Документальная анимация для взрослых на Большом фестивале мультфильмов
С точки зрения обывателя мультфильмы для взрослых непременно содержат сцены насилия и всякое непотребство. Попробуем развеять это предубеждение на примере Большого фестиваля мультфильмов, который 10 дней кряду шел в Москве и закрылся 7 ноября, а теперь поехал по регионам. Фестиваль ежегодно показывает анимационные фильмы – примерно в равном объеме для детей и взрослых, – хотя четкой границы здесь, разумеется нет, просто взрослые мультики порой более драматичны и отсылают к некоторым фактам истории, которые дети могут пока не знать, поднимают острые вопросы, которыми в юном возрасте задаваться не получается в силу отсутствия жизненного опыта. Ну, и юмор, очевидно, другой.
На БФМ такие картины были представлены практически во всех разделах: российской премьерной анимации, в большей степени – в программе победителей различных анимационных смотров и в специальной секции документальной анимации (этот вид анимационного искусства в нашей стране полностью отсутствует). Последняя программа включала в себя четыре блока фильмов – две условно тематические подборки, ретроспективу шведского режиссера
Юнаса Оделла и полнометражный фильм «
Башня» - самый свежий, только что начавший шествие по фестивалям мира.
В обеих документальных подборках - «
Истории людей» и «
Вещи говорят» - большая часть фильмов была построена на интервью реальных людей, рассказывающих о пережитом. Любая анимация начинается с записи звука: в данном случае режиссеры записывали воспоминания родственников или других героев. Среди них - британская владелица похоронного бюро («
Мамочка»), корейская старушка, вспоминающая, как во время Второй мировой войны подвергалась насилию в японском плену («
Ееистория»), пожилая женщина из Аргентины, беременная дочь которой пропала во времена диктатуры («
Бабушки»). В одной из картин (номинированной на Оскар) звучит полная боли история человека, чей брат был казнен за преступление, которого он не совершал («
Последний день свободы»). Еще в одном удивительном фильме визуализированы мысли немецкой женщины, побывавшей в тюрьме в социалистической Германии («
Сломленные»).
Используя реальные голоса, авторы оживляют мир воспоминаний с помощью очень разных техник: от графических карандашных зарисовок до 3d-анимации и ротоскопирования. В последнем случае сначала снимается видео на обычную цифровую камеру, а после монтажа каждый кадр отрисовывается - и документальное кино превращается в анимацию.
Кстати, документальная анимация – не обязательно столь серьезна, не обязательно печальна. В блоке «Вещи говорят» место человеческих лиц и фигур заняли предметы – фотографии, мебель, одежда, – которые тоже могут вести повествование, не хуже людей. Художнику по силам присвоить человеческие голоса любым предметам и даже органам тела: тема разговора диктует образы, и вот уже слово предоставляется антропоморфным гениталиям из фильма «
Интимные места» (они смущаются, смеются) и вешалке с платьем, которая притворятся девушкой, рассказывая историю гораздо увлекательнее, чем если бы это была сама обладательница голоса («
Маленькие хитрости»).
В большинстве фильмов программы документальной анимации были представлены нарративные истории, однако среди них попадались и яркие поэтические работы, без закадрового голоса – чувственные фильмы, цель которых передать эмоции, разбудить чувства, заставить трепетать внутренний колокольчик. Один из фильмов был смонтирован из полумиллиона фотографий - негативных поистрепавшихся пленок, найденных на свалках, собранный в единый коллаж. Этот фильм показывают, чем наполнена жизнь конкретного места на карте мира («
Отходы»). Экспрессивно, дерзко и совершенно бессловесно автор фильма «
Анимированная газета» интерпретирует реальные события, произошедшие во Франции в 2015 году при помощи карандаша и красок, раскрашивая и оживляя реальные снимки из реальной газеты «Либерасьон».
В «
Черной пленке» автор взял за основу кадры ареста преступника и сделал из этого невероятное танго, в котором полицейский и его жертва совершают стремительные па, кружатся по белому пространству – столько страсти, и ничего вокруг них не существует, не замечается.
Другой фильм без слов «
Оргестикуланизм» - рефлексия на тему удивительной возможности человека двигаться. Картину снял режиссер, отец которого после болезни оказался обездвижен и прикован к инвалидному креслу. Мы двигаемся и не думаем, как. Художник изобразил страдания человека, который размышляет о природе движения, хотя сам этой возможности лишен.
Программа «
Никогда как в первый раз» подобрана по иному принципу - это документальная анимация одного автора, создателя стокгольмской анимационной студии “FilmTecknarna”
Юнаса Оделла. Программа названа по фильму, в котором разные люди делятся воспоминаниями о первом сексуальным опыте. Четыре истории, очень разные по настроению и выполнены в разной художественной технике. По-разному решены и рассказы лжецов из фильма «
Ложь». Трое бывших игрозависимых из картины «
Я был победителем», наоборот, похожи: все имеют вид типичных персонажей компьютерной онлай-игры в некоей фэнтезийной реальности, и рассказывают о том, как избавлялись от пристрастия к виртуальному миру.
Завершила программу документальной анимации картина «
Башня» - полнометражный фильм
Кита Мейтланда, скрупулезно реконструирующий события в техасском университете, случившиеся 1 августа 1966 года. В тот день на крышу башни университета поднялся снайпер и начал беспорядочно отстреливать людей, попадающих в его поле зрения. На протяжении 96 минут он держал в заложниках весь кампус, а когда выстрелы смолкли, 16 человек были мертвы, более 30 получили ранения. Фильм, сделанный в технике ротоскопа с включением немногочисленных документальных эпизодов, снятых репортерами в тот день, построен как воспоминания непосредственных участников событий - тех, кто остался в живых (с момента трагедии прошло 50 лет). «Башня» уже получила несколько крупных призов и продолжает шествовать по фестивалям мира.
обсуждение >>