С 19 по 26 апреля состоится 46-й Московский международный кинофестиваль, на котором покажут около 240 фильмов из всех уголков мира. Мы изучили программу и составили рекомендателный список из 13 наиболее интересных лент. В составлении гида принимали участия и студенты второй Школы кинокритики им. Валентина Курбатова (мастерская Жана Просянова), уже начавшей работу в рамках ММКФ.
19 апреля
СОТНИ БОБРОВ, реж. Майк Чеслик, США
Программа: Дикие ночи
Одна из самых оригинальных комедий последних лет — фарс в стилистике немого кино с любопытным саунд-дизайном, элементами анимации и актерами в ростовых костюмах животных. Изобретатель охотничьих ловушек Джин Каяк (соавтор сценария
Райланд Бриксон Коул Тьюс, работавший с Чесликом на столь же безумной картине «
Монстр озера Мичиган») хочет добиться расположения дочери скорняка, поймав как можно больше зверей (их играют люди в костюмах, похожие на аниматоров с детских праздников). Врагами зверолова становятся бобры, строящие плотину неподалеку. Сможет ли Каяк обзавестись внушительным количеством шкурок или попадет с свои же ловушки? Ведь животные представляют собой настоящую армию, способную действовать сплоченно и хитро. Весь фильм состоит из сменяющих друг друга гэгов, казалось бы, страшно глупых, но вместе с тем невероятно заразительных и изобилующих отсылками: и к классическим мульфильмам, и к сложнопостановочной клоунаде
Бастера Китона, и к абсурдизму в духе
Гая Мэддина. Просто праздник какой-то.
Екатерина Визгалова
20 апреля
СНЕЖНЫЙ БАРС, реж. Пема Цеден, Китай
Программа: Путь в тысячу ли
Премьера последнего фильма тибетского режиссера и сценариста
Пемы Цедена, скончавшегося в мае прошлого года, состоялась в рамках внеконкурсной программы 80-го Венецианского кинофестиваля. Следом картину показывали на смотрах в Торонто и Токио, а теперь она добралась и до Москвы. Как и предыдущие работы Цедена, «Снежный барс», снятый на тибетском языке, исследует культуру и быт народа, его особенную связь и отношения с природой. Герои истории, разворачивающейся на высокогорном плато, кочевники – отец и взрослый сын. Они оказываются перед непростым выбором, когда поселение пробирается снежный барс и убивает несколько овец. Сын уверен, что животное надо убить, хотя оно находится под угрозой исчезновения, отец же настаивает, что зверя нужно отпустить на свободу.
Наталия Григорьева
ЛОЛА МАГДАЛИНА. БАБКИ-ПРОСТИТУТКИ, реж. Джоэл Ламанган, Филиппины
Программа: Ешь, пей, люби, мечтай
Абсурдистская трагикомедия с Филиппин, снятая ветераном местной киноиндустрии
Джоэлем Ламанганом — режиссером таких фильмов, как «
Остров желаний» и «
Лунная бабочка». В «Лоле Магдалине», получившей для мирового проката скабрезное пояснение, речь идет о четырех пожилых секс-работницах, которые стоически встречают любые удары судьбы, продолжая поддерживать семью и друг друга. Одна подрабатывает целительницей, другая готова всё спустить на мужской конкурс бикини — не соскучишься. Символично, что фильм о сразу двух стигматизируемых группах (пенсионерах и секс-работницах) начал гастроли по миру тоже с ММКФ — правда, первые две буквы расшифровываются как Метро Манила.
Алексей Филиппов
21 апреля
МАРС ЭКСПРЕСС, реж. Жереми Перен, Франция
Программа: Мультивселенная
Стильный французский сай-фай, показанный год назад на Каннском кинофестивале.
В XXIII веке люди стремятся сбежать с Земли, погрязшей в войнах и отходах, на ставший либертарианским раем Марс, где корпорации заменили государства. Именно там частная сыщица Руби с напарником андроидом ищут студентку-хакершу по заданию состоятельного клиента. Им придется столкнуться с мозговыми фермами, коррумпированными учеными и тайнами, угрожающими изменить облик вселенной. Новейший образчик киберпанка особенно порадует фанатов «Студийной банды», озвучивавшей «
Атаку титанов» и «
Истребителя демонов». Послушать и посмотреть этот мультфильм можно будет не только на фестивале, но и в прокате с 8 мая, куда он выходит — одновременно со всем миром, что сегодня большая редкость.
Александр Постников
22 апреля
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА, реж. Владимир Котт, Россия
Программа: «Русские премьеры»
Режиссер Владимир Котт, семь лет назад получавший на ММКФ приз зрительских симпатий за фильм «
Карп отмороженный», возвращается на фестиваль – теперь уже в конкурс «Русские премьеры». «Мужчина и женщина» – это экранизация семи рассказов, написанных самим Коттом во время пандемии: личный альманах о человеческих отношениях. К
легендарному фильму Клода Лелуша отсылает, конечно, не только название, но и случайные встречи, которые оказываются далеко не случайны. Новеллы хоть и снимались по отдельности, как только у режиссера были время и средства на производство, но тем не менее переплетены между собой. В ролях – сплошь известные артисты: от
Павла Деревянко и
Кирилла Кяро до
Анны Дерябиной и
Ольги Медынич.
Маша Токмашева
23 апреля
21 РУБИН, реж. Чиприан Мега, Румыния
Программа: Основной конкурс
Теперь уже, очевидно, любимец ММКФ – румынский режиссер-священник Чиприан Мега – возвращается на фестиваль с новой работой. Два года назад, также в основном конкурсе, он представлял ленту «
Глас вопиющего в пустыне», где бывший политзаключенный, ставший православным священником, восстает против как коммунистического государства, так и церкви, готовой заложить своих же. В одиночку, через проповеди, он взывает к пробуждению народа в атеистической Румынии. Тогда актер
Костел Каскавал получил Серебряного «Святого Георгия». Новая картина, по заверениям режиссера, будет еще более провокационной, и он счастлив, что Московский кинофестиваль не побоялся взять в её конкурс: в Румынии, мол, «21 рубин» уже якобы частично запретили. На это раз в центре внимания окажется женщина-прокурор, угодившая в политический скандал и получившая шанс продвинуться по карьерной лестнице. Чиприан Мега обещает, что лента обнажит царящее во всем мире политическое лицемерие.
Микки Рурк играет роль госсекретаря США Микки Мандованиса, а еще в фильме снялись сын
Алена Делона Энтони и румынская поп-дива
Лоредана Гроза.
Наталия Григорьева
НЕЛЮБИМКА, реж. Станислав Сорокин, Россия
Программа: Конкурс документального кино
В 2019 году «Любимка» Niletto взорвала чарты, прозвучала в ушах россиян около 40 миллионов раз и принесла автору несколько номинаций музыкальной премии телеканала RU.TV. На молодого артиста свалились деньги, фанаты и головокружительный успех. Но так ли просто удержаться в лучах славы, не опалив крыльев? Легендарная строчка «Я просто трачу себя» стала для артистов пророческой, поэтому уральский рэпер Данил вместе с командой отправляется из столицы на малую родину — в Екатеринбург, где герои обретают себя заново. «Нелюбимка» — первый документальный фильм Свердловской киностудии, попавший на фестиваль. Снял его Станислав Сорокин — друг музыкальной команды, — которому удалось бережно запечатлеть будни и поиски Niletto.
Дарья Соколова
24 апреля
ПРИШЕЛЕЦ, реж. Иван Соснин, Россия
Программа: Основной конкурс
Режиссер самых добрых короткометражек Иван Соснин наконец закончил второй — после пронзительных «
Далеких близких» — большой фильм. В свойственной ему душевно-чудаковатой манере он решил снять свои ламповые «
Секретные материалы», переосмыслив давнюю историю про инопланетянина Алешеньку, породившую уже множество мемов. Действие «Пришельца» развивается в уральской деревушке, где живут самые обычные люди, не считая местного слабослышащего «дурачка» Лехи, рисующего круги на полях и занимающегося поисками нужных радиоволн, чтобы связаться с представителями внеземных цивилизаций. Местные только потешаются над внешне брутальным, но совершенно беззащитным мужчиной, пока тому не удается вдруг наладить практически межгалактический контакт. В главной роли –
Максим Стоянов, прошлым летом получивший приз фестиваля «Пилот» за работу в детективном сериале «
Черное солнце».
Маша Токмашева
ЛГУНЬЯ, реж. Юлия Трофимова, Россия
Программа: Конкурс «Русские премьеры»
Режиссер и сценарист Юлия Трофимова участвовала в Берлинале с драмой «
Страна Саша», а для российских платформ сняла сразу несколько экстравагантных сериалов: «
Инсталайф», «
Госпожа» и «
Я «любила» мужа». В новой работе она продолжает исследовать грань между комедией и трагедией, которые тут друг от друга не отделить из-за запутанного клубка лжи. Скучающая Ева (
Елизавета Ищенко) устраивается работать в кафе-мороженое, куда однажды заходит позабытый эстрадный певец Александр Воронов, решивший отыграться на молоденькой официантке за неудачи в жизни. На шум скандала сбегается толпа, решившая, что мужчина пытался изнасиловать девушку, а Ева не собирается перечить мнению зевак.
Маша Токмашева
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕРТОВА, реж. Николай Изволов, Россия
Программа: Специальные показы
Дзига Вертов – одна из самых влиятельных фигур мирового кино и искусства в целом. Как и авангардисты-живописцы 1920-х, он стремился к поиску нового изображения реальности и мечтал изобрести кинематографическую речь, то есть превратить поток визуальных изображений в набор осмысленных знаков. Вертов много путешествовал по стране, снимал, выступал, вдохновлял других кинодеятелей, оставил большое количество кинохроники. Киножурналы и фильмы, имевшие большую популярность в свое время, попали в архив уже порядком истрепанными. Кроме того, несколько картин пропали совсем. Их восстановлением и поиском много лет занимается историк кино Николай Изволов. Ему мы обязаны, в частности, сызнова собранными по крупицам фильмами «
Годовщина революции» и «
История Гражданской войны», а теперь и дополненной и исправленной версией мирового шедевра «
Человек с киноаппаратом». На ММКФ в этом году Изволов и сам дебютирует в качестве сценариста и режиссера документального фильма, посвященного исследовательской работе в киноархивах (как правило, скрытой от посторонних глаз), а также поиску и возвращению к зрителям пропавших фильмов Вертова. Одним сеансом с «Возвращением...» покажут и «Человека с киноаппаратом», получившего благодаря работе Изволова новую жизнь.
Екатерина Визгалова
25 апреля
ПОЛНОВОДНАЯ КРАСНАЯ РЕКА, реж.
Чжан Имоу, Китай
Программа: Блокбастеры народов мира
Новогодний хит прошлогоднего китайского проката — насыщенный костюмный детектив Чжана Имоу о политических интригах XII века. Во времена правления династии Сун кто-то в резиденции премьер-министра Цинь Хуэя (
Лэй Цзяинь) убивает посла государства Цзинь, что чревато эскалацией отношений. Вдобавок это происходит за два часа до дипломатической встречи сторон — и пропадает важное письмо, которое вез гонец. Режиссер «
Красного гаоляна» и «
Героя» подходит к страницам национальной истории не без юмора и почтения, но также не забывает про художественную выразительность: как в плане цветовой гаммы, так и, конечно, хореографии.
Алексей Филиппов
ТРИДЦАТЬ СЕКУНД, реж. Иван Соснин, Россия
Программа: Конкурс короткометражного кино
Как два больничных клоуна могут помочь онкобольной девочке? Они вернут ей маму. Пронзительная и динамичная история о том, как любовь может победить болезнь. В этом году уральский самородок Иван Соснин представлен не только в основном конкурсе, но и в секции короткометражного кино как единственный российский режиссер. В его работе на первый план выходят чувства родителей тяжелобольных детей: потерянность, отчаяние и горе. Мама Вари просто перестает её навещать, а волонтеры-блогеры пытаются не только поставить девочку на ноги, но и вернуть к жизни её семью. В главных ролях —
Сергей Гилёв,
Ольга Лерман и
Ирина Плесняева.
Аксинья Трушенко
26 апреля
НАДО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ О ЛЮБВИ, реж. Роман Михайлов, Россия
Программа: Конкурс «Русские премьеры»
Российский кинодесант — операторы, продюсеры, молодые звезды (среди которых
Мария Мацель,
Марк Эйдельштейн,
Илларион Маров) — отправляются в Индию со стойким желанием снять высоколобый фестивальный артхаус. Однако вместо фильма «не для всех» у них получается нечто совершенно иное: проникнувшись духом места и населяющих его людей, съемочная группа погружается в рассуждения о фатализме, собственных проблемах и жизненных целях. Фильм начинает снимать сам себя, становясь то ли психотерапией, то ли
годаровским актом забвения реальности. В качестве кинорежиссера Роман Михайлов за два с небольшим года умудрился снять уже шесть полнометражных фильмов, сотворим авторскую мультивселенную сновидений. Он обыгрывал безусловно понимаемые каждым народные тропы («
Сказка для старых»), дестигматизировал религиозные секты («
Снег, сестра и росомаха»), искал мистику в пленке «Свема» («
Отпуск в октябре»)... Сверхзадача кинематографического арт-проекта Михайлова всё еще остается тайной для зрителя, но есть стойкое чувство, что именно «Надо снимать фильмы о любви» предстоит стать ключом к разгадке его большого мета-ребуса.
Максим Гревцев
обсуждение >>