Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

В 2021 году в программу основного конкурса «Окна в Европу» вошли в общей сложности 11 картин. Это вполне традиционное для фестиваля число фильмов. Скажем, столько же лент было в конкурсе 2020-го и 2019-го (в 2018-м программа включала аж 14 наименований). Еще одна традиция «Окна» — большое число полнометражных дебютов, на этот раз их было семь. Сергей Оболонков завершает рассказ о конкурсной программе смотра.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021

Драма Галины Уразовой «Капкан», открывшая третий конкурсный день, — тоже дебют в полном метре. Картина рассказывает о супругах, живущих на глухом хуторе; он — егерь, она занимается хозяйством. Потеря ребенка привела к тому, что какие-либо человеческие отношения между героями полностью прервались. Представляя ленту зрителям, Уразова отметила, что хотела передать в фильме «хуторскую атмосферу, которая сильно отличается даже от деревенской». Одна из примет хутора — тишина, близкая к абсолютной. Уразова и ее соавтор Наталья Кудряшова были отмечены сценарным призом; вручавший награду Ашот Джазоян подчеркнул, что сценарий без единого слова сумел его удивить. Между тем, в самом фильме имеются отдельные реплики (они звучат ближе к финалу), поэтому формулировка про бессловесность кажется немного странной (впрочем, это не единственное труднообъяснимое высказывание, прозвучавшее со сцены на церемонии закрытия). Примечательно, что Уразова и Кудряшова и без лишних слов сумели рассказать внятную историю. Единственный условный недостаток «Капкана» — это его хронометраж: лента производит впечатление короткого метра, задерживающегося на отдельных кадрах только для того, чтобы достичь отметки в 60 минут.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021
фото: "Капкан"

В программе каждого уважающего себя фестиваля должна быть лента, вдохновленная Тарковским и (или) Звягинцевым. На «Окне»-2021 эту нишу занимали сразу два фильма — драмы «Сон» Марии Батовой и «Белый кит» Татьяны Федоровской. «Сон» (благодаря субтитрам выяснилось, что англоязычной аудитории эту работу планируют представить под заголовком «The Dream Is Gone») — рассказ о девушке-подростке Алене; после смерти матери она росла в детоме, а позже решила разыскать отца. Отец оказывается железнодорожным стрелочником, угрюмым одиночкой со склонностью к алкоголизму и посттравматическим синдромом, приобретенным во время войны в Чечне. В «Белом ките» также рассматриваются отношения между родителями и детьми, правда, под совсем другим углом. Главный герой фильма — крайне успешный юрист Филипп. Его жена не может забеременеть, поэтому супруги решают усыновить брата и сестру из детдома. Когда у детей обнаруживается редкое заболевание (как выясняется позже — по всей видимости, передавшееся по наследству), Филипп, привыкший получать от жизни только лучшее, решает сдать их обратно и взять взамен пару новых.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021

Авторы «Сна» и «Кита» демонстрируют схожее внимание у текстурам (медленный проезд камеры по свалке в ленте Федоровской заставляет вспомнить лежащего в луже Кайдановского) и любят задерживать камеру на деталях. Правда, в «Белом ките» изображение получилась гораздо более выверенным, отшлифованным, да и претензий у картины, пожалуй, побольше. «Сон» по сравнению с «Китом» выглядит неряшливее — и заодно живее. Оператор Владислав Политик снимал некоторые эпизоды, предельно сократив дистанцию между камерой и актерами, из-за чего кажется, что персонажи фильма иногда буквально дышат зрителю в лицо. Такой прием, наверно, понравится не всем, но в Выборге работу Политика отметили дипломом «За умение превратить зрение в драматургию». Еще один любопытный нюанс: «Сон» завершается кавером на песню «Про дурачка» Гражданской обороны, в «Ките» же центральным музыкальным номером является трек «Du Hast» немецкой группы Rammstein.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021
фото: "Сон"

Заключительный день конкурса удивил программой, на две трети состоявшей из почти жанровых фильмов. «Земун» Эдуарда Жолнина (кстати, еще один полнометражный дебют) — это почти вестерн. Егор когда-то перебрался из деревни в черноземье в большой город, но смерть отца вынуждает его вернуться на родину. Там его ожидают младший брат и наследство: стадо коров, земельный участок и долг в 800 тысяч рублей. Поначалу Егор хочет как можно быстрее избавиться и от собственности, и от задолженности, но в итоге обстоятельства заставляют его встать на защиту брата и имущества. «Земун» — кино с отличным саундтреком, органичным Евгением Ткачуком в главной роли и легким налетом мистики, создающим необычное настроение, в общем, один из самых любопытных фильмов «Окна»-2021. Неудивительно, что картина заняла второе место в зрительском конкурсе «Выборгский счет» и удостоилась приза Гильдии киноведов и кинокритиков; удивительно, что ленту Жолнина полностью проигнорировало жюри.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021
фото: "Земун"

Лидером «Выборгского счета» стала следующая лента — работа Ильи Хотиненко «Асфальтовое солнце», почти что спортивная драма. События в фильме разворачиваются в начале 1980-х, место действия — небольшой приморский город. Подросток Артем считает лучшим другом своего отца — и тот отвечает взаимностью, пока однажды во время зарубежных гастролей не решает остаться в Великобритании. Пережить предательство Артему помогает новое увлечение, роликовая доска, которую он сам мастерит вместе с приятелем. Кино в духе «Хорошего мальчика» — еще одна фестивальная ниша, которую в Выборге кто-нибудь да заполняет; в этом году соответствующую функцию взял на себя фильм Хотиненко. К сожалению, на всех «Хороших мальчиков», задуманных российскими кинематографистами, не хватает Семенов Трескуновых. При этом хочется отметить, что из Полины Агуреевой в «Асфальтовом солнце» получилась очень симпатичная мама.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021
фото: "Асфальтовое солнце"

Конкурс завершился лентой завсегдатая Выборга Виталия Суслина «Рапана». Главным героем картины является актер-неудачник, для разнообразия — москвич (в большинстве лент Суслина действуют персонажи из провинции). Около полутора часов он бесцельно бродит по городу, вяло общается с женой и пожилой матерью, а также иногда подрабатывает таксистом, поскольку остается без работы в театре. В отличие от некоторых предыдущих работ Суслина, в «Рапане» нет элементов документалистики, это постановочное кино. Тем не менее, все ленты кинематографиста складываются в единое высказывание благодаря общему понурому настроению, ощущению безысходности и особенностям работы Суслина с актерами (телефонные разговоры из его картин нельзя спутать ни с чем). Фильм «Рапана» в Выборге отметили дипломом «За талант впадать, как в ересь, в неслыханную простоту». Довольно неожиданная формулировка: состав жюри, конечно, меняется от года к году, но его участники не могут не знать, что Суслин впал в простоту довольно давно.

Неслыханная простота: Обзор второй половины конкурса фестиваля «Окно в Европу»-2021
фото: "Рапана"

Церемония закрытия «Окна в Европу» на этот раз по традиции состоялась на открытом воздухе — во дворе Выборгского замка (декабрьское «Окно» закрывалось в том же помещении, где проходят кинопоказы). За музыкальную составляющую на мероприятия отвечал Петр Налич. Лучшим фильмом назвали «Продление жизни» Дмитрия Фальковича, ему же Гильдия киноведов и кинокритиков вручила диплом «За остроумное продление жизни с помощью кино». Венчурный капиталист Фалькович ранее уже получал фестивальные призы, его первая лента «Иванов» удостоилась главной награды в российском сегменте на «Духе огня» в Ханты-Мансийске. Понятно, что очередная премия действительно продлевает жизнь этого предпринимателя в кинематографе; видимо, именно так и стоит понимать формулировку, с которой Фальковичу дали еще и диплом. Закрытие получилось немного скомканным — в первую очередь из-за погодных условий: хотя в 2021 году фестиваль начался в традиционном августе, завершаться ему пришлось уже осенью.

обсуждение >>

№ 1
Люда Млонина   5.09.2021 - 21:10
Очень интересный сюжет, думаю, мне понравится! читать далее>>
Ссылки по теме
«Продление жизни» Дмитрия Фальковича признано лучшим игровым фильмом фестиваля «Окно в Европу»
«Первый снег», «Второе солнце» и другие явления в конкурсе фестиваля «Окно в Европу»-2021
Татьяна Федоровская: «Я не знаю, что такое страх. Меня всегда ведет идея»
«Белый кит» Татьяны Федоровской покажут в конкурсе кинофестиваля «Окно в Европу»
Кинофестиваль «Окно в Европу» представил конкурсную программу
«Черный снег», «Царь-птицу» и «Нет бога кроме меня» покажут на фестивале якутского кино
«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра – «Черный снег» или «Зоя»?
Якутский фильм «Черный снег» отмечен главной наградой фестиваля «Окно в Европу»
«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
«Сентенция» и «Неадекватные люди-2» вошли в конкурс киносмотра «Окно в Европу»
Кинофестиваль «Окно в Европу» перенесен на декабрь
Стартовал отборочный тур XXVIII Фестиваля российского кино «Окно в Европу»
«Большая поэзия», «Куратор» и другие российские картины будут представлены на Варшавском кинофестивале
Елизавета Кононова: «Романтическая комедия – это антидепрессант без побочных эффектов»
Окно в Европу-2019: 27-й пробег по контуру земного шара. Часть 2
Окно в Европу-2019: 27-й пробег по контуру земного шара. Часть 1
Картина «Смерть нам к лицу» получила главный приз фестиваля «Окно в Европу»
Объявлена конкурсная программа фестиваля «Окно в Европу»
Фильм со Снигирь, Пересильд и Чиповской откроет фестиваль «Окно в Европу»
Победители VII конкурса «Окно в Интернет» посетят Выборг
Поиск по меткам

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия
Россия, 2025
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен