Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

10 апреля в Москве откроется 32-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». На протяжении пяти дней зрители смогут ознакомиться с лентами начинающих режиссеров, которые задаются важными сегодня вопросами идентичности, семьи и морали. Начинающие кинокритики из Московской школы кино (куратор программы — Всеволод Коршунов) делятся впечатлениями о самых заметных картинах кинофестиваля.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

Давайте исполнять свои мечты!
«Городской глашатай» (реж. Вангелис Пирпилис)

Кадр из фильма Городской глашатай

Как вы представляете городского глашатая? Возможно, на ум приходит средневековая площадь: на помост всходит герольд и, развернув длинный свиток, объявляет официальные известия.

В современном греческом городке тоже есть свой глашатай, профессия только несколько изменилась. Теперь горожане не собираются на площади послушать последние новости — их они узнают из интернета. Анастасиос Тасос Корозис — рекламщик, и его работа — объехать все городские уголки, чтобы жители ни в коем случае не пропустили, например, вечерний фолк-фестиваль. На крыше его маленькой «Тойоты» четыре мегафона, направленных во все стороны света.

Глашатай любезно приглашает нас провести с ним день: отработать смену, заправить машину, записать рекламные сообщения и добавить джинглы — всё серьезно! Но кино не получилось бы таким теплым, если бы у героя не было мечты. Еще в школе он хотел быть артистом, ему нравилось наблюдать за реакцией зрителей: «Как будто они видят нечто особенное». Свою мечту он воплощает — играет в местном театре. Иронична сцена, в которой после работы рекламщик приходит на репетицию, где ему заклеивают рот. Корозис существует вне времени: он мог бы жить два тысячелетия назад и так же работать глашатаем и актером.

Фильм Вангелиса Пирпилиса — тот случай, когда документальное кино ничего не заявляет. Оно просто показывает жизнь — другую, непохожую на твою, но все же в чем-то узнаваемую. Благодаря своей простоте фильм становится проводником в душу героя и дает зрителю иммерсивный кинематографический опыт.
Текст — Анастасия Ширяева


Ломающая реальность
«Цветок дикой хризантемы вложила я в страницы дневника» (реж. Валерия Диаз)

Кадр из фильма Цветок дикой хризантемы вложила я в страницы дневника

Мир хорошо понимает Миранду, потому что она говорит на его языке, а вот Миранда совсем не понимает японский, хотя очень-очень хочет его понять. Поэтому она спорит о тезисах своей диссертации по японской литературе с наставником, берет интервью у могилы автора то ли хокку, то ли манги и посещает русского ворчливого психолога.

Мексиканский короткий метр Валерии Диаз говорит со зрителем на языке цветов, языке метафор, языке импрессионизма, а может быть даже и постимпрессионизма. Чтобы река из картины перестала вытекать в квартиру героини, нужно подарить реке картину с изображением квартиры — разве не очевидно?! Фильм виртуозно жонглирует магическим реализмом и абсурдом, которые все быстрее и хаотичнее сменяют друг друга, мелькая, как солнечные блики на воде. Точно так же стремительно меняет языки коммуникации и главная героиня — она знает, что и на каком языке сказать, к кому обратиться, но, видимо, всё это только начало ее пути и поисков.

Если вам уже двести лет, и вы хотите взобраться на Эверест, конечно, стоит попробовать. А если нет — заведите кота и ждите.
Текст — Маша Малнач


Не забывать свои корни
«Цветы под градом» (реж. Махарши Тухин Кашияп)


Кадр из фильма Цветы над градом

«Никто не хочет быть забытым. Мы все хотим чувствовать, что мы существуем», — одни из первых фраз документального фильма «Цветы под градом» задают тон всему дальнейшему повествованию. Будь то речь о засохших растениях, которые собирает художница и бережно хранит, или об оставленных и разрушенных после боевых действий зданиях, или о детских воспоминаниях автора.

Метафорически-поэтичные кадры таких разных сюжетов, обрывки интервью как с близкими, так и незнакомыми людьми, их истории сливаются в единое полотно размышлений о личной и коллективной травме — потере своих корней.

Несмотря на фрагменты хроникальных съемок, автор не раскрывает подробностей случившегося в этом «месте памяти» — бывшей деревне этнических ассамцев. Словно археолог, зритель как будто слой за слоем счищает с найденных артефактов пыль и бережно, с любовью их разбирает. Точно так же, как это делает художница, находя сухие цветы, погибшие когда-то под градом, или другие разрушенные временем вещи. Каждая из них хранит в себе память места и событий, свою историю боли.
Текст — Анна Миронова


Оставить все позади
«Наши последние дни» (реж. Хосе Толедо)


Кадр из фильма Наши последние дни

Мария только и живет, что работой — бесконечные счета сами себя не оплатят. А младший брат Лео постоянно пропадает в комнате вместе со своим другом Кайо. Они молоды, беспечны, не обременяют себя лишними обязательствами. Единственный вопрос, который их действительно волнует: «Повышать ли ставки?» И на счету в профиле, как по волшебству, сразу появляются деньги. Тогда в чем смысл медленно выгорать на скучной работе, если все так легко разрешается?

Со временем Мария тоже начинает осознавать, что жизнь проходит мимо и необходимы кардинальные перемены. Ведь она молода и красива, а обязательств всегда будет хватать. Да и что может случиться от одной вечерней прогулки с Кайо, который неожиданно дает ей подсказку, как начать все с чистого листа.

Весь фильм будто пропитан атмосферой меланхолии, одиночества и замкнутости. Возможно, это взгляд самой героини, которая просто устала от рутинной повседневности, где каждый шаг предрешен обстоятельствами и нет никого, кто смог бы хоть немного разделить груз ответственности. Но у каждого есть выбор, как закончить эти последние дни, которые тебе не принадлежат, и отправиться на поиски новых.
Текст — Кристина Абрамян


РОССИЙСКИЙ КОНКУРС

Дело в десерте?
«Торт» (реж. Адриана Денкова)


Кадр из фильма Торт

Идиллическая семейная сцена: она хотела торт больше всего на свете, он его подарил. Но почему его торт причиняет боль, и почему он не в силах понять, какой торт был нужен ей?

Формат кадра один к одному — то ли открытка, то ли подарочная коробочка — создает узкую рамку, в которой тесно героям. И даже в таком маленьком пространстве они — незнакомцы. Выстраивая сказочную жизнь, они забыли узнать друг у друга, что в это понятие вкладывает партнер. Статичные кадры, гротескная игра актеров — в абсурдистской манере Адриана Денкова говорит о бытовых вещах.

Не заявляя ничего напрямую, фильм создает варианты трактовок и раскрывается только в союзе со зрителем, который увидит в нем отражение своего опыта.
В самом общем смысле он про необходимость разговаривать, доносить и объяснять свои мысли. Тогда не придется идти на неприятный компромисс, а в худшем случае, жертвы. Даже «торт» можно трактовать по-разному. Какой он должен быть — бисквитный, муссовый или кремовый? У каждого свой ответ, и каждый будет прав.
Текст — Анастасия Ширяева


Добро пожаловать, или Жители всех планет, объединяйтесь!
«Эне» (реж. Кирилл Верхозин, Асель Багаутдинова)


Кадр из фильма Эне

Короткометражная картина «Эне» Кирилла Верхозина и Асели Багаутдиновой погружает нас в воспоминания о детском лагере. Когда в одном очень живописном месте, с деревянными постройками и вкуснейшим запахом печеных пирожков из столовой, собираются дети всевозможных возрастов и характеров. Они как будто с разных планет. Развлечений масса: игры в индейцев, конкурс талантов, и, конечно же, детская дискотека. Пока родителей нет, можно почудить, а заодно попрактиковать свой инопланетянский.

Для тех, кто первый раз: в гараже живет сам Нептун, праздник которого обязательно состоится в любую погоду в конце смены. С ним можно поделиться тоской о маме, и тогда он покажет ее через специальный портал — жестяной таз с водой. Только голову туда надо опускать именно с открытыми глазами — они станут большими и всё увидят. Ох уж эти причуды Нептуна!

Авторы фильма тонко передали атмосферу веселых солнечных дней, контрастирующую с прохладным вечером, где на опустевшей веранде в свете электрической лампы с роем комаров появляется первое чувство тоски.
Текст — Елена Еремина


Свет надежды
«Отец» (реж. Михаил Емельянов)


Кадр из фильма Отец

В центре сюжета короткометражного фильма «Отец» — Михаил, бросивший свою семью несколько лет назад. Теперь он решил возобновить общение с бывшей супругой Аллой и уже взрослой дочерью Александрой. Всё вроде бы складывается прекрасно, но неожиданно Михаил обнаруживает у себя неизлечимую болезнь. Чтобы не расстраивать близких, он снова решает уйти.

Кажется, перед режиссером стояла непростая задача: в рамках короткого метража, в студийном закрытом пространстве рассказать о чувствах героев, их сложных взаимоотношениях. К счастью, ограничения зачастую ведут к креативным решениям. Минималистичные театральные декорации с ярким фоном и деталями интерьера помогли автору выразить состояние героев с помощью цвета. Через оттенки кирпично-красного передано все еще жгучее чувство обиды Аллы на бывшего мужа. Малиновое одеяло на синем фоне символизирует противоречивое отношение Саши к отцу. Серые стены больничной палаты намекают на подавленность Михаила — он не верит в собственное выздоровление.

Но цветовая палитра оказывается бессильна, когда дело касается самого яркого чувства — чувства надежды. Тогда автор прибегает к использованию иного символа — свечи. И вот маленький огонек становится знаком того, что так важно каждому из нас: тепла, любви и поддержки близких.
Текст: Елена Еремина


Одетые и грустные
«Дай посмотреть!» (реж. Максим Кулаев)


Кадр из фильма Дай посмотреть!

Кажется, в 25-минутном фильме «Дай посмотреть!» Максима Кулаева сбывается мечта примерно каждого шестнадцатилетнего подростка: в руки героям попадают чудо-полароиды, на которых сфотографированные люди загадочным образом лишаются одежды. Первые мысли очевидны — и вот уже у ребят готово расписание владения мегадевайсом. Но из троих парней лишь двое по-настоящему заинтересованы в использовании этой пленки. Сыгранный же Владимиром Кудрявцевым Стас задумывается об этичности прецедента, допустимости без согласия «раздевать» людей и даже пытается объяснить девушке с внезапного свидания, что большинство окружающих мужчин вокруг не воспринимают ее иначе, кроме как объект похоти.

История, рассказанная как подростковая кринж-комедия, глубоко берет за душу и приглашает к размышлениям о глубине взаимоотношений современных молодых людей, об их поспешности и поверхностности. В один миг Стас практически превращается в современного рыцаря, защищающего честь дамы сердца. Да вот только и рыцари, и леди поизмельчали ныне. Нужен ли вообще такой леди защитник? Может быть, вместо этих полароидов Стасу и многим другим пригодилась бы волшебная пленка Валентина Самарина, обнажающая не человеческие тела, но человеческие души?
Текст — Серафим Снегирёв


A Real Hero
«Остановка» (реж. Федор Миненок)


Кадр из фильма Остановка

Федор Миненок в «Остановке» невольно продолжает тему современного рыцарства. Главному герою, айтишнику с постером «Майора Грома» на стене и чебупелями на столе, судьба посылает дар — пьяную девушку на автобусной остановке под окнами. Большинство людей не обратило бы внимания на нее, быть может, лишь задернуло шторы. Но Антон берет плед, спускается, укрывает девушку, а затем пытается по ее телефону дозвониться-дописаться до родных и близких. Более того, он сам берется подвезти ее, арендовав машину. Пустые ночные улицы, беззащитная девушка, безмолвный водитель — практически гослинговский real human being. Да и без конфликта, кончающегося серьезным мордобитием, не обходится.

И снова поднимается вопрос: «А нужно ли незнакомому джентльмену вставать на защиту леди с сомнительной репутацией?» Тем более что решать вопросы приходится с человеком, записанным в ее телефонном справочнике как «Любимый»? Здесь ответ на сто процентов утвердительный и однозначный, как рукопожатие полковника. Главное при этом — все-таки успеть закрыть рабочие дедлайны.
Текст — Серафим Снегирёв


Когда тени обретают голос
«Призрак» (реж. Тимур Джураев)


Кадр из фильма Призрак

Часто ли вы лежите в постели и прокручиваете в голове свои неудачи? Ситуация рядовая. Однако представьте, что при этом вы еще прикованы к кровати, и, кроме сожалений, в вашей жизни ничего не осталось. Именно такое чувство оцепенения и беспомощности гложет главного героя фильма Тимура Джураева «Призрак» — немощного, разбитого параличом старика.

Начальные кадры ленты согреют душу синефилу, погрузив его в узнаваемый мир «Зеркала» Тарковского, с такими родными пленочными деревенскими пейзажами. Здесь отражаются детские воспоминания героя об отце, пытающемся научить его кататься на велосипеде, и матери, с улыбкой ожидающей сына с прогулки. Горькая ирония заключается в том, что кататься на велосипеде мальчик так и не научился, и это маленькое, но символичное поражение преследует его всю жизнь.
Теплые, неторопливые сцены детства идут вразрез с нынешним положением персонажа. Старик изнурен болезнью и раздражителен, рассвет его совсем не радует. Мысли путаются, он не понимает, где находится. Резкие монтажные переходы вызывают тревогу, а включенный в комнате телевизор затягивает зрителя в гипнотический водоворот телевизионных передач.

В драматическое, казалось бы, полотно постепенно вплетается нить хоррора. Тени, материализовавшиеся словно из сонного паралича, начинают преследовать старика, проговаривая его потаенные страхи и сомнения. Они настойчиво нашептывают ему, что жизнь прожита впустую, он ничего не достиг и уже никогда не достигнет. Эти призрачные сущности внушают ему, что смерть — единственный выход из кошмара.

Смерть предстает не как трагедия, а как долгожданное избавление от мучений. В кровати остается лежать лишь безжизненная оболочка, которую буднично убирают медработники, в то время как душа освобождается. И мы видим мальчика, наконец преодолевающего свой давний страх.
Текст — Владислав Плетеневский


Отцы, дети и магнитола
«Новенький» (реж. Никита Тиманьков)


Кадр из фильма Новенький

После смерти матери мальчик с папой переезжают в незнакомый район. Местная шпана начинает шантажировать подростка, требуя выкрасть отцовскую магнитолу. Когда происходит действие, неясно. Гопники, да и сама завязка — словно из 90-х, магнитола — вещь прямиком из нулевых, а из старенького айфона играет вполне современный рэп. Все это делает происходящее вневременным и передает дух застывшей темпоральности, такой привычной для региональной городской окраины.

В жилище героев тоже все застыло, будто в ожидании. Зрителю пока неизвестно, куда пропала мама, но режиссер вскоре даст подсказку. В противовес шумной улице в помещении господствует тишина, нарушаемая лишь стуком ложки о тарелку. Недавняя утрата незримо присутствует повсюду. Она же и разделяет родителя и ребенка. Удрученный горем мужчина не способен делиться чувствами и не желает вникать в трудности своего отпрыска.

Картина при всей своей лаконичности предлагает поразмышлять о сложности семейных отношений, способах проявления мужской заботы и защиты, а также о том, как травматический опыт потери не только разъединяет, но и сближает людей.
Текст — Владислав Плетеневский


«Давайте оставаться стойкими, давайте оставаться честными»
«Гипноз» (реж. Глеб Прохоров)


Кадр из фильма Гипноз

Фильм Глеба Прохорова с первых минут погружает зрителя в гипноз: спокойный, монотонный голос призывает «расслабиться и отправиться в любую точку пространства». Но сам главный герой — врач-гипнотерапевт Владимир Бажанов — разрешить себе «отправиться в любую точку» не может. Вся его жизнь — несвобода, хоть и добровольная: дома — жена, которая командует им и дочерью, на работе — начальник, решающий за него, кого и когда он примет и насколько «ласковым» этот прием должен быть. Только пробежки по дороге с говорящим названием «Улица Свободы» немного разбавляют серую рутину его будней. Атмосфера фильма тоже близка к сновидческой, гипнотической. Замедленные, чуть размытые и прерывистые кадры словно подчеркивают усталость героя от жизни и смирение с нею, подчинение обстоятельствам.

Шанс изменить ход этих обстоятельств выпадает, когда к герою с подачи начальства обращается некая статусная дама, которая якобы хочет помочь своему мужу вылечиться от алкоголизма. В качестве благодарности она предлагает услугу — «поступить» дочку доктора в медицинский вуз. Но ставки оказываются выше: по факту это взятка за ложное заключение.

Что выберет герой? Поступиться своими принципами или вступить в нечестную игру? Фильм заканчивается строками лирической песни, призывающей оставаться стойкими и честными. Владимир Бажанов снова на пробежке, снова направляется привычным маршрутом…
Текст — Анна Миронова

обсуждение >>

№ 4
Тульский парень   11.04.2025 - 20:38
Наснимали ребятишки бреда. Пусть сами и смотрят. Хотя цель была проявить себя, а не порадовать зрителей. читать далее>>
№ 3
Angelika77   11.04.2025 - 19:34
... да даже не каждая молодёжь поймёт такие работы, не то что общая масса публики. читать далее>>
№ 2
Киноман1985   10.04.2025 - 21:13
молодежь у нас снимает почти всегда социальные драмы. как правило завернутые, что поразить критиков. кино не для людей. читать далее>>
№ 1
ДаринаКароль   10.04.2025 - 19:28
Чёт по кадрам к фильмам смотрю, что качество съёмки не ахти. Что могли наснимать «молодые таланты» смотреть не хочется, если даже великих режиссёров не всегда принимаешь. читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
драма, мелодрама
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
биография, военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм, приключения
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен