Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

С 3 по 7 июля в Вологде и Череповце проходил 11-й Фестиваль молодого кино VOICES, по традиции собравший обширную международную программу. В фестивальном расписании нашлось место как недавним хитам европейских и российских смотров, так и непотопляемой классике: Дзиге Вертову, Евгению Бауэру, живой легенде испанской кинематографии Виктору Эрисе. Минувший VOICES негласно посвящен утопическим сюжетам: в каждой ленте можно отыскать размышление об идеальном обществе, которое очень хочется, но вряд ли получится построить.

Хорошо там, где нас нет: Утопии 11-го фестиваля VOICES

Одиночки-фантазеры необучаемы: в любой непонятной ситуации выстраивают воздушные замки, в которых можно с комфортом переждать реальность. Главная героиня «Черного чая» — фильма открытия фестиваля VOICES, приехавшего в вологодский кинотеатр «Ленком» с Берлинале, — выдумывает личную «китайскую мечту». Сбежав из-под венца в Кот-д'Ивуаре, Айя (Нина Мело) перебирается на постоянное место жительства в Гуанчжоу — город тысячи огней и культур. На китайском базаре, где покупается всё, от одноразовых пластиковых вентиляторов до чемоданом и змеиных хвостов, девушка устраивается работать в чайную лавку респектабельного продавца Цая (Чжан Хань). Общий интерес к пуэрам оказывается отправной точкой для тихой любви, но оба не решаются сделать первый шаг, предпочитая копошение в воспоминаниях. На помощь спешит, должно быть, само провидение: в китайском новом Вавилоне, что в «Шантараме», есть место чуду. По крайней мере, его неочевидной вариации.

Читать Человек с машиной времени: о «Годовщине революции» Дзиги Вертова
«Черный чай» трудно назвать потенциально зрительским фильмом: два часа красивых и неспешных переливаний из пустого в порожнее скрашивают не герои, а городской пейзаж. Гуанчжоу в ленте — отдельный персонаж, причем сказочный. Эдакая Тортуга, где всегда найдется место тем, кто не смог закрепиться в обыденной жизни и отправился на другой конец света в поисках лучшей доли. Абдеррахман Сиссако хоть и режиссер «французского следа» в Африке, но его умение говорить о городах все-таки ковалось не в Париже, а в московском ВГИКе: в восьмидесятых создатель «Черного чая» обучался искусству кинематографии у Марлена Хуциева. Его меланхоличное отношение к человеческой чувственности, развернувшееся в декорациях большого, добродушного мегаполиса, чувствуется очень сильно. Так и ждешь, что кто-нибудь из обитателей мультикультурного Гуанчжоу продекламирует в камеру: «Ну как не запеть в молодежной стране».

Кадр из фильма Черный чай

Такое замечательное место для любовной истории — этот нарисованный Гуанчжоу, окруженный живописными чайными плантациями. В отличие от реального, в нем нет ни трущоб, ни задыхающихся от смога людей. И даже китайского бытового национализма, прославленного в схемах и мемах, не замечено — мавританское кино предпочитает не фиксировать реалии, а выдумывать уютную Воображляндию. Для фестиваля VOICES подобное строительство утопий в этом году оказалось основным приемом. Что не доделали Сиссако и Дзига Вертов — у него в «Человеке с киноаппаратом» тоже ведь создан некий абстрактный идеальный город, сумма Москвы, Одессы и Киева — довершат участники конкурсной программы. В ней куда не глянь, отыщется свой остросоциальный проект.

Читать Прекрасное далекое: рецензия на фильм «Пришелец»
Главный фильм смотра — «Пришелец» Ивана Соснина, посконный русский сай-фай, в котором смыслы превалируют над размахом. Блаженный мужичок Леха (Максим Стоянов) живет в глухом уральском селе, никого не трогает, собирает подножный мусор и строит из него циклопическую антенну для связи с внеземными цивилизациями. Пьет рецептурные таблетки, но продолжает рисовать круги на полях, надеясь, что кто-то откликнется на его призывы. Как и в «Небесах обетованных», униженных и оскорбленных (а достается Лехе от местных регулярно) ждет открытие галактического масштаба: внеземная цивилизация действительно существует. И она, устав выслушивать от землянина бессмысленный радиошум, является на планету в образе девочки-телепатки Яны (Алена Мирошникова). Задача инопланетянина — оценить условия жизни на Земле: не обижают ли тут Леху, готовы ли признавать за своего, несмотря на неустойчивый разум и справку из желтого дома? Ответ «Пришельца» оказывается почти что библейским: конечно, не готовы, и лучшим местом для юродивого станет космический рай — место, где, наверное, вообще не нужно умирать. Вероятно, он настолько прекрасен, что вовсе не познаваем человеческим разумом: потому его и не рискнули показать.

Фото со съемок фильма Пришелец

Аналогичное пространство бесконечного счастья формируется в другом важном фильме из программы VOICES — «Королевстве» Татьяны Рахмановой. Здесь, конечно, обходится без пришельцев, хотя в некотором смысле детские дома тоже можно назвать другой планетой. Компания выпускников приюта решает напоследок оторваться: снимает роскошный коттедж в пригороде Петербурга, потратив все выделенные им социальные пособия. Последний день детства — тот, когда еще есть юное стремление объесться сгущенки, но уже и алкоголь не чужд, — заканчивается слишком быстро. Утром, спугнув прибывшую на место тусовки риэлторшу, дети уже отлично знают, что никуда отсюда не уйдут. За забором их личного Королевства, рая для отверженных, царит неизвестность, с которой бывшим детдомовцам вряд ли справиться.

Читать Твой дом — моя крепость: рецензия на фильм «Королевство»
А здесь всё знакомо: друзья и лакомства, дозволенное хулиганство. Опять же, нет тихого часа. Представления об идеале для героев Рахмановой не имеют ничего общего с абстракциями. Напротив, это хорошо знакомый подросткам детский дом, из которого изгнаны требовательные воспитатели. Исход царевнам и королевичам этого непризнанного государства тоже ясен: выдуманный мир конечен — причем тянутся парадизу не более суток, — и всё же они с радостью избирают его взамен обыденности за порогом. «Живи быстро, умри молодым» — иначе остаток лет будешь жалеть, что не воспользовался шансом обрести свободу. Ну или хотя бы ненадолго к ней прикоснуться.

Кадр из фильма Королевство

Детки «Королевства» строят пещерный коммунизм. Герои Сирила Шейблина, напротив, ищут идеал человеческих взаимоотношений в техническом прогрессе. «Маятник» оказался единственным фильмом, который забавным образом обрел синергию не только с другими показами, но даже с партнерскими роликами, предваряющими каждый сеанс. Корпоративный клип ПАО «Северсталь» об авангарде металлопроката — с аллюзиями на картины супрематистов, лучистов, кубистов — закручивается в одну спираль с идеями просвещенного анархизма, которые Петр Кропоткин (Алексей Евстратов) тайно провозит в благополучную Швейцарию XIX века. Ключевым символом местной утопии становится балансирная пружина — маленькая деталь механических часов, призванная регулировать скорость движения стрелок и, как следствие, само движение времени. В семидесятых годах позапрошлого века швейцарское время относительно: вся страна живет не по единому эталону, а как придется.

Читать «Надо снимать фильмы о любви» — лекарство Романа Михайлова от расплавления мира
Свой часовой пояс у людей, свой — у железной дороги, завода и ратуши. Затяжными кадрами работающих механизмов, швейцарскими пасторалями и тихими разговорами (в основном — тоже «пейзажными», не несущими в себе большой сюжетной ценности) Шейблин рисует камерное пространство, в котором Кропоткин рассчитывает установить идеи анархизма в социум. Его утопия — общественный договор, по которому люди способны решить все вопросы без участия власти. Но как этот прожект может работать в мире, где даже часы сверить не в состоянии? «Маятник», к его чести, не пытается всерьез конструировать утопию — как делали очень похожие на него советские производственные фильмы («Встречный», «Комсомольск»). Скорее, Шейблин разыскивает форму, в которой часы общества и каждого отдельно взятого человека могли бы достигнуть синхронизации. Чужая душа — потемки, и найти общий знаменатель для десятков-сотен-тысяч людей представляется невыполнимой миссией. Может, поэтому история так и не увидела анархистского проекта, удивившего мир своей эффективностью. Или хотя бы долгосрочностью.

Кадр из фильма Маятник

Вот и получается, что идеальное общество невозможно построить — его можно только осмеять, указав на ложное благополучие. Российская фестивальная драма «Угол наклона» работает именно в этом направлении, лишний раз напоминая, что чудо «собянинской Москвы» имеет темную сторону. Филиппинская домработница Эля (Марисель Темпло) бродит по российской столице, чей блеск с лихвой компенсируется пустотой содержания. Опустевшие музейные выставки и лощеные концептуальные театры, идеально чистые (по всему выходит — нежилые) квартиры... Хваленые московские парки становятся не местом рекреации, а объектом тотального контроля: даже трава растет по линейке. В городе, будто созданном не для жизни, все несчастны: Эля скучает по родному дому и мучается психосоматическими болями в руке, воспитываемый ей мальчик Захар растет в золотой клетке и уже проявляет первые симптомы ментальных травм, а мама Захара — большая актриса «Электротеатра Станиславский» — с головой ушла в работу, превратившись в человека-функцию. Коммунальный рай опасен для души — об этом режиссеры «Угла наклона» Анна Далингер и Станислав Фомичев кричат каждым кадром. Хотя в российском кино сейчас (не без оснований) всё же принято больше шептать.

Читать «Империя» Брюно Дюмона — сатирические «Звездные войны» из Франции
Если антиутопичные страдания москвичей и заложников столицы кажутся слишком вычурными, то на помощь всегда готов прийти Жан-Батист Дюран, чей дебютный полнометражный фильм «Цепной пес» бесконечно далек от размышлений об урбанистической преисподней. Французские «пацаны» Дог (Антони Бажон) и Миралес (Рафаэль Кенар) не пытаются достичь некого абстрактного «успеха», а просто прожигают жизнь, растворяясь в простых удовольствиях: видеоиграх, тусовках на лавочке и прогулках с собакой. Невеликое, но крепкое провинциальное братство дает трещину с появлением прогрессивной девушки Эльзы (Галатея Беллуджи). Герои встают перед выбором: меняться под напором обстоятельств или же сохранить комфортный быт в неприкосновенности. Оба варианта по-своему хороши, и «Цепной пес» — несмотря на название, очень добрый, смешной и расположенный к зрителю — предоставляет кое-что получше любой утопии: простой человеческий выбор. Идеальные миры (не) были и (не) будут, но, мечтая о них, не стоит забывать о том, что каждый — эксклюзивный пользователь собственной судьбы. Всё же самая крутая фишка человеческого существа — не абстрактное воображение, а конкретная свобода воли.

обсуждение >>

№ 3
Igor D.88   12.07.2024 - 14:35
Раньше себя насиловал пытаясь смотреть авторские фильмы на узкую публику. Время мучений прошло! читать далее>>
№ 2
Киноман1985   11.07.2024 - 18:47
... без бутылки не разберешься. одно кино может вымотать так, что придется заливать не по-детски. читать далее>>
№ 1
Vladislav [XzedX] (Москва)   9.07.2024 - 16:34
Ну... Посмотрим в общем на эти ваши утопии с феста VOICES. читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен