Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

Сегодня в Москве стартует Большой фестиваль мультфильмов - исполинский смотр отечественной и иностранной анимации (более 300 анимационных проектов), который проводится уже в двенадцатый раз. Что стоит обязательно посмотреть на БФМ-2018, рассказывает программный директор фестиваля - Дина Годер.

«Премьеры. Избранное»

В наших конкурсных программах самой свежей анимации есть традиционно две части - российская и зарубежная. Отечественный блок программ называется «Премьеры» - и в нем в этом году целых пять подборок мультфильмов, вышедших за последний год, без разделения на профессиональное и студенческое. Все вместе: и лирические сюжеты, и анекдоты и музыкальные клипы. Фильмы в программах расставлены по возрастам, причем по-настоящему детская из них только одна: «Я хочу жить в зоопарке», а остальные отлично подойдут для любого возраста, даже если на них стоит ценз «6+». Это просто значит, что там нет ничего запрещенного для детей. Но, понимая, что только самые страстные любители анимации будут готовы пойти на все 5 программ (хотя, поверьте, там есть, что посмотреть), мы в этом году впервые составили подборку «Избранного»: все самое-самое, включая совсем свежие мультфильмы наших лучших режиссеров, которых даже на фестивалях еще почти не показывали. Например, только что взявший Гран-при фестиваля «Крок» фильм Светланы Филипповой по Борису Шергину «Митина любовь», еще один призер «Крока», взявший к тому же приз зрительских симпатий, чудесный «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян, и фильм Леонида Шмелькова о детстве «Лола живая картошка», у которого на нашем фестивале будет российская премьера, а режиссер специально приедет в Москву, чтобы его представить.


«Ночь победителей»

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

В зарубежную конкурсную программу БФМ традиционно входят фильмы, победившие за последний год на главных мировых фестивалях, и этот блок мы называем «Победители». В этом году в нем четыре уникальных сборника, а пятый, как и в случае с «Премьерами», составлен из самого-самого интересного для тех, у кого нет времени, и называется «Избранное». Но лучшее приключение фестиваля – это «Ночь «Победителей». В один из последних фестивальных дней в Каро 11 «Октябрь» можно будет ночью посмотреть все программы подряд и это мероприятие всегда хит. На этот раз вы увидите и фильм о женской сексуальности «Плотский симбиоз», и загадочную историю о мальчике, которому поставили диагноз «кот», хотя он не чувствует в себе ничего кошачьего, «Кошачьи дни». Будет рассказ об очень застенчивом человеке «Лицом к лицу», и грустная история о детстве с разведенными родителями «Выходные», и мрачная полуабстрактная картина о движении в ад «Падение», и удивительная история о певице, которая боялась яркого света, «Желтый», и история о предательстве подростковой дружбы «Цветочная улица, дом 11». Кстати, в эту программу войдут и несколько ударных российских фильмов.


Ретроспектива и встреча со Светланой Филипповой

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

На нашем фестивале мы всегда устраиваем встречи со звездами авторской анимации. На этот раз свой мастер-класс встречу на БФМ проведет Светлана Филиппова. Тем, кто интересуется современными отечественными мультфильмами, не надо объяснять, что сегодня она - одна из самых крупных режиссеров и художников в нашей авторской анимации. Эта встреча станет уникальной возможностью услышать, как Светлана работает с литературой, которую она часто использует в мультфильмах, что она взяла у своего учителя Юрия Норштейна, как она рисует иллюстрации к книгам в той же сыпучей песочной технике, в которой она любит снимать фильмы. Ну и, конечно, Светлана покажет свои последние фильмы, включая самый новый из них, «Митину любовь», и расскажет о том, как они снимались.


Японский блок: «День носа»

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

Центральный сюжет нынешнего БФМ посвящен Японии. Японская программа будет очень большая: одних полных метров будет целых пять, включая легендарные «Могилу светлячков» и «Рыбку Поньо на утесе» и совсем свежий фильм открытия фестиваля «Лу за стеной». Но особый интерес, на мой взгляд, представляют три сборника короткометражных фильмов, по которым сразу видно, что авторская японская анимация последних лет – тонкая, сложная, тяготеющая к абстракции и к абсурду, - совершенно не похожа ни по дизайну, ни по историям на ту японскую анимацию, к которой мы привыкли, с традиционными большеглазыми героями в духе аниме и почти реалистичными фонами. Среди этих трех программ моя любимая – «День носа», в которой есть трогательнейшее автобиографическое кино о детстве «Корова в кружке», медитативная абстрактная картина «Утопия», загадочно-абсурдный «День носа» и два великолепных фильма главной японской звезды авторской анимации Коджи Ямамура, среди которых безусловный шедевр - «Сельский врач Франца Кафки».


Анимация об анимации: «Куклы не плачут» и «Побег из кадра»

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

Сюжет «Анимация об анимации» оказался благодатным. Через истории о том, как снимаются мультфильмы, оказывается, можно рассказать очень о многом: о творческом кризисе художника, о восстании творения против творца, о том, наконец, что чувствуют куклы, обнаруживая, что целиком зависят от кукловода. А уж то, как мы понимаем эти сюжеты, может нас увести совсем далеко в метафизические дали. В нашем фестивальном блоке «Анимация об анимации» есть две оригинальные программы, которые мы в полном объеме показываем в кинотеатре Третьяковки – «Куклы не плачут» (16+) и «Побег из кадра» (12+). В немного сокращенном и перетасованном виде, так, чтобы в этих подборках не было ничего ненадлежащего для детей, мы их показываем в музее Гараж: «Большой брат» (8+) и «Анимаголик» (12+). Среди этих фильмов есть хиты звезд анимации, например, «Ловкость рук» австралийца Майкла Кьюсака о том, что творец тоже может оказаться чьим-то созданием, и «Манипуляция» британца Дэниэла Гривза о взбунтовавшемся нарисованном герое, получившая в свое время «Оскар». А вместе с тем и уже успевшие прославиться фильмы молодых режиссеров, тоже размышляющих о своей профессии: «Создание длинной птицы» Уилла Андерсона – препирательства закомплексованного режиссера со своим обнаглевшим героем; и совсем свежий, но уже взявший много призов - «Неодушевленное» Люсии Булгерони, где героиня вдруг обнаруживает, что она всего лишь кукла на съемках мультфильма, и никто, кроме нее, этого не замечает.


Русский панк

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

В этом году мы впервые решили сделать подборку русского анимационного панка, то есть всего того дикого, грязного, корявого и драйвового, что делают российские создатели мультфильмов, неважно – профессионалы или любители. В подборку попали фильмы от начала 90-х до сегодняшнего дня, от кровавых зомби-историй или безумной фантастики до клипов на музыку панк-групп и даже документальной анимации. Есть в программе и идейные панки, как группа ЗаИБи (за анонимное и бесплатное искусство), есть панки от «наивного искусства», есть знаменитые экспериментаторы, как Саша Свирский, звезды российского интернета, как Андрей Бахурин и Кол Белов, легендарный комиксист Хихус (земля ему пухом), превративший в мультфильм свой антинаркотический комикс про красные башмачки, а также страшилки, антиутопии, политическая сатира, личные воспоминания и даже песня про любовь. Ее специально для нашей фестивальной программы записала известный режиссер Елизавета Скворцова: сама спела песню на идише, сама снялась и сделала мультфильм! Кстати, на показ в клубе фестиваля мы пригласим режиссеров и с ними можно будет обсудить, кто же такие анимационные панки.


Документальная анимация. «Русский взгляд»

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

Документальная анимация – один из самых важных сегодняшних анимационных трендов. Там, где авторы не могут снять документальное кино: у них нет материала, их герои не хотят появляться на экране, реальность такова, что ее страшно показывать, да мало ли что еще. И вообще, если материал нуждается, скорее, в какой-то изобразительной метафоре, чем в прямом показе – тогда в бой вступает анимадок. Мы на БФМ готовим докпрограмму уже в четвертый раз и, наконец, решили подойти к делу основательно: собрали целых три подборки, одна из которых показывает, как этот подход начинал разрабатываться, вторая – современная, главным образом состоящая из фильмов молодых европейских режиссеров, исследующих собственную идентичность. И, наконец, «Русский взгляд», которого еще недавно вовсе не было и который я советую посмотреть всем, кого увлекает эта тема. В подборке есть фильмы, интересующиеся отечественной историей и современностью, фильмы, исследующие собственный опыт и опыт людей в сложной ситуации и болезни, фильмы об обыденном, веселом и сложном. И при этом фильмы нарисованные и кукольные, слепленные из теста и из пластилина, из проволоки, из бумажек и семейных фотографий. В общем, можно говорить, что доканимация у нас теперь тоже есть.


«Эрнест и Селестина»

БФМ-2018: Гид по фестивалю от программного директора

В этом году у нас много детских полнометражных фильмов, причем один другого лучше. Я уже упоминала японский блок полных метров, где есть детское и подростковое. Еще есть великолепный ирландский блок, в который входит любимая всеми «Песнь моря» и новая, уже гремящая по всем фестивалям «Добытчица» той же ирландской студии. А особое внимание тех, кто ищет хорошее кино для детей, я советую обратить на, во-первых, совсем свежий лихой приключенческий кукольный фильм «Капитан Мортен и Королева пауков» с невероятными приключениями мальчишки, попавшего в мир совсем не безобидных очеловеченных насекомых. Ну, и новые фильмы-продолжения любимцев нашего фестиваля: «Петсон и Финдус. Финдус переезжает» и чудесный, нежный и смешной «Эрнест и Селестина зимой», полнометражную первую часть которой мы показывали на фестивале раньше. Теперь, когда французы начали снимать сериал про приключения медведя и мышки, мы выбрали из него четыре серии, которые сложились в большую зимнюю историю, где есть и подготовка Эрнеста к спячке, и бал мышей, и празднование первого дня зимы.

Поиск по меткам

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram