, отраженные в ленте, есть неотъемлемая часть современного шведского общества. Несмотря на то, что Швеция – страна с хорошей репутацией, социальные боли не чужды и ей. Как и повсюду, молодежь в маленьких пригородах не знает, чем заняться в свободное время. И подростки чудят в поисках приключений. По словам исполнителя одной из главных ролей
Тома Юнгмана, единственное, что может спасти в этой ситуации – увлечение.
«Я бы тоже мог попасть в беду, если б не увлекся музыкой», - признался актер. Драматические события на экране касаются всех, но самых громких отзывов создатели ждут от жителей своей страны.
«Вызовет ли резонанс в обществе наша премьера?! – Безусловно! Думаю, «7 Х..» породит массу дискуссий и спровоцирует разговоры как между родителями, так и между детьми», - закончил
Юнсвик.
32 ММКФ. День шестой.
В этом году в Основной конкурс Московского кинофестиваля включен всего один российский фильм –
«Воробей».
На пресс-конференцию съемочная группа прибыла практически в полном составе – режиссер и сценарист
Юрий Шиллер, исполнитель главной роли мальчика Воробья
Денис Бабушкин, генеральный продюсер
Александр Гундоров, продюсеры
Алексей Малечкин и
Сергей Линников, оператор
Олег Мартынов, актриса
Кристина Бабушкина и актеры
Сергей Угрюмов и Сергей Реусенко.
Юрий Шиллер известен как документалист, но в этот раз снял художественный фильм. «
Мне часто многие говорили, что мои картины не похожи на документальные, как будто я что-то специально придумываю. Ну вот я и решил снять игровой фильм», - рассказал
Шиллер. Но даже в художественной работе режиссер не смог отказаться от реальности. Случай с табуном Юрий почерпнул из жизни, ведь такое в Сибири, где он часто живет и работает,
«случается регулярно». Придумывать пришлось лишь эпизод с мальчиком, который встал на защиту лошадей.
«Но и это вполне реально может произойти. Я много знаю таких отважных мальчуганов», - сказал автор. Также в
«Воробье» сыграли самих себя несколько простых деревенских жителей, а на площадке часто импровизировали. Особенно много экспромта было от мальчика, признался
Шиллер.
«Я часто говорил от себя, а не по сценарию. Менял только тему, исходя из задачи», - подхватил Денис.
Исполнителя главной роли Воробья
Юрий Шиллер искал очень долго. В результате нашел в Перми. Мальчик привлек режиссера своей начитанностью и умением размышлять. А сам
Денис Бабушкин вызвал восторженные эмоции публики, когда сказал, что, при случае, как и его герой, встал бы на защиту табуна.
Режиссер также поблагодарил за работу оператора
Олега Мартынова, без которого, по его мнению, фильм бы не состоялся. И пофилософствовал: «В России сегодня происходят грустные и сложные процессы. Но все-таки добра больше, чем зла. Работяг больше, чем алкоголиков. У простых деревенских жителей душа есть, они не только куском хлеба живут. У них есть интерес к жизни. Я знаю, что говорю, я с ними общаюсь». А под конец
Юрий Шиллер признался, что горожанином себя не ощущает и хочет побыстрее уехать из Москвы в Новосибирск на природу, в лес.
Из Основного конкурса во вторник также представили венгерскую ленту
«Последний донос на Анну» (Utolsó jelentés Annáról).
Режиссер
Марта Мессарош привезла картину лично. Вместе с ней на вопросы журналистов отвечала актриса
Энике Эсеньи, исполнившая роль
Анны Кетли.
Героиня
Эссеньи - дама преклонного возраста. Актриса значительно моложе ее.
«Чтобы сыграть эту роль я ходила в дом престарелых. Пыталась пожить их жизнью. Кроме того, я прочла тонны материалов об Анне, о восстании 1956 года, в котором она участвовала, и после которого ей пришлось покинуть страну», - рассказала актриса.
Марта Мессарош задумывала фильм как автобиографию Кетли. Но на это никто не хотел давать денег. Потенциальные инвесторы сочли сюжет неинтересным. Однако Марта добилась своего. Лента вышла на экраны. По словам режиссера, премьера в Венгрии вызвала много разговоров. Зрители разделились на два лагеря. Одни кричали, что в фильме нет ни слова правды. Другим сценарий показался достоверным.
«Венгрия - маленькая страна. Люди, которые были парламентариями 20 лет назад, и сейчас остаются ими. Ну или их сменили внуки. Так что ничего удивительного в этой реакции нет», - считает режиссер.
Утро началось с еще одной восточноевропейской картины, на этот раз из программы
«Гала-премьеры». В «Художественном» презентовали болгарский фильм
«Миссия Лондон» (Mission London).
Славяне привезли в Москву очень смешное кино, которое задало тон
ММКФ на весь день. На встрече с журналистами комедию представляли режиссер
Димитыр Митовски и продюсер
Иван Дойков.
«Миссия Лондон» высмеивает болгарский менталитет.
«В центре внимания ленты - все недостатки, свойственные нашему народу», - призналась режиссер. На родине комедию приняли на ура. Оказалось, болгарские чиновники бывают не прочь посмеяться над собой. По словам
Димитыра Митовски, после премьеры в Софии, члены Министерства Культуры Болгарии стали массово скупать билеты.
«Болгарам свойственна самоирония. Конечно, я рассчитывал на такую реакцию, ведь главная задача этой картины - показать соотечественникам, как они себя ведут,чтобы больше так никто не поступал», - сказал режиссер.
В следующем году, возможно, и нам доведется посмеяться над собой. По словам
Митовски, сценаристы уже работают над продолжением картины. Новый фильм, возможно, будет называться
«Миссия Москва». Здесь уже речь пойдет об отношениях болгар с россиянами и жителями других постсоветских республик.
А под конец дня «Художественный» посетила мировая знаменитость - израильский режиссер
Самуэль Маоз, обладатель «Золотого льва» последнего Венецианского кинофестиваля за фильм
«Ливан» (Levanon).
Эта картина повествует о первой ливанской войне Израиля 1982 года глазами танкистов, которые выполняют приказы командования. Фильм прошел с триумфом в Венеции, во вторник его смогли оценить зрители
ММКФ в рамках программы
«8 ½ фильмов» Петра Шепотинника.
«Ливан» - очень личный фильм для
Маоза. Ведь во время той войны будущий режиссер служил в танковых войсках. В картине есть даже его прототип – герой по имени Шмулик, наводчик. Оказалось, что Шмулик – это сокращение от Самуэль.
«Показать эту историю было для меня внутренней потребностью. Я хотел снять с души тяжелый груз и рассказать людям всю правду о том, что такое война», - объяснил режиссер.
Но есть и другие причины, побудившие Самуэля взяться за этот фильм. Люди его возраста, так называемое «ливанское поколение», предпочитают не говорить на тему на войны, они как будто ее забыли. Поэтому о первой ливанской мало, что знают. Когда случилась вторая ливанская война в 2006 году, Маоз окончательно понял, что пора браться за работу.
«Оказалось, что из-за замалчивания фактов о той войне, наши дети опять столкнулись с той же проблемой сегодня. А все из-за того, что молчали тогда. Я решил, что если сниму правдивый рассказ о войне, то, может, спасу хотя бы несколько жизней», - поделился создатель.
«Ливан» снимали 33 дня, из которых десять ушли на батальные сцены и натуру. Все остальное время работали в павильоне, где были выстроены декорации танка, в котором происходит действие. Фильм
Маоза оказался малобюджетным проектом, без использования спецэффектов. В нем все по-настоящему, даже летящие снаряды.
«Однако сложности на площадке, в первую очередь, возникали не с техникой, а с подготовкой актеров. Нам тяжело далось, чтобы они были в кадре в нужной эмоции», - поделился израильтянин.
Самуэль Маоз поведал и о творческих планах. Теперь он хочет снять черную комедию, думает, что «заслужил это».
32 ММКФ. День седьмой.
«Розочка» (Rózyczka) – еще одна картина из Основного конкурса 32 ММКФ. На фестивале она представляет Польшу.
Презентовать фильм в Москву приехали режиссер и соавтор сценария
Ян Кидава-Блоньский, исполнительница главной роли
Магдалена Бочарская, соавтор сценария
Мацей Карпинский, оператор
Петр Войтович и продюсер
Влодзимеж Нидерхаус.
Пан Кидава-Блоньский признался, главное в «
Розочке» - не обвинение СССР. Социализм – это лишь внешние условия, в которых существуют персонажи.
«Меня, в первую очередь, интересовали взаимоотношения между тремя героями, - сказал режиссер. –
Интересно показать, как люди ведут себя в таких сложных условиях. Тоталитарная система позволяет проследить, как поступают персонажи в чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому отношение к СССР – на втором плане в моем фильме». Соавтор сценария
Карпинский добавил, что их фильм выступает скорее против коммунистической системы в целом.
«Тогда все были жертвами этого режима. Коммунизм разрушал жизнь всех, никого не щадил», - сказал он.
Ян Кидава-Блоньский хотел показать, что даже среди сотрудников служб безопасности были разные люди, не только монстры, но и вполне симпатичные и чувственные девушки, такие как Розочка. Просто жизнь заставили их сотрудничать с органами.
«Я даже не пыталась представить себя на месте моей героини. Не думала, чтобы делала в те времена. Для меня главное – история этих трех людей», - поведала актриса.
Соревнования в Основном Конкурсе продолжила немецкая картина
Йоханеса Набера «Албанец»(Der Albaner).
Режиссер поднял тему нелегальной миграции. Раньше
Йоханес занимался документалистикой. Игровое кино в данном случае - вынужденный ход.
«Для освещения выбранной проблемы потребовалось бы сфабриковать слишком много фактов. Поэтому я выбрал другой жанр», - рассказал режиссер.
По его словам, основной посыл - заставить европейцев задуматься,
«а не запираться в своей благоустроенной жизни». Исполнитель главной роли
Ник Хелилай - албанец. Так что тема ему близка.
«Если б обстоятельства сложились иначе, я мог бы повторить судьбу моего героя», - сказал актер. Друга Арбена в фильме играет русский актер
Иван Шведофф. В немецком кинематографе актер не редко исполняет роли российских иммигрантов.
По словам продюсера
Дритана Хуки, съемки «
Албанца» оплатила преимущественно Германия. Однако, Албания тоже вложила часть средств.
«В этом случае была важна не сумма, а участие, - заявил продюсер, -
поскольку фильм отражает общую проблему наших стран. Нужно было, чтобы обе участвовали в решении вопроса».
Конкурс
«Перспективы» в среду был представлен фильмом
«Любовь и другие демоны» (Del amor y otros demonios). Эта картина сама по себе сенсация. Ведь она из Коста-Рики, страны, редко радующей киноработами. Участие фильма во второй конкурсной программе фестиваля лишний раз подтверждает его латиноамериканский уклон в этом году. Причем отборщики ММКФ на этот раз уделили внимание не только Аргентине и Бразилии, но и менее заметным странам на кинокарте – той же Коста-Рике, Колумбии или Венесуэле, например.
Презентовать
«Любовь и другие демоны» в Москву приехали очаровательные девушки – режиссер
Хильда Идальго и исполнительница главной роли
Элиза Триана.
Картина поставлена по повести знаменитого
Габриэля Гарсиа Маркеса. По признанию Хильды, это не она остановила свое внимание на этой книге, это роман выбрал ее.
«Это произведение стоит особняком среди других книг Маркеса. Оно полностью совпадает с моими интересами. Я прочитала роман, когда училась в киношколе, и уже тогда поняла, что он идеален для экранизации, я сразу все выстроила у себя в голове», - поделилась режиссер. Позже сам легендарный писатель, узнав о замысле, побудил ее к съемкам.
В своем фильме
Хильда Идальго, по собственному признанию, хотела показать любовь, которую не разрушить запретами, конфликт с церковью и властью и отразить проблему отсутствия толерантности, которая актуальна и для сегодняшнего дня.
«Я уважительно отношусь к религии, но скверный образ католической церкви – это неотъемлемая часть ее истории. По мне, свобода связана с освобождениями от предрассудков, от злости и ненависти», - сказала режиссер.
Во время пресс-конференции выяснилось, что
Элиза Триана получила свою роль случайно. Ее мама была директором по кастингу. И когда режиссер увидела девочку на площадке, то сразу захотела попробовать ее на главную роль. Но мать категорически отказалась. Однако Хильда добилась своего, и после проб оказалось, что только Элиза обладает той естественностью и чистотой, которая требовалась, сказала режиссер. В итоге, мама дала согласие на съемки.
В рамках программы «Гала-премьеры» обсуждали картину
Олега Фесенко «Красный лед. Сага о хантах».
Режиссер сейчас снимает новый фильм, так что на вопросы журналистов отвечали писатель
Еремей Айпин и актеры
Дарья Мороз, Михаил Евланов и Александр Лымарев.
Сценарий был написан по книге
Айпина «Сага о хантах», что отражено в названии ленты. А сюжет для своего романа писатель взял из жизни. По его словам, история, которую он описывает, рассказал ему родственник-шаман. А дополняют художественное произведение рассекреченные документы ФСБ. «
Когда эти материалы стали доступны публике, я к сожалению, уже закончил роман. Так что прикрепил к нему приложение из 15 документов», - рассказал писатель. Позже, когда
Олег Фесенко решил снять фильм по этой истории, это очень пригодилось. Актерам в первую очередь. Съемки в «Саге» принесли не только новый профессиональный опыт.
«В процессе работы над материалом, я сильно расширил свой кругозор»,- поделился
Михаил Евланов. Его дуэт с
Дарьей Мороз зритель видит не в первый раз. Однако лента
«Живи и помни», в которой они снимались раньше, была более комфортна для Дарьи.
«Героиня, которую я играю здесь, мне не так близка по характеру», - рассказала актриса.
Александру Лымареву съемки понравились:
«Не каждый день удается пострелять из маузера и любить девушку, которая управляет оленями». По словам
Еремея Айпина, пленкой уже заинтересовались фино-угорские страны. Так что после
ММКФ, кино выйдет и на других экранах мира.
обсуждение >>