28 сентября 2015
Десятый сезон «Амфеста» можно назвать второй молодостью: 14 картин, около половины - дебюты. Американское инди-кино действительно не стареет душой, не сдается и ищет новые художественные рельсы, а потому и зрительская тропа к картинам зачастую малоизвестных постановщиков не зарастает. Впрочем, многие участники фестиваля не совсем безвестны - в их биографии есть такие заметные точки, как «Сандэнс» (главный смотр американского независимого), Торонто (не менее важный), Трайбека, Сиэтл и так далее. Одни просто участвовали, другие - не остались незамеченными жюри.
По следам завершившегося «Амфеста»-2015 мы собрали мини-топ картин, которые хотелось бы отметить особенно.
Центральным фильмом, пожалуй, стоит назначить «
Мисс Америку»
Ноа Баумбаха. Тандем бруклинского режиссера и главной американской инди-звезды
Греты Гервиг, сценаристки и музы, выпускает второй за четыре года фильм о девушках в Нью-Йорке. «Мисс Америка» продолжает эксцентричную линию «
Милой Фрэнсис», первого акта сотворчества Баумбаха и Гервиг, и прошлогодние меланхоличные размышлений режиссера в одиночку - «
Пока мы молоды», истории об искусстве и разнице в восприятии мира 40- и 20-летними. «Мисс Америка» ловит в фокус 18-летних и 30-летнюю Брук (Гервиг), которая в душе еще импульсивная студентка, хотя в колледже никогда не училась. Ее отец должен жениться на матери Трейси (
Лола Керк, сестра
Джемимы Керк из «
Девочек»), что становится толчком для начала прекрасной дружбы девочки из Джерси и творческого самовлюбленного урагана Брук, которая идет по жизни смеясь, легко выдумывая стартапы и игнорируя легковесность и бессмысленность происходящего. В паре с Гервиг фильмы Баумбаха становятся еще легче, еще смешнее, местами напоминая сериал Girls, но заноза взрослеющего разочарования продолжает ныть в правом боку. Впрочем, жизнь продолжается.
Двукратный призер «Сандэнса» (приз зрительских симпатий и гран-при жюри), «
Я, Эрл и умирающая девушка»
Альфонсо Гомеза-Рейона, тоже стоит причислить к ожидаемым зрительским фаворитам. Это вторая картина Гомеза-Рейона, режиссера лучшей серии первого сезона «
Американской истории ужасов» (второй эпизод), взявшегося экранизировать одноименную книгу
Джесси Эндрюса (адаптация собственной книги для большого экрана стала сценарным дебютом писателя). Снятый постоянным оператором
Чхан-ук Пака Чун Чун Хуном, «Эрл» - киноманская и на первых парах очень ироничная комедия про заканчивающего школу циника Грега (
Томас Манн), скрывающегося за постмодернизмом от страха реальности: вынужденная, «обреченная» дружба с больной лейкемией Рэйчел (
Оливия Кук) заставляет его выбраться из собственного кокона, определиться с колледжем, перестать бояться жестокого мира вокруг и чуть-чуть полюбить себя. Рукотворность и определенная наивность роднят фильм Гомеза-Рейона с картинами
Мишеля Гондри (особенно - с «
Перемоткой», где герои
Джека Блэка и
Мос Дефа также переснимали классические фильмы), а в небольших ролях здесь сплошь замечательные артисты из известных сериалов -
Джон Бернтал,
Ник Офферман и
Конни Бриттон.
(К слову, про любовь к кино, в особенности - к «
Фарго», - повествует и гипнотический, вдохновленный реальными событиями и напоминающий местами «
Побудь в моей шкуре», фильм «
Кумико – охотница за сокровищами»
Дэвида Зеллнера, в котором солирует
Ринко Кикути, главная строчка японского артистического экспорта на западный рынок. Девушка из Японии видит ленту
братьев Коэн и отправляется в Миннесоту в поисках закопанного в снеге чемодана - и ничем хорошим это не заканчивается).
Совсем уж основана на реальных событиях другая важная премьера «Амфеста», которая вряд ли нуждается в представлении. «
Черная месса»
Скотта Купера - новая гангстерская лента в фильмографии
Джонни Деппа и очередной виток в его отношениях с гримерами. На Венецианском кинофестивале фильм приняли сдержанно, но зрительский интерес это, разумеется, не угасило. Уже в октябре лента выйдет в широкий прокат, тогда мы обязательно к ней вернемся, а в рамках смотра по большей части независимых американских фильмов лента Купера, безусловно, выбивалась ансамблем и масштабом.
В отличие от нового Баумбаха или кисло-сладкого хита «Сандэнса» про умирающую от лейкемии девочку, которые в России вряд ли покажут, все хорошо с прокатом и у «
Эшби»
Тони МакНамара. Криминальная драма, где
Микки Рурк, блистающий новым носом, играет бандита на пенсии, который улаживает прошлые дела и учит старшеклассника Эда (
Нат Вулф) быть мужиком, уже можно увидеть в кинотеатрах. Читайте подробнее в
рецензии.
Совсем уж замечательный бенефис выпал на долю
Марка Руффало, сыгравшего в «
Бесконечно белом медведе»
Майя Форбс - еще одной истории про человека и диагноз. В дебютной картине Форбс Руффало досталась роль Кэмерона - потомка богатейшего рода, который страдает от биполярного расстройства. За окном - конец 70-х, жена Кэмерона Мэгги (
Зои Салдана) не просто чернокожая женщина в Бостоне, переполненном до краев ирландцами, но и глава семейства, строящая карьеру в не самое еще предрасположенное для этого время, чтобы содержать семью - мужа и двух дочерей. Солирующий Руффало в некоторой степени компенсирует приторность этой семейной драмы, но, кроме актерских работ (второй план тоже хорош), дебюту Форбс занести себе в актив особенно нечего.
Ссылки по теме:
«Эшби»: Микки Рурк и его новый нос в драме про бандита на пенсии
Алексей Филиппов