Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

В первый конкурсный день на «Кинотавре» показали два фильма о токсичных матерях: «День мертвых» — дебютную драму театрального режиссера Виктора Рыжакова и черную комедию Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Разные по жанру, стилистике и исполнению фильмы в паре смотрелись любопытно, как две трактовки одной метаистории о непростых родственных отношениях и примирении. Забавное родство наблюдалось и на уровне деталей, в частности, в сходстве редкого цвета машин главных героев обеих картин. На ринге зрительского кино фильм Соколова, автора успешной ленты «Папа, сдохни», конечно, играюче побивает камерный «День мертвых» и насыщенностью образов, и толщиной шуток, но пока мы остановимся подробнее именно на фильме Рыжакова — явлении единичном и потому уникальном.

Кинотавр-2021: Александр Паль и Агриппина Стеклова в «Дне мертвых» Виктора Рыжакова
фото: пресс-служба "Кинотавра"


В Троицкую субботу, поминальный родительский день, Леша с матерью (Александр Паль и Агриппина Стеклова) едут на старом мерседесе на могилы умерших родственников, похороненных на разных кладбищах. Мать заранее раздражена – сын приехал на час позже обещанного – ругается и устраивает представление «мы никуда не едем», и это не последняя их ссора в долгом двухдневном путешествии. Очень скоро мы узнаем, что Леша не единственный ребенок в семье, у него был брат Саня, и он погиб, а мать почему-то никак не может съездить на его могилу. Но вот — тронулись. В багажнике припасены кладбищенские веночки-елочки для покойников, в сумке – термос и пирожки, впереди – километры дороги и длинный путь сближения: друг с другом, с живыми, с мертвыми. Дорога лечит. Только в путешествии может сложиться важный разговор, который долго не получался.

Художественный руководитель московского театра «Современник», заслуженный деятель искусств РФ Виктор Рыжаков дебютировал в кино практически случайно, засидевшись без дела в пандемию, когда театры были закрыты. Кино он снял по собственному сценарию, который написал на основе пьесы Алексея Еньшина «Родительский день». Материал сразу укладывался в жанр роуд-муви. В нем раритетный седан везет своих пассажиров не только по лесным российским дорогам, но и по маршрутам памяти. Рыжакову оставалось ужать насыщенные диалоги, подобрать актеров и правильные визуальные образы, отличные от театральных. Так появилась идея, что на пути героев время от времени будет возникать параллельная реальность – видения Леши, которые рисуют ему фантазии и детские воспоминания: юноши в белом на велосипедах, родственники в повозках, чужие свадьбы и даже узники ГУЛАГа. Призрачные картины не всегда органичны и иногда смотрятся вставными зубами в ткань повествования, но все же это попытка сделать кино из сценического произведения, состоящего на 100% из разговоров. Театр как таковой пробирается в «День мертвых» лишь однажды, в сцене сна матери, где она видит сидящими за одним светящимся столом всю ныне поминаемую безмолвную родню, и перед каждым стоит мутная бутылка и пустой стакан, а в дверь стучится сын Саша, только она его не впускает.

Кинотавр-2021: Александр Паль и Агриппина Стеклова в «Дне мертвых» Виктора Рыжакова
фото: пресс-служба "Кинотавра"

Образы работают и на обобщение русских похоронных традиций и особенностей деятельного горевания, когда за могилой надо присматривать: подкрашивать оградку, убирать мусор. Мать и сын разговаривают с покойниками и даже фотографируются на фоне дедушки, подчеркивая тем самым, что смерть не прекращает наших отношений с родными, и даже конфликты не кончаются после смерти. И все же главной несущей драматической конструкцией здесь остаются разговоры, именно из диалогов мы узнаем историю четырех поколений этой семьи, и историю их незаконченных противоречий. Леша, например, не желает идти на могилу к прадеду, в 50-е годы писавшему доносы на соседей. А мать все ищет отговорки, чтобы не поехать к сыну, вот и теперь всем купила цветы, а Саше – нет. Почему – этот разговор еще впереди.

Неопытность Рыжакова в кино в полной мере искупают актерские работы. Паль, шесть лет назад сыгравший главную роль в фильме братьев Чижиковых «Парень с нашего кладбища», уверенно справляется с образом молодого мужчины, который устанавливает живую связь с предками не только через воспоминания и разговоры на могилах, но и через поиски документов в архивах. «Они все умерли» и «Они все живые» не противоречат друг другу в его голове, а конфликты ищут разрешения. В ходе путешествия Леша пытается примирить мать как с живой теткой, так и с мертвым братом. Еще он записывает голосовые сообщения незнакомой женщине, с которой, кажется, расстался, но хочет восстановить отношения.

Кинотавр-2021: Александр Паль и Агриппина Стеклова в «Дне мертвых» Виктора Рыжакова
фото: пресс-служба "Кинотавра"

Настоящая звезда фильма — невероятная Агриппина Стеклова, которая раскрывает характер архетипичной «плохой» матери, испытывающей сложную палитру чувств, но неспособную их осознать и противостоять задавленным страхам, стыду и чувству вины. При этом сама героиня ощущает себя носителем традиций и едет на могилы по зову сердца: поговорить-поплакать, облегчить душу. Богатый характер, есть, что играть, и Стеклова делает это бесподобно. В незначительных эпизодах и репликах открывается вся жизнь человека, вымещающего внутренние несовершенства на родственниках: как муж бросил, как сестра не хочет общаться, как одного из сыновей она сама выгнала из дома, и два месяца спустя тот погиб. Остался только Леша, обычно не часто навещающий мать, но вот они остаются на пару дней один на один, словно в открытом космосе. Мать проходит самый большой путь внутренних изменений и преодолений, именно ей предстоит простить сына и получить от него прощение.

Но было ли все это по-настоящему, или Леша ехал наедине с самим собой, вспоминая, додумывая и проигрывая в голове несостоявшиеся разговоры с матерью. На это намекают и заявленное увлечение героя испаноязычной культурой, и его голосовые сообщения, в которых он сообщает, что все его родственники умерли, и само название фильма. День мертвых в Мексике — единственный день в году, когда люди могут встретиться со своими погибшими родственниками. И не исключено, что попытки примириться с прошлым существуют лишь в лешиных желаниях. Хотя так ли это важно? Так или иначе мертвые помогают нам восстанавливать отношения с живыми, с самим собой. Лишь когда человек прощает и обретает прощение, к нему возвращается мир и любовь.


обсуждение >>

№ 1
Lusia Happy (Москва)   21.09.2021 - 09:08
Я бы посмотрела фильм! Особенно меня радуют актеры. Задумка неплохая, надеюсь, что это не провал для зрителя. А так посмотрим увидим)) читать далее>>

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия
Россия, 2025
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram