Китайские фильмы на фестивале кино и театра в Благовещенске
В эти дни в Благовещенске проходит ежегодный кинофестиваль «Амурская осень» - важнейшее культурное событие в регионе, на котором в этом году изюминкой стали спецпоказы китайских фильмов. Зрителям представили две картины: притчу о семейных ценностях
«Открой твоё окно» режиссера
Цзян Лю и военно-патриотическую драму
«Балет в пламени войны» Дун Ячшуня.
Мы каждый день пользуемся товарами китайского производства, но вот кинематограф из КНР практически не знаем, что странно, учитывая близкое соседство наших стран, политическое сближение и даже проскальзывающие заявления о необходимости введения китайского языка в школах. Тем не менее, у российской и китайской киноиндустрии много общего, в первую очередь, перед ними стоят очень схожие задачи: создавать собственные жанровые фильмы, которые нисколько не уступают западным аналогам и повышать интерес зрителей к отечественной продукции.
Наши соседи из Поднебесной, кроме того, стараются содействовать развитию авторского кино, которое презентует национальные кинематографии на международных кинофестивалях класса “А”. Уже сегодня китайцы достигли в этом значительных успехов, о чем говорит прошлогодняя победа в Берлине фильма
«Чёрный уголь, тонкий лёд» Дао Йинаня, а также рекордные сборы в национальном прокате мультфильма
«Охота на монстра» и комедии
«Человек-блин».
Сближению китайских и российских кинематографистов в настоящее время в силах помочь только фестивали, и в этом направлении пальма первенства без всяких сомнений должна быть у Благовещенска, хотя бы из чисто географических соображений. Столицу Приамурья от приграничного Хэйхэ отделяет только река, которую жители Поднебесной называют Хэйлунцзян (дословный перевод - «Река чёрного дракона»). Достаточно купить билет на теплоход, и уже через 30 минут можно сесть за столик в чифаньке (забегаловка, от кит. чи фань – «есть») на набережной, заказать бутылочку байцзю (китайская водка) и начать скучать по Родине и тосковать по березкам. Чтобы ещё крепче связать две страны, власти Амурской области уже в следующем году обещают перекинуть автомобильный мост и построить канатную дорогу через реку. Организаторы «Амурской осени» же сыграли на опережение, и, возможно, немного поспешили…
«Открой моё окно» - неумелая ученическая работа, из тех, которые отечественные продюсеры называют «телемувиками» и продают за бесценок в послеобеденный эфир на каналы за пределами первых девяти кнопок. В центре сюжета история знакомства десятилетней Сяосюе (
Яо Синьи) и дедушки Чэна (
Ху Силун), которые обитают в зажиточном пригороде на острове Хайнань, куда трудоспособные китайцы отправляют стариков и детей, чтобы не мешали «делать деньги». Незамысловатый концепт, который вполне можно было уместить в сносную короткометражку, растянут на добрые полтора часа, которые авторы с упорством, достойным лучшего применения, заполняют неуверенным монтажом, провальной работой со светом, вымученной актёрской игрой и очевидным моралите о том, что деньги – это не главное. Даже по меркам китайского регионального ТВ картину сложно назвать выдающейся, а её присутствие в рамках зарубежного фестиваля кажется не более чем досадным недоразумением.
Более серьезные творческие задачи ставили перед собой авторы фильма
«Балет в пламени войны». Лента, созданная под художественным руководством
Никиты Михалкова, рассказывает о событиях, происходивших в Маньчжурии в конце Второй Мировой войны. Зверства японских оккупантов и храбрость советских бойцов показаны в лучших традициях современного «патриотического кино». По интонации и общему настроению картина режиссёра
Дун Ячшуня вполне может встать в один ряд с новыми
«А зори здесь тихие»,
«Битвой за Севастополь» и
«Сталинградом». Даже удивительно, насколько стройно выглядит дуэт русского и китайского кино о Великой войне и как глубоко проникает идеология в ткань художественного полотна. Однако пафосную составляющую уравновешивают действительно интересные актёрские работы.
Для роли раненого разведчика
Егор Корешков несколько месяцев изучал китайский язык и культуру и выстроил очень точный образ, доказывающий, что в его арсенале есть не только "жених из «
Горько!»". Весьма убедительна и
Наталья Суркова, играющая «хозяйку трактира», но настоящая звезда фильма - балерина Национального балета Китая, дебютантка
Цао Шуцси. Ей великолепно удалась роль молодой девушки с большим сердцем, которая, несмотря на ужасы войны, остаётся верна мечте – стать балериной.
Оба фильма были весьма тепло встречены публикой, что приятно удивило прибывших представлять работы китайских кинематографистов. К сожалению, ограниченный рамками спецпоказов, фестиваль не смог представить всё разнообразие и многогранность современного китайского кино, но мы надеемся, что уже к следующей «Амурской осени» будет собрана полноценная программа, которая увеличит значимость и влияние фестиваля, а также углубит культурные связи двух стран, и именно в Благовещенске, где выражение "как до Китая" имеет обратный смысл - достаточно всего лишь пересечь реку.
обсуждение >>