Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

В Санкт-Петербурге завершилось «Послание к человеку» - фестиваль с богатой историей, обширной программой, множеством традиций и активностей, позволяющих считать его самым передовым смотром в России на сегодняшний день. Некоторое время назад фестиваль угасал, но новая команда взялась его раскачать, и у них получилось. Что же сейчас представляет из себя Message2Man, «Послание к человеку»? И каким мы запомним фестиваль нынешнего 2017 года?


Просвещение человека

«Послание к человеку» – главный российский фестиваль-культуртрегер – стремится стать важным событием для всех горожан и гостей северной столицы. Открытие проходит на Дворцовой площади, под куполом неба: церемония, показ фильма, музыкальный концерт. В первый день устраивается городской велопробег, сопровождающийся показом кино. Фестивалю не сидится в одном кинотеатре, он стремится захватить как можно больше точек в городской среде. В киношколах, книжных магазинах и на других площадках идут лекции и открытые мастер-классы, а также приуроченные к фестивалю выставки и большие дискуссионные панели. Все бесплатно и доступно каждому. При этом лояльностью к массовой культуре М2М не отличается и привозит в Петербург доселе невиданных, малоизвестных гостей, устраивает ретроспективы режиссеров, известных только специалистам и синефилам, акцентирует внимание на тех или иных темах, и так вот ненавязчиво роняет в головы зрителей разнообразные семена просвещения. Разумеется, за всем этим стоит слаженная работа команды фестиваля.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

Серьезных дискуссий для людей, профессионально занимающимися теми или иными вопросами культуры, в этом году было две. Международный симпозиум «Пионеры советского этнокино», затронувший вопросы производства, рецепции и наследия советского этнографического кино, активно экспериментировавшего с визуальными образами таких абстрактных понятий как традиция, цивилизация, отсталость и прогресс. И конференция «Революция. Призрак бродит по экрану» в Александрийском театре, приуроченная к 100-летию октябрьского переворота. В ней приняли участие российские и зарубежные историки, исследователи и теоретики искусства и кино. Обе дискуссии подкреплялись кинопоказами. Программа из 10 фильмов о революции, собранных Михаилом Трофименковым и Алексеем Артамоновым, стала одним из центральных событий фестиваля. Она была посвящена не только русской революции, изменившей ход отечественной истории, но предлагала поразмышлять о революционных процессах как таковых, о политическом кино в целом и воображению революционно настроенных художников, воплощавших в кино смелые мечты о будущем. В программу вошли картины из СССР, Португалии, Испании, Чили, Палестины, Германии, Египта, Японии и Боливии.

Нельзя не отметить и традиционные спецпоказы в местах лишения свободы; в этом году и в предыдущем – в Колпинской колонии для несовершеннолетних. Заключенные Колпина на вид обычные подростки, может, слегка застенчивее, сдержаннее. Все, что от них требуют здесь, – это дисциплина: ходят строем, беспрекословно подчиняются сотрудникам учреждения, встают всякий раз, когда в комнату входит кто-то из охраны (правило соблюдается даже во время массового просмотра кино). Фильм, который стал в этом году посланием к человеку в Колпино, называется «24 снега». Это картина молодого режиссера-дебютанта Михаила Барынина о якутском коневоде, о его вольной жизни, увлечениях, семье. Красивая, чувственная, живая работа.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению


Судьба человека

Гостей на фестивале много: почти все фильмы представляют авторы, плюс есть члены жюри и еще специальные, очень дорогие гости. В этом году фестиваль почтил присутствием Клод Ланцман, 92-летний документалист, живая легенда, один из немногих режиссеров, чьи работы повлияли на миллионы зрителей по всему миру. Его фильм «Шоа», вышедший в 1985 году и посвященный Холокосту, стал переворотом в мире документального кино. Ланцман побывал на открытии на Дворцовой площади, где показывали отреставрированную полную версию фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», утром стрелял из пушки на Неве, а на следующий день при аншлаге в большом зале киноцентра «Великан парк» представил свой новый фильм «Напалм».

В картине он рассказывает историю, произошедшую во время его визита в Северную Корею в 1958 году в составе официально приглашенной делегации. Страна тогда выживала после разрушительной Корейской войны, в ходе которой погибло четыре миллиона мирных жителей. Ланцман - коммунист, французский делегат - повстречал там медсестру из корейского Красного креста, и между ними возникла симпатия, хотя только одно слово было понятно им обоим – «напалм». Режиссер рассказывает историю по-стариковски долго, в мельчайших подробностях, неподвижная камера фиксирует его лицо на крупном плане, лишь изредка его перебивают кадры хроники и материалы, снятые им в Пхеньяне во время следующего визита, лет через 50 после той роковой встречи. «Напалм» – необычный фильм: кинематографичность в нем сведена к минимуму, ей просто не придается значение. Автору больше 90 лет, все внешнее - суета и пустяк, просто послушайте, что я вам расскажу. И величавая неторопливость рассказчика, значение, которое он придает каждому слову и, конечно, само лицо 90-летнего режиссера странным образом завораживают. «Напалм» превращается в поэму, история запоминается, а недостающие визуальному ряду элементы сами возникают в голове. А еще этот фильм – ценный документ времени и прижизненный памятник, запечатлевший на века внутренний мир Клода Ланцмана.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

Вторым гостям нежданно-негаданно стал Эрик Робертс - американский актер и брат Джулии Робертс, приехавший на фестиваль «просто так», без фильма, без мастер-класса. Эрик охотно раздавал журналистам интервью, был приветлив и мил, а в конце-концов явившийся в Питер министр Владимир Мединский вручил ему специальный приз «Послания к человеку» «За выдающееся актерское мастерство».


Конкурсные фильмы. На языке звуков и тишины

Тем временем в кинозалах на показах международной программы зрители постигали традиции и ритуалы разных народов, наблюдали молчаливый и напряженный поиск героями гармонии и собственной идентичности, осознание себя как части большого мира. В картине «Изгоняя зомби» (Италия) вершился обряд массового взаимного побивания плетьми: жители гаитянской деревни верят, что невидимых зомби можно вселить в свои головы и использовать в работе и личной жизни. В фильме «Рыба» (США-Бразилия) бессловесные рыбаки обнимали и лелеяли только что пойманных рыб. Полнометражный «Почти рай» (Великобритания) рассказывал о китайской церемонии прощания с умершими глазами 17-летней Ён Лин. Девушка устраивается на работу в похоронную компанию, хотя она слишком юна для этого, даже боится встретить призрака в коридоре крематория. Ён Лин, кажется, в первый раз сталкивается со смертью, а покойников надо омыть по канону, почистить нос и уши, потом одеть, положить в гроб и отправить в крематорий. И все это на глазах скорбящих родственников. Взрослеть приходится быстро, а, отработав какое-то время, Ён Лин решает пойти на курсы медсестер, чтобы спасать жизни людей. Эта очень простая по исполнению картина получила приз за лучший фильм программы «Поколение 14+» на последнем Берлинале, и очень украсила здешний конкурс.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

Пять героев фильма «Такая нежная кожа» (Канада) – культуристы, внешне - настоящие дотракийцы, изнуряющие себя диетами, бесконечными тренировками и косметическими процедурами. Они мало говорят, качают с утра до ночи разнообразные мышцы, позируют на обложки журналов, женятся на таких же массивных барышнях, разделяющих их ценности – гармонию собственного тела. Автор фильма показывает их повседневность и уверяет, что добрее и миролюбивее существ, чем эти ходячие горы мяса в мире не существует.

Герой другого фильма – «Современный человек» (Дания) – знаменитый скрипач Чарли Сием. Талантливый, молодой, красивый, богатый англичанин с целой армией поклонников, называющих себя «ангелы Чарли». Режиссер Ева Мульвад следует за героем и пытается понять, почему Чарли может позволить себе все, кроме одного – иметь друзей и заводить отношения с девушками? Неужели виной всему успех? Любопытный герой, но режиссерская работа не идеальная, картина не самая длинная, но рыхлая, никаких сюжетных движений и преобразований с героем не происходит.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

Чего не скажешь про еще один конкурсный полный метр «Для Акима» (США) – картину с последнего Берлинале. Героиню фильма – чернокожую старшеклассницу Дажей – судья отправляет в специальную школу для трудных подростков, склонных к агрессии. Мама плачет, она понимает, что у ее детей очень мало шансов выбраться из маленького Сент-Луиса, и их совсем не останется, если Дажей не закончит учебу. Школу бросают половина всех учеников в городе, и нужно обладать сильной волей, упорством и верой в мечту, чтобы чего-то добиться, если ты чернокожий подросток из штата Миссури. У Дажей все вроде бы складывается, но в выпускной год она оказывается беременной, будущий отец, тоже 17-летний, имеет уже две судимости. Жизнь, кажется снова летит в тартарары. И даже радостный финал (девушка получает заветный диплом – можно поступать в колледж) не обещает хеппи энда – на руках у нее маленький сын, и совсем не ясно, сможет ли она подняться над обстоятельствами.

Гуманистический посыл содержит и короткометражный фильм «Пастырь» (Нидерланды), где врач Нико ван Хасельт в возрасте 92 лет продолжает активную профессиональную деятельность, одаривая пациентов большим вниманием и заботой. Его враги – страховые компании, бюрократизм которых мешает ведению частной врачебной практики, но доктор отказывается бросить пациентов, таких же старых, как и он сам. В молодости, будучи в концентрационном лагере во время Второй мировой войны, он поклялся, что, если выживет, посвятит жизнь спасению людей, и с тех пор он не мыслит себе иного существования. Он навещает пациентов как член семьи. Одна из самых трогательных сцен фильма – 103-й день рождения одной из бабушек, за здоровьем которой он наблюдает. Воистину жизнь дана на добрые дела.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

Отрадно, что фильмы о достойной старости в последнее время не редкость. Документалисты всех стран все внимательнее вглядываются в людей, проживших долгую жизнь. На «Послании к человеку» два главных приза (лучший короткометражный фильм и лучший полный метр) взяли фильмы о людях преклонного возраста. «Звуки зимы» (Бельгия, Швейцария) – это красочная поэтическая картина о жизни седобородого Макса и его друзей, которые делят время между сельскохозяйственной деятельностью и работой на горнолыжной трассе, а в промежутках коротают мирные часы в пабе. Фильм очаровывает упоительной атмосферой спокойствия, тишины, гармонии, единения человека с природой. Если ты ощущаешь себя частью большого мира, то одиночество – не кара, а божья благодать.

Тема звука и тишины поднимается еще как минимум в двух картинах конкурса: грузинский фильм «Слушая тишину» снимали в интернате для слабослышащих детей, которые занимаются танцами. Героиня короткометражки «Такая же, как я» (Великобритания) - глухослепонемая датчанка пытается поговорить с женщиной из Непала, живущей в таком же ограниченном мире.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению


Исскуство выживания в России

Главный приз фестиваля получил фильм Лидии Шейниной «Гармония» (Россия). Это история непростой жизни пожилой питерской интеллигентки в одной квартире с племянницей и ее четырьмя детьми. Квартира просторная, в одной из комнат стоит даже рояль, но бабуле приходится постоянно держать оборону и защищать территорию от гадких детей, которые покушаются на личное пространство женщины. Дети есть дети – они ползают, бегают и орут, ломают, разбрасывают. Мама этих маленьких дикарей в конфликте ведет себя индифферентно, не занимает ничью сторону, не ругает отпрысков, вяло принимает бабушкино негодование и остается спокойной. А вот пожилой человек, к тому же не родная бабка, теряет терпение по десять раз на дню.

Шейнина – ученица Марины Разбежкиной, и картина снята в типичной манере разбежкинской школы – постоянное наблюдение и невмешательство. Жюри под руководством Арутюна Хачатряна единодушно признало «Гармонию» лучшим фильмом конкурса.

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

В национальном же конкурсе, где было представлено 17 фильмов из Аргентины, Кубы, Индии, Франции, Израиля – снятых в копродукции или нашими соотечественниками, перебравшимся на ПМЖ, а также в разных регионах России – Туве, Адыгее и дважды на маршруте Москва – Владивосток, победу одержал фильм «Освобождение, инструкция по применению» Александра Кузнецова, гражданина Франции, родом из Новосибирска. Несколько громоздкое русское название картины (оригинальное - We'll Be Alright, т.е. «Все будет хорошо»), посвященной людям с психиатрическими заболеваниями и снятой в сибирском интернате, тем не менее отражает его суть - Александр Кузнецов ставит вопрос об условности понятия «нормальность». Две молодые девушки пытаются добиться признания дееспособности, годами проходя через врачебные освидетельствования и суды.

Получить заветную отметку, кажется, невозможно, даже если ты вообще не похож на психа, а ведь человек, признанный недееспособным, не имеет прав жить самостоятельной жизнью, создавать семью, учиться и работать. Героини фильма полны решимости на этом трудном пути и многого добиваются там, где человек без закалки давно сложил бы руки. В декабре прошлого года фильм получил Гран-при фестиваля «Артдокфест».

«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению

Конечно, обо всех фильмах фестиваля рассказать в одном тексте не получится. И хотя год для документального кино выдался не самый лучший (на недостаток сильных картин жаловались еще летом отборщики «Свободной мысли» ММКФ), кураторы снова умудрились сделать программу насыщенной и интересной, и мы, ее зрители, получили столько посланий, сколько смогли уместить в своей голове.

обсуждение >>

№ 1
lunnzai   25.09.2017 - 23:38
Как же обидно, когда статью, насыщенную чрезвычайно ценной и довольно редкой информацией, временами почти невозможно читать: опечатки, лишние знаки препинания, отсутствующие знаки препинания, стилистические... читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен